Устройство для оценки ответов обучаемых
Изобретение относится к учебным устройствам и является усовершенствованием устройства по авт. св. N 1417022. Цель изобретения - повышение точности устройства. Устройство содержит магнитоуправляемые элементы 1, 2 с кольцевыми элементами подмагничивания 3, 4, носитель информации 5 с размещенными на нем группами магнитных элементов 6.1-6.11, блок оценки 7, состоящий из формирователей импульсов 8, 9, триггера 10, логических элементов И 11, 12, счетчиков 13, 14, дешифратора 15, переключателя 16 выбора задания, элемента И-НЕ 17 и переключателя 18 режима работы, блок 19 индикации, блок 21 управления и регистрации ошибок, состоящий из логических элементов И 22, 23, логических элементов ИЛИ 24, 25, формирователя импульсов 26, блока регистрации 27 и формирователя 28 одиночных импульсов, логический элемент ИЛИ 29 и формирователь импульсов 30. Элементы 1-4, 5 и 6.1-6.11 представляют собой блок 20 ввода учебной информации. Устройство позволяет дополнительно выявлять ошибки, связанные с нарушением последовательности ответа. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1 1) 4 С 09 В 7/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг.!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1417022 (21) 4383058/24-?4 (22) 18.01.88 (46) 30.09.89. Бюл. 1 = 36 (72) В.В.Дмитриев (53) 681.3.071 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
P.- 1300535, кл. С 09 В 7/02, 1985.
Авторское свидетельство СССР
Р 1417022, кл. G 09 В 7/02, 1986 ° (54) УСТРОЙСТВО ДЛЧ ОЦЕ11КИ ОТВЕТОВ
ОБУЧАЕ11ЬБ (57) Изобретение относится к учеб— ным устройствам и является усовершенствованием устройства по авт. св. Ф 1417022. Цель изобретения— повышение точности устройства. Устройство содержит магнитоуправляемые элементы 1, 2 с кольцевыми элементами подмагничивания 3, 4, носитель информации 5 с размещенными на нем
2 группами магнитных элементов 6.1
6.11, блок оценки 7, состоящий из формир вателей импульсов 8, 9,триггера 10, логических элементов И 11, 12, счетчиков 13, 14, дешифратора
15, переключателя 16 выбора задания, элемента И-HE 17 и переключателя 18 режима работы, блок 19 индикации, блок 2 1 управления и регистрации ошибок, состоящий из логических элементов И 22, 23, логических элементов ИЗП1 24, 25, формирователя импульсов 26, блока регистрации 27 и формирователя 28 одиночных импульсов, логический элемент ИЛИ 29 и формирователь импульсов 30. Элементы 1 — 4, 5 и 6,1-6.11 представляют собой блок 20 ввода учебной информации. Устройство позволяет дополнительно выявлять ошибки, связанные с нарушением последовательности ответа. 2 ил.
1511757 4
20 ройстн.
Цель изобретения; повышение точности устройства.
?1а фиг,1 изображена функциональная схема устройстьа; на фиг.2 эпюры напряжений в контрольных точках устройства: а — при правильном отлете обучаемого (в заданной последовательности), б — при неправильном ответе (нарушение последоиатель— ности показа после начала ответа).
Устройство для оценки ответов обучаемых состоит из считывающего узла, выполненного в виде указки, на Одном конце которого размещены параллельно друг другу магнитоуп— равляемые элементы 1 и 2, 1!а них на деты кольцевые элементы 3 и 4 подмагпичивания, одноиме11ные полюса которых сориентир;.:Инны н противоположных направлениях.
На лицевой стороне носителя информации, например, планшета 5,изображена изучаемая схема, а на обратной — закреплены группы магнитных элеме.1тон 6 (на фиг.1 показана од— па из групп 6.1-6.11), отличающихся одна от другой разли иным числом элементов 6. Количество групп соответствует числу вариантов задания. Б кажду1с группу попарно введены первые и вторые дополнительные магнит:ные элементы, например 6.5 и 6.6.
Магнитные элементы 6 сориентирова;|ы таким образом, что при перемещении конца указки по линиям изображениьгх схем, полюса первого и двух последних элементов каждой группы, например, элементов 6.1, 6,10 и
6.11, а также полюса вторых допопнительных элементов, например,эле.мента 6.6, являются одноименными по отпошени1с к направленному навстречу им полюсу элемента 3 подмагничинанпя, а полюса остальных магнитных элементов группы, например,элеИзобретение относится к учебным устройствам, предназначенным для объективной оценки знаний учащихся, а именно к устройствам, оценивающим ответы на несколько вариантов задания„ с использованием указки, изображенной на плакатах,демонстрационных 1цитях класснь1х 1осках или спроецированной на экранах учебной информации — графиков, диаграмм„ электрических, комбинированных и других схем различных изучаемых уст25
55 ментов 6.2, 6.3, 6.4, 6.7, 6.8, 6.9 и первых до11олнительных элементов, например, элемеHTB 6.5 — оцноименные к направленному навстречу им полюсу элемента 4.
Магнитный поток каждого первого дополнительного магнитного элемента, например элемента 6.5, должен быть в 3-5 раз сильнее магнитного потока элемента 3 подмагничинания (устройство при работе не критично к выбору точных величин магнитных потоков первых дополнитель".ûõ элементов). Б общем случае первый дополнительный элемент может состоять из нескольких oGbr И1ых магнитных элементов 6., скрепленных вместе за счет Вз аимодействия своих ма1 пптпых пОтo!con . Дополнител1ьвые магнитнь1е элементы попарно са;bjeùà;îòñÿ»а тех участках изучае1.ых схем„- где обучаемый может совер к-ть ошибку, 11е правильно выбрав направление показа (направление перемещепп11 указки).
Блок 7 оценки состоит из формирователей 8 и 9 импульсов, триггера 10, логических элементов И 11 и
12„ счетчиков 13 и ",4. Дешифратора
15 перекзпсчателя 16 выбора задания, элемента И-HE 17 .I I:åðåI ÷î÷ателя 18 режима работы. К выходу э — åìåíòà 17 подключен блок 19 И1 дикации.
Элементы 1-4 вместе с планшетом
5 и элементами 6 представля1ст собой блОк 20 Ввода учебной информации.
Блок 2 1 управления и регистрации ошибок состоит из логпчес1сих э",åментов И 22 и 23, логи 1еских элементов ИЛИ 24 и 25, форм1 ронателя
26 импульсов (ждущий мультинибратор), блока 27 регистрации и формирователя 28 одиночных импульсов.
Выходы магнитоупранляемых элементов 1 и 2 соответственно соединены с входами логического элемента И11И
29. I< выходу элемента 29 поцключен вход формирователя 30 импульсон (ждущий мультивибратор), инверсный ны— ход которого соединен с входом триггера 10. Элементы блоков 7, 19 и
21, а также элементы 29 и 30 размещены в рукоятке считывающего узла
-(указки) .
Устройство работает следующим образом.
Работа блоков 7, 19 и 21 с элементами 1-6 при правильном отнете обучаемого (н заданной последона t511757 тельности), при ответе в обратной последовательности, при неполном ответе и при ответе не на заданный вариант вопроса осуществляется в той же последовательности, что и в известном устройстве для оценки ответов обучаемых.
Введенные в устройство элементы
6.5, 6.6, 29 и 30 работают следующим образом.
В исходном положении на входах элемента ИЛИ 29 с выходов магнитоуправляемых элементов 1 и 2, установлены уровни "1", Поэтому на выходе элемента 29 и на инверсном выходе формирователя 30 импульсов также установлены уровни "1".
При правильном ответе обучаемого, т.е ° при перемещении конца указки по планшету 5 в заданной последовательности, под воздействием магнитных потоков элементов 6,1, 6.6
6.10 и 6.11, совпадающих по направлению с потоком от элемента 3 подмагничивания, усиливается поле в точке срабатывания магнитоуправляемого элемента 1 и его контакты замыкаются (на фиг.2а этим замьпсаниям соответствуют моменты BpeMeHH t 1» г.71 t12 и t ). Так как величина магнитного потока от элемента 6.5, направленного встречно потоку от элемента 3 подмагничивания, больше величины его магнитного потока в 3-5 раз,то магнитный поток элемента 6.5 в момент нахождения над ним конца указки не только ослабляет магнитное поле от элемента 3 подмагничивания в точке срабатывания магнитоуправляемого элемента 1 (как в случае воздействия потоков от магнитных элементов 6.2-6.4, 6.7-6.9), но и образует новое (обратное) магнитное поле, вызывающее замьпсание контактов элемента 1. Таким образом, в момент времени t (фиг.2а) также происходит срабатывание магнитоуправляемого элемента 1.
Синхронно, с перемещением конца указки по планшету 5, под воздейст-. вием магнитных потоков элементов 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.7, 6 ° 8 и 6.9, совпадающих по направлению с потоком от элемента 4 подмагничивания, усиливается магнитное поле в точке срабатывания магнитоуправляемого элемента 2 и его контакты замыкаются (на фиг.2а этим замыканиям соответствуют времени t 2 t3. t t5 °
И „1).
При замьпсании контактов элемента
1 HIIH 2, HG один из входов логического элемента ИЛИ-29 подается уровень "0". Так как на другом входе элемента 29 в такие моменты времени установлен уровень "1", то и на вы1р ходе этого элемента при замыкании контактов элемента t или 2 будет постоянно установлена "1".
В момент времени Сб магнитный поток от элемента 6.5 вызывает замыкание контактов двух элементов 1 и 2.
На обоих входах логического элемента 29 и на его выходе устанавливаются уровни "0". Формирователь 30 им-. пульсов запускается и вырабатывает
20 на прямом выходе длинный единичный импульс напряжения, а на инверсном— нулевой, Нулевой импульс поступает на выход первого формирователя 8 импульсов и в течение времени -t
25 шунтирует его. 11оэтому дополнительные импульсы, возникающие на выходе магнитоуправляемого элемента I npu срабатывании его от магнитных потоков элементов 6.5 и 6.6 (моменты вре30 IICHH tg ?I ty), не проходят на вход триггера 10 и не переключают его.
Таким образом, при правильном ответе обучаемого на вход триггеоа 10 поступают только импульс напря35 жения, соответствующий началу ответа, и два импульса, соответствующие .концу ответа. На вход счетчика 13 при этом поступает количество импульсов, соответствующее числу маг40 нитных элементов, полюса которых являются одноименными к направленному навстречу им полюсу элемента 4 (в данном случае 7 импульсов). Поэтому при правильном ответе обучае45 мого работа остальных элементов устройства осуществляется так же, как и в известном устройстве для оценки ответов обучаемых.
При неправильном ответе обучаемо— го (нарушении последовательности показа после начала ответа) устройство работает следующим образом.
При перемещении конца указки по планшету 5 (фиг.2б), на выходе магнитоуправляемого элемента 1 формируются нулевые импульсы напряжения в момент времени t<, t5 и 7, а на выходе магнитоуправляемого элемента 2 - в момент времени t2, 1511757
С и . Магнитный поток от элемента 6.5 в момент времени t вызывает замыкание контактов двух магнитоуправляемь?х элементов 1 и 2. Па выходе логического элемента 29„и па инверсном выходе формирователя 30 импульсов устанавливаютсч уровни
"0". Поэтому нулевой импульс, поступающий с инверсного выхода формирователя 30 па выход пергого формирователя 8 импульсов, в течение времени t7-t шунтирует его и не пропускает на вход триггера 10 никаких импульсов.
В момент времени 5 на инверсном выходе триггера 10 от маг?штного потока элемента 6.1 устанавлпвается уровень "0", а в момент Време-. ни С» от магнитного потока элемента 6.6 снова устанав;шваетс?1 уровень 1 . Поэтому на первом Вхо.?е
I) логического элемента И 22 с момента вре1?ени t?)- будег установлен уровень н1н
Так кal в момент времени t c
Выхода фор ?ирователя 9 иа второй вход элемента 2 псступает единичНЫй ИМПУЛЬС IIQIIP?I?1 .ÎÍÈß . I О Оп IIP0 ходит на выход эгогo элемента и через логический элемент ИЛИ 24 посту" пает на вход формирователя 26 им" пульсов. Формирователь запускается и вырабатывает длинный импульс Напряжения, поступа?с111ий на вход блока 27 регистрации, а через логический элемент ИЛИ 25 — на установоч1 ные входы "R" элементов 10, 13 и 14 блока 7 оценки. Блок 27 регистрации фиксирует допущенную обучаемым ошибку, а элементы памяти блока 7 оценки под действием импульса напряжения с выхода элемента 25 устанавливаются в исходные состояния и готовы к оценке повторного ответа обучаемого на заданш>п?1 вариант вопроса.
Формула изобретения
УстРойс ) BO jJJI?I o?J)t. IIKH О I H :-. .) 0H 0Cl5 чаемых по авт. св. ?." 1417022, 0 т— л и ч а ю ц е е с 51 тем )?то целью новы?)?ени?1 то пост;1 устройства, в него Введены 3 рати)I эле?)е?)т ИЗД4
)1етвертьп1 формирователь импульсов, выход которого подключен к входу триггера G вход сосдинен с выходам четвертого эл"мента ИЛИ, входы которого пО(1к?1ючены к Выходам блока ВВО" да учебной ш1формации.
1511757 г 4 4 44 < 44 6п e ц
4 4 4 4 44ь г 4
К
Фиг. Г
Составитель О. Болдырев
Редактор И.Касарда Техред И,Дидык Корректор С,Ыекмар ! . Заказ 5906/52 Тираж 469 Подписное
ИНКАМИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101




