Устройство для компенсации сдвига изображения в аэрофотоаппарате
Изобретение относится к фототехнике и повышает точность устройств для компенсации сдвига изображения в аэрофотоаппаратах. Оправа 2 с линзами объектива 1 закреплена на концах пластин 3,4, укрепленных на прикладной рамке 5 параллельно друг другу. Рамка 5 жестко связана с корпусом 6, в котором размещены вал 9 с двумя эксцентриками 10,11 и пружины 7,8, осуществляющие кинематическую связь объектива 1 с приводом. На валу 9, связанном с двигателем 17, установлено реле 18, электрически связанное с командным прибором 19. При вращении вала 9 по команде с прибора 19 эксцентрики 10,11, взаимодействуя с оправой 2, сообщают поступательное движение объективу 1 в направлении, противоположном направлению полета. Реле 18 срабатывает, когда оптическая ось объектива 1 приблизится к центру снимка. После завершения эксцентриками 10,11 полного оборота реле 18 подает сигнал на выключение двигателя 17. 1 з.п. ф-лы. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАГИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 С 03 В,41/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ
:Ь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4387460/24-10 (22) 11 ° 01. 88 (46) 23.09.89. Бюл. У 35 (71) Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф.Н.Красовского (72) М.И.Русинов, Е.Н.Коренев и К.В.Соколов (53) 778.35 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 387324, кл. G 03 В 41/00, 1973.
Патент СИА - 3422739, кл. G 03 В 29/00, опублик. 1969.
2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ СДВИГА ИЗОБРАЖЕНИЯ В АЭРОФОТОАППАРАТЕ (57) Изобретение относится к фото— технике и повышает точность устройств для компенсации сдвига изображения в аэрофотоаппаратах. Оправа
2 с линзами объектива 1 закреплена на концах пластин 3, 4, укрепленных на прикладной рамке 5 параллельно друг другу. Рамка 5 жестко связана с корпусом 6, в котором размещены вал 9 с двумя эксцентриками
10, 11 и пружины 7, 8, осуществляю3 1509814 4 щие кинематическую связь объектива 11 ективу 1 в направлении, пр::тиво. :îæc приводом. На валу 9, связанном с ном направлению полета. Реле 18 срадвигателем 16, установлено реле 18, батывает, когда оптическая ось объэлектрически связанное с командным
5 ектива 1 приблизится к центру снимка. прибором 19. При вращении вала 9 После завершения эксцентриками 10, по команде с прибора 19 эксцентрики 11 полного оборота реле 18 подает
10, 11, взаимодействуя с оправой 2, сигнал на выключение двигателя 16. сообщают поступательное движение объ- 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Изобретение относится к фототехнике, конкретно к аппаратуре для 15 аэрофотосъемки.
Целью изобретения является повышение точности компенсации.
На чертеже изображено устройство, общий вид. 20
Устройство содержит линзы объектива 1, размещенные в оправе 2, закрепленной на концах плоских пластин 3 и 4, расположенных параллельно друг другу и перпендикулярно ори- 25 ентирной оси, совпадающей с направлением движения аэрофотоаппарата °
Пластины 3 и 4 закреплены на основании прикладной рамки 5, установленной за объективом 1 перпендику- 30 лярно его оптической оси и жестка
1 связанной с корпусом 6. Между корпусом 6 и оправой 2 расположены прижимные пружины 7 и 8. Объектив 1 кинематически связан с приводом с помощью вала 9 с закрепленными на нем двумя эксцентриками 10 и 11, взаимодействующими с оправой 2. Вал 9 и пружины 7 и 8 расположены в плоскости, проходящей через оптическую 40 ось объектива 1 перпендикулярно плоскости пластин 3 и 4, причем вал 9 с эксцентриками 10 и 11 установлен параллельно оптической оси объектива 1
B подшипниках 12 KpoHIIITeHHoB 13 за- 45 крепленных на корпусе 6. К эксцентрикам 10 и 11 пружинами 7 и 8 прижаты упоры 14 и 15, установленные на оправе 2 объектива 1. Привод выполнен в виде электродвигателя 16, соединенного с валом 9 через редуктор
17. Вал 9 соединен также с реле 18.
Двигатель 16 и реле 18 электрически связаны с командным прибором 19. Между упорами 14 и 15 и эксцентриками
10 и 11 установлены толкатели 20 и
21, которые демпфируют воздействие крутящих моментов эксцентриков 10 и
11 на объектив 1, и снабжены роликами на концах, соприкасающимися с эксцентриками 10 и 11.
В исходном положении объектива 1 его оптическая ось смещена относительно центра снимка в сторону полета самолета на отрезок, равный половине максимально возможного сдвига изображения при аэросъемке в различных режимах, и дополнительно на величину, необходимую для разгона и приобретения установившегося режима перемещения объектива. Эксцентрики 10 и 11, рабочие участки поверхности которых обрабатываются по форме архимедовой спирали, должны обеспечивать за один оборот поступательное движение объектива 1 в период максимальной экспозиции и плавное возвращение его в исходное положение после ее окончания.
Прижимные пружины 7 и 8 должны быть рассчитаны на усилие, обеспечивающее исключение перемещения объектива 1, обусловленного воздействием ускорений, создаваемых вибрацией носителя, воздушными потоками и другими причинами, во время экспозиции, Устройство для компенсации сдвига изображения в аэрофотоаппарате работает следующим образом.
По сигналу командного прибора 19 включается двигатель 16. Двигатель 16 через редуктор 17 вращает вал 9 с эксцентриками 10 и 11, которые сообщают поступательное движение оправе 2 объектива из исходного положения в направлении, пративоположном направлению полета. В положении, когда оптическая ось объектива
1 приблизится к центру снимка, срабатывает реле 18 (положение объектива, при котором срабатывает реле, устанавливается в период регулировки с учетом времени открытия затвора), посылая сигнал в командный прибор 19, который включает привод затвора (не
14 относительно его центра в данном случае определяется в фиксированном эксцентриками 10 и 11 положении объектива 1, соответствующем срабатыванию реле 18 в начале экспозиции.
Перемещение объектива 1 на пластинах 3 и 4 осуществляется по принципу пантографа, поэтому изменяется расстояние между объективом 1 и прикладной рамкой 5, а следовательно, изменяется задний фокальный отрезок аэрофотоаппарата.
Формула изобретения
1. Устройство для компенсации сдвига изображения в.аэрофотоаппа30
2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено размещенными между эксцентриками и оправой объектива толкателями, выполненными в виде закрепленных на кронштейнах стержней, на концах которых установлены ролики, контактирующие с эксцентриками.
40
Составитель С.Шигалович
Редактор С.Пекарь Техред Л.Олийнык Корректор H.Âàñèëüåâà
Заказ 5807/42 Тираж 411 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина, 101
5 15098 показан) объектива 1. После окончания экспозиции эксцентрики 10 и 11 продолжают вращаться до завершения полного оборота и возвращения в ис5 ходное положение, в котором срабатывает реле 18, посылая сигнал в командный прибор 19 на выключение двигателя 16. На этом цикл работы устройства компенсации сдвига изображения заканчивается.
Крепление оправы 2 объектива 1 к основанию прикладной рамки 5 с помощью пластин 3 и 4 является полужестким, так как позволяет перемещать объектив 1 в плоскости, параллельной фокальной плоскости аэрофотоаппарата, но только по одному направлению, перпендикулярному плоскости пластин 3 и 4, что вызывает 20 непостоянство положения главной точки снимка в этом направлении и изменение заднего фокального отрезка аэрофотоаппарата при перемещении объектива 1. 25
Положение главной точки снимка рате, содержащее размещенные в корпусе объектив, оправа которого расположена между плоскими пластинами, установленными параллельно между собой, а также привод, кинематически связанный с объективом и командный прибор, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, в него введена установленная за объективом перпендикулярно его оптической оси и жестко связанная с корпусом прикладная рамка, на основании которой закреплены одними концами пластины, другие концы которых соединены с оправой, при этом кинематическая связь между приводом и объективом выполнена в виде, установленного на кронштейнах параллельно оптической оси объектива вала с закрепленными на нем-.двумя эксцентриками, взаимодействующими с оправой, а между оправой и корпусом расположены две введенные пружины, причем вал и пружины размещены в плоскости, проходящей через оптическую ось объектива перпендикулярно плоскости пластин, при этом один конец вала связан с приводом, а другой его конец соединен с введенным реле,электрически связанным с командным прибором.


