Двухдвигательный электропривод
Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано в электроприводах с использованием силовых жил кабеля для дистанционного управления электродвигателями. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей. Электропривод содержит два электродвигателя (Э) 1, 2, четыре ключа управления (КУ) 3-6, три силовых контактора (СК), четыре вспомогательных контактора (ВК). При замыкании из исходного состояния любых двух КУ 3 - 6 попарно сработает первый (или второй, или третий) ВК и подготовит цепи питания первого (или второго) СК. При замыкании третьего (оставшегося) КУ сработает первый ( или второй, или второй, а затем первый) СК, которые подключат Э 1 (или Э 2, или Э 2, а затем Э 1) к сети, и Э будут вращаться в направлении вперед. Если при включении Э 1 и 2 для совместной работы /КУ 3,5/ до замыкания КУ 4 замкнуть КУ 6, то сработает четвертый ВК и подготовит цепь питания третьего СК. При замыкании КУ 4 сработают второй, а затем третий СК, которые подключат Э 2 и 1 к сети, причем Э 2 будет вращаться в направлении вперед, а Э 1 - назад. Предлагаемый электродвигатель позволяет осуществлять на одну функцию больше. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 Н 02 Р 1/54
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ1ЕНИЯ
H Д торС О СВИД т Л Ст М
i " СИНЯ
" Ы: г А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР
1 (61 ) 1328909 (21) 4351120/24-07 (22) 29.12.87 (46) 15.09.89. Бюл. Ф 34 (75) В.К.Бибикман (53) 621.316.717(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР к- 1328909, кл . Н 02 Р 1/54, 1986 . (54) ДВУХДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано в электроприводах с использованием силовых жил кабеля для дистанционного управления электродвигателями.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей. Электропривод содержит два электродвигателя (Э) 1, 2, четыре ключа управления (КУ) 3-6, три силовых контактора (СК), четыре вспомогательных контак„„SU„„1508328 А 2
2 тора (ВК). При замыкании из исходного состояния любых двух IG 3 — 6 попарно сработает первый (или второй, или третий) ВК и подготовит цепи питания первого (или второго) СК. При замыкании третьего (оставшегося) КУ сработает первый (или второй, или второй, а затем первый) СК, которые подключат Э f (или Э 2, или Э 2, а затем Э 1) к сети, и Э будут вращаться в направлении вперед. Если при включении Э 1 и 2 для совместной работы (КУ 3, 5) до замыкания КУ 4 замкнуть КУ 6, то сработает четвертый
ВК и подготовит цепь питания третьего СК. При замыкании КУ 4 сработают второй, а затем третий СК, которые подключат Э 2 и 1 к сети, причем Э 2 будет вращаться в направлении вперед, а Э 1 — назад. Электродвигатель позволяет осуществлять на одну функцию больше. 1 ил.
1508328
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах различных механизмов с использованием, силовых жил кабеля для дистанционного управления электродвигателя.
Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей двухдвигательного электропривода.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема двухдвигательного электропривода.
Двухдвигательный электропривод содержит два трехфазных асинхронных электродвигателя 1 и 2, четыре ключа 3 — б управления без самовозвраI та, первый силовой контактор с катушкой 7 и тремя замыкающими контактами 8 — 10, второй силовой контактор с катушкой 11 и четырьмя замыкающими контактами 12 — 15, третий силовой контактор с катушкой 16 и тремя замыкающими контактами 17 — 19, первый вспомогательный контактор с катушкой 20, двумя раэмыкающими 21 и 22 и замыкающим 23, контактами, второй вспомогательный контактор с катушкой 24, двумя размыкающими 25 и
26 и замыкающим 27 контактами, третий: вспомогательный контактор с катушкой
28, тремя раэмыкающими 29 — 31 и тремя замыкающими 32 вЂ, 34 контактами, четвертый вспомогательный контактор с катушкой 35, размыкающим 36 и замыкающим 37 койтактами, одни выводы ключей 3 — 6 управления снабжены зажимами для подключения к источнику питания, другие выводы ключей 3 — 5 управления через соответствующие замыкающие контакты 8 — 10 и 12 — 14 первого и второго силовых контакторов подключены к фазам статорных обмоток электрбдвигателей 1 и 2, а через соответствующие замыкающие контакты 17 — 19 третьего силового контактора - к упомянутым фазам в реверсивном включении по отношению к контактам 8 - 10, другой вывод первого ключа 3 управления через размыкающий контакт 36 четвертого вспомогательного контактора соединен с од ним выводом катушки 7 первого силового контактора, а через замыкающий
"контакт 37 четвертого вспомогатель ного контактора — с одним выводом катушки 16 третьего силового контак:тора, другой вывод второго ключа 4 управления через первый размыкающий контакт 25 второго вспомогательного контактора соединен с одним выводом катушки 20 первого вспомогательного контактора, другой вывод третьего ключа 5 управления соединен с одним выводом катушки 28 третьего вспомогательного контактора, а через первый размыкающий контакт 21 первого вспомогательного контактора — с одним выводом катушки 24 второго вспомогательного контактора, другой вывод четвертого ключа 6 управления соединен с одним выводом катушки 35
15 четвертого вспомогательного контактора, другие выводы катушек 7 и 16 первого и третьего силовых контакторов соответственно объединены и соединены с одним выводом четвертого
20 замыкающего контакта 15, второго силового контактора и с одним выводом первого замыкающего контакта 23 первого вспомогательного контактора, другой вывод которого соединен с од25 ним выводом первого размыкающего контакта 29 третьего вспомогательного контактора и с одним выводом первого замыкающего контакта 27 второго вспомогательного контактора, другой
30 вывод которого соединен с другим выводом катушки 1 1 второго силового контактора, а через первый замыкающий контакт 32 третьего вспомогательного контактора — с другим выводом второго ключа 4 управления и с одним выводом второго замыкающего контакта 33 третьего вспомогательного контактора, другой вывод которого соединен с другим выводом четвертого
40 замыкающего контакта 15 второго силового контактора, другой вывод первого размыкающего контакта 29 третьего вспомогательного контактора соединен с другим выводом третьего клю45 ча 5 управления, другой вывод катушки
24 второго вспомогательного контактора через второй размыкающий кон° такт 30 третьего вспомогательного контактора соединен с другим выводом второго ключа 4 управления, другой вывод катушки 20 первого вспомогательного контактора через третий размыкающий контакт 31 третьего вспомогательного контактора соединен с другим выводом первого ключа 3 управления, другой вывод катушки 28 третьего вспомогательного контактора через последовательно соединенные вто-, рые размыкающие контакты 26 и 22
15083 второго и первого вспомогательных контакторов соответственно соединен с другим выводом первого ключа 3 управления, другой вывод катушки 35 четвертого вспомогательного контак5 тора через третий замыкающий контакт
34 третьего вспомогательного контактора соединен с другим выводом катушки 28 третьего вспомогательного контактора.
Двухдвигательный электропривод работает следующим образом.
В исходном состоянии ключи 3 — 6 управления разомкнуты, катушки 7, 11, 16, 20, 24, 28 и 35 контакторов обесточены, электродвигатели 1 и 2 отключены.
При замыкании (из исходного состояния) ключей 3 и 4 управления ка- 20 тушка 20 первого вспомогательного контактора получает питание по цепи: ключ 3 — контакт 31 — катушка 20 контакт 25 — ключ 4, в результате чего первый вспомогательный контактор 25 сработает и разомкнет контакты 21 и 22 и замкнет контакт 23, причем контакты 21 и 22 разорвут цепи питания катушек 24 и 28 второго и третьего вспомогательных контакторов соответственно, а контакт 23 подготовит цепи питания катушек 7 и 16 первого и третьего силовых контакторов. При замыкании ключа 5 управления катушка
7 первого силового контактора получает питание по цепи: ключ 3 — кон35 такт 36 — катушка 7 — контакты 23 и
29 — ключ 5, в ре зульта те чего пе рвый силовой контактор сработает, замкнет контакты 8 — 10 и подключит к источнику питания электродвигатель
1, который будет вращаться в направлении "Вперед". Отключение работающего электродвигателя l осуществляется одновременным размыканием клю45 чей 3 — 5 управления.
При замыкании (из исходного состояния) ключей 4 и 5 управления катушка 24 второго вспомогательного контактора получает питание по цепи:
50 ключ 4 — контакт 30 — катушка 24 контакт 21 — ключ 5, в результате чего второй вспомогательный контактор сработает, разомкнет контакты
25 и 26 и замкнет контакт 27, причем контакты 25 и 26 разорвут цепи пи55. тания катушек 20 и 28 первого и третьего вспомогательных контакторов соответственно, а контакт 27 подго28 товит цепь питания катушки 11 второго силового контактора. При замыкании ключа 3 управления катушка 1 1 второго силового контактора получает питание по цепи: ключ 3 — катушка
11 — контакты 27 и 29 — ключ 5, в результате чего второй силовой контактор сработает и замкнет контакты
12 — 15, причем контакты 12 — 14 подключат к источнику питания электродвигатель 2, который будет вращаться в направлении "Вперед", а контакт
15 не повлияет на работу электропривода. Отключение работающего электродвигателя 2 осуществляется одновременным размыканием ключей 3 — 5 управления.
При замыкании (из исходного положения) ключей 3 и 5 управления катушка 28 третьего вспомогательного контактора получает питание по цепи: ключ 3 — контакты 22 и 26 — катушка
28 — ключ 5, в результате чего третий вспомогательный контактор сработает, разомкнет контакты 29 — 31 и замкнет контакты 32 — 34, причем контакт 29 отключит катушки 7, 11 и 16 первого, второго и третьего силовых контакторов от ключа 5 управления, контакты 30 и 31 разорвут цепи питания катушек 24 и 20 второго и первого вспомогательных контакторов соответственно, контакты 32 и 33 подготовят цепи питания катушек 11, 7 и 16 второго, первого и третьего силовых контакторов соответственно, а контакт 34 — цепь питания катушки ,35 четвертого вспомогательного контактора. При замыкании ключа 4 управления катушка 11 второго силового контактора получает питание по цепи: ключ 3 — катушка 11 — контакт 32 ключ 4, в результате чего второй си- ловой контактор сработает и замкнет контакты 12 — 15, причем контакты
12 — 14 подключат к источнику питания электродвигатель 2, который бу.дет вращаться в направлении "Вперед", а контакт 15 подаст питание на катушку 7 первого силового контактора по цепи: ключ 3 — контакт 36 — катушка
7 — контакты 15 и 33 — ключ 4, в результате чего первый силовой контактор сработает, замкнет контакты 8
10 и подключит к источнику питания электродвигатель 1, который будет вращаться также в направлении "Впе-!! ред . Последовательное во времени
1508328 то трех в прототипе), так как можно осуществлять совместное вращение роторов электродвигателей как в одинаковых, так и в разных направлениях.
Составитель А.Исаев
Техред N,Õoäà è÷ Корректор С.Иекмар
Редактор А.Ревин
Заказ 5550/56 Тираж, 550 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент". г.ужгород, ул. Гагарина, 101 включение электродвигателей 1 и 2 улучшает условия пуска.
Если в процессе включения обоих электродвигателей после срабатывания третьего вспомогательного контактора (до замыкания ключа 4 управления) замкнуть ключ 6 управления,то катушка 35 четвертого вспомогательного контактора получит питание по цепи: ключ 3 — контакты 22, 26 и 34 — катушка 35 — ключ 6, в результате чего четвертый вспомогательный контактор сработает, разомкнет контакт 36 и замкнет контакт 37, причем контакт
36 разорвет цепь питания катушки 7 первого силового контактора, а контакт 37 подготовит цепь питания катушки 16 третьего силового контактора. При замыкании ключа 4 упоавления катушка 11 второго силового контактора получает питание по цепи: ключ
3 — катушка 11 — контакт 32 — ключ 4, в результате чего второй силовой контактор сработает и замкнет контакты 25
12 — 15, причем контакты 12 - 14 под- ключат к источнику питания электродвигатель 2, который будет вращаться в направлении "Вперед", а контакт . 15 подаст питание на катушку 16 третьего силового контактора по цепи: ключ 3 — контакт 37 — катушка 16 о контакты 15 и 33 — ключ 4, при этом третий силовой контактор сработает, замкнет контакты 17 — 19 и подключит к источнику питания электродвигатель 1, который будет вращаться в направлении "Назад", т.е. электродвигатели 1 и 2 будут вращаться в разных направлениях. Отключение работающих электродвигателей 1 и 2 осуществляется одновременным размыканием ключей 3 — 6 управления.
Таким образом, в предлагаемом двухдвигательном электроприводе(по сравнению с прототипом) расширены эксплуатационные возможности электро .привода (предлагаемый электропривод может. выполнять четыре функции вмесФормула и э о б р е т е н и я
Двухдвигательный электропривод по авт. св. У 1328909, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, он снабжен четвертым ключом управления без самовозврата,третьим силовым контактором и катушкой и тремя замыкающими контактами, четвертым вспомогательным контактором с катушкой, с одним замыкающим и с одним размыкающим контактами, указанный третий вспомогательный контактор снабжен третьим замыкающим контактом, один вывод укаэанного четвертого ключа управления снабжен зажимом, предназначенным для подключения к источнику питания, другой вывод четвертого ключа управления соединен с одним из выводов катушки четвертого вспомогательного контактора, другой вывод которой соединен с другим выводом катушки третьего вспомогательного контактора через третий замыкающий контакт третьего вспомогательного контактора, другие выводы первого, второго и третьего ключей управления, через соответствующие замыI кающие контакты третьего силового контактора подключены к фазам статорной обмотки первого электродвигателя в реверсивном включения по отношению к соответствующим замыкающим контактам первого силового контактора, причем вывод первого ключа у1травления через размыкающий и замыкающий контакты четвертого вспомогательного контактора соединен с одними выводами катушек соответственно первого и третьего силовых контакторов, другой вывод катушки третьего силового контактора соединен с другим выводом катушки первого силового контактора.



