Гидроинерционный трансформатор вращающего момента
Изобретение относится к машиностроению. С целью уменьшения осевого габарита в инерционном трансформаторе вращающего момента при вращении входного вала 2 с водилом 4 сателлиты 6 и 9 обкатывают центральные колеса 5 и 8 и приводят в движение лопастные колеса 7 и 10. Последние перемещают подвижные грузы в гидрокамерах 13 из верхнего в нижнее положение, а в гидрокамерах 14 из нижнего в верхнее относительно центра трансформатора. При этом центробежные силы подвижных грузов создают на центральном колесе 5 положительные импульсы момента, передаваемые на выходной вал 3, и на центральном колесе 8 создают импульсы отрицательного момента, замыкаемого на корпусе 1. При переходе трансформатора из режима муфты в режим трансформации момента часть подвижных грузов размещается в гидрокамерах 13, а другая часть находится в гидроаккумуляторах 21, при этом в гидрокамерах 14 подвижные грузы отсутствуют и поэтому отрицательные импульсы момента не возникают. 1 з.п.ф, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
0% (I I) А1 (51) 4 Е 16 Н 33/14, 47/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А
7 1!1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЭОБРЮЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4243326/25-28 (22) 12.05,87 (46) 07.09.89. Бюл. Ф 33 (75) И.М. Данильченко (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1441126, кл. Г 16 H 33/14, 1987. (54) ПЩРОИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР
ВРАЩА10ЩЕГО МОМЕНТА (57) Изобретение относится к машиностроению. С целью уменьшения осевого габарита в инерционном трансформаторе вращающего момента при вращении входного вала 2 с водилом 4 са-, теллиты 6 и 9 обкатывают центральные колеса 5 и 8 и приводят в движение лопастные колеса 7 и 10. Последние перемещают подвижные грузы в гидрокамерах 13 из верхнего в ниж2 нее положение, а в гидрокамерах 14 из нижнего в верхнее относительно центра трансформатора. При этом центробежные силы подвижных грузов создают на центральном колесе 5 положительные импульсы момента, передаваемые на выходной вал 3, и на центральном колесе 8 создают импульсы отрицательного момента, замыкаемого на корпусе 1. При переходе трансформатора из режима муфты в режим трансформации момента часть подвижных грузов размещается в гидрокамерах 13, а другая часть находится в гидроаккумуляторах 21, при этом в гидрокамерах 14 подвижные груэы отсутствуют и поэтому отрицательные импульсы момента не возникают. 1 з.п.
A-лы, 2 ил, 207
3 1506
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах малин в качестве инерционного трансформатора вращающего момента.
Цель изобретения — уменьшение осевых габаритов.
На фиг.1 изображена схема инерционного трансформатора вращающего момента; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Гидроинерционный трансформатор вращающего момента содержит корпус
1, входной 2 и выходной 3 валы, два планетарных механизма с общим воДилом 4, первый из которых включает центральное колесо 5 и сателлиты 6 с лопастными колесами 7, а второй включает центральное колесо 8 и сателлиты 9 с лопастными колесами 10.
Сателлиты 6 и 9 разных планетарных механизмов расположены парами на параллельных осях 11 и 12, лопастные колеса 7 и 10 этих сателлитов в спаренных гидрокамерах 13 и 14, имеющих каждая входную 15 и выходную 16 полости, соединенные каналами 17
19, обеспечивающими перемещение подвижного груза 20 из гидрокамеры 14 в гидрокамеру 13 через канал 17 при проходе грузом 20 верхнего положения и через каналы 18 и 19 из гидрокамеры 13 в гидрокамеру 14 при проходе грузом 20 нижнего положения. Входные
15 и выходные 16 полости каждой спаренной гидрокамеры расположены в верхней и нижней частях гидрокамер относительно центра трансформатора.
Водило 4 соединено с входным валом
2, а центральные колеса 5 и 8 связаны соответственно с выходным валом
3 и корпусом 1.
Трансформатор может содержать 45 гидроаккумуляторы 21, каждый из которых каналами 22 и 23 соединен с выходной полостью гидрокамер 14.Между стенкой каждой гидрокамеры 14 и лопастным колесом 10 для воздухо-- 50 обмена имеется щель 24. Гидроаккумулятор 21 может быть выполнен в виде резервуара, имеющего в поперечном сечении форму сектора, расположенного концентрично относительно центра трансформатора.
Гидрокамеры 13 и 14 могут быть расположены радиально, т.е. одна над другой, Трансформатор работает следующим образом„
При вращении входного вала 2 с водилом 4 и наличии момента сопротивления на выходном валу 3 сателлиты 6 и
9 будут обкатывать соответственно центральные колеса 5 и 8 и приводить в движение лопастные колеца 7 и 10.
В свою очередь лопастные колеса 7 будут перемещать груз 20 в гидрокамерах 13 из верхнего в нижнее положение, ближе к центру трансформатора, а лопастные колеса 10 в гидрокамерах
l4 — из нижнего в верхнее положение.
При проходе грузами верхних и нижних положений они под действием центробежных сил перетекают из одной камеры в другую через каналы 17 и 19.
При этом центробежными силами инерции грузов 20, перемещающихся на лопастных колесах 7, на центральном колесе 5 создается положительный импульс момента, вращающий выходной вал 3, а силами инерции грузов 20,перемещающихся на лопастных колесах 10, на центральном колесе Я создается отрицательный импульс момента, замыкаемый на корпус 1, Ло мере повышения частоты вращения выходного вала 3 и снижения на нем момента сопротивления уменьшается относительная скорость сателлитов
6 и соответственно снижается циркуляция грузов между камерами 13 и 14, вследствие чего часть груза, перемещающего на лопастях колес 10 в гидрокамерах 14, при проходе верхнего положения, не имея возможности перейти в гидрокамеры 13, перетекает через каналы 22 в полости гидроаккумуляторов 21, а дисбаланс сателлитов 9 снижается и соответственно уменьшается величина отрицательного импульса вращающего момента.
В результате при переходе трансформатора в режим муфты одна часть подвижного груза размещается в гидрокамерах 13, создавая положительный импульс, другая часть нж.одится в гидроаккумуляторах 21 в нерабочем положении, а в гидрокамерах 14 груз отсутствует и отрицательный импульс не создается, чем обеспечива«тся снижение потерь передаваемой мощности на трение.
При переходе трансформатор;ра из режима муфты в режим rp ис оптации моб207
Фо р мул а и з об р е те ни я
20!. Гидроинерционный трансформатор вращающего момента, содержащий корпус, входной и выходной валы, два планетарных механизма с общим водиl
Фиг 1
Составитель О.Косарев Редактор Н.Лазаренко Техред М.Ходанич Корректор М.Пожо
Заказ 5410/38
Тираж 721
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
5 150 мента подвижный груз 20 из гилроаккумуляторов 21 через каналы 22 вновь поступает в потоки циркуляции его между спаренными гидрокамерами 13 и
l4, При этом воэдухообмен между llo лостями гидроаккумуляторов и гидрокамер осуществляется через каналы 23.
При работе трансформатора в режиме муфты и близких к нему режимах, при которых относительное движение сателлитов 6 и лопастных колес 7 отсутствует или незначительное, подвижный груз 20 перетекает из гидрокамер 13 в гидрокамеры 14 по каналам
I8 и щелям 24, установленным для этих целей между стенкой каждой гидрокамеры 14 и лопастным колесом 10, лом, соединенным с входным лалом,каждый из которых включает центральное колесо, у одного механизма связанное
5 с выходным валом у другого — с к< рФ пусом, и сателлиты с лопастными коле— сами, закрепленные на водиле гидрокамеры с входными и выходными полостями и подвижные грузы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью yMeHbtue— ния осевых габаритов, сателлиты разных планетарных механизмов расположены парами на параллельных осях, лопастные колеса парных сателлитов
15 размещены в гидрокамерах, последние спарены и разноименные полости разных гидрокамер соединены каналами для перемещения подвижных грузов из одной камеры в другую, 2. Трансформатор по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что он снабжен гидроаккумуляторами, соединенными посредством каналов с соответствую25 щими гидрокамерами„


