Способ шлифования зубчатых изделий профильным кругом
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых изделий (зубчатых колес, зубчатых муфт, шлицевых изделий и т.п.) профильным кругом. Цель изобретения - повышение точности (по толщине зуба и шагу) путем коррекции положения шлифовального круга. Для обеспечения заданной толщины каждого зуба, равной T<SB POS="POST">0</SB>, на каждом шаге необходимо создавать такие условия шлифования, при которых усилия распределялись бы в соответствии с толщинами металла S<SB POS="POST">1</SB> и S<SB POS="POST">2</SB> на шлифуемых сторонах смежных зубьв. При установке очередной пары зубьев в позицию шлифования определяют толщину металла, которую необходимо сошлифовать на каждом зубе со смежных сторон, чтобы обеспечить необходимую толщину каждого зуба и обеспечить заданный шаг T<SB POS="POST">0</SB>. По полученным величинам S<SB POS="POST">1</SB> и S<SB POS="POST">2</SB> определяют возможную (ожидаемую) погрешность. С учетом жесткости системы СПИД, определяемой, например, по величине постоянной времени Т системы СПИД (вдоль оси шлифовального круга), по статической жесткости системы СПИД и т.п., расчитывают величину смещения у шлифовального круга по оси шпинделя, исходя из приведенного соотношения, и смещают шпиндель шлифовального круга по оси на эту величину. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК цц 4 В 23 F 5 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 3993880/31-08 (22) 04.11.85 (46) 23.08.89. Бюл. № 31 (7 l ) Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) В. Ю. Новиков (53) 621.924.6.04:621.833.15(088.8) (56) Сильвестров Б. Н. Зубошлифовальные работы.— М.: Высшая школа, 1985, с. 143—
154. (54) СПОСОБ ШЛИФОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРОФИЛЬНЫМ КРУГОМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых изделий (зубчатых колес, зубчатых муфт, шлицевых изделий и T. п.) профильным кругом. Цель изобретения повышение точности (по толщине зуба и шагу) путем коррекции положения шлифовального круга. Для обеспечения заданной
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении зубчатых изделий (зубчатых колес, зубчатых муфт, шлицевых изделий и т. п.) профильным кругом.
Цель изобретения — повышение точности изготовления зубчатых изделий (по толщине зуба и шагу) путем коррекции положения шлифовального круга вдоль оси на величину определяемую с учетом состояния системы
C:ПИД.
На фиг. 1 приведена схема настройки шлифовального станка на операции шлифования первого паза на проход; на фиг. 2— схема положения шлифовального круга относительно зубчатого изделия при шлифовании прилегающих сторон зубьев во втором, третьем, ..., л-м пазу с неодинаковой вели чиной припуска на обработку; на фиг. 3-схема настройки, поясняющая процесс шлиÄÄSUÄÄ 1502236 A 1
2 толщины каждого зуба, равной /О, на каждом шаге необходимо создавать такие условия шлифования, при которых усилия распределялись бы в соответствии с толщинами металла SI и S2 на шлифуемых сторонах смежных зубьев. При установке очередной пары зубьев в позицию шлифования определяют толщину металла, которую необходимо сошлифовать на каждом зубе со смежных сторон, чтобы обеспечить необходимую толщину каждого зуба и обеспечить заданный шаг 4.
По полученным величинам Si и S2 определяют возможную (ожидаемую) погрешность
С учетом жесткости системы СПИД, определяемой, например, по величине постоянной времени Т системы СПИД (вдоль оси шлифовального круга), по статической жесткости системы СПИД и т. п. рассчитывают величину смещения у шлифовального круга по оси шпинделя, исходя из приведенного соотношения, и смещают шпиндель шлифовального круга по оси на эту величину. 3 ил. фования изделия, с учетом коррекции положения шлифовального круга.
При шлифовании прилегающих сторон соседних зубьев шлифовальный круг вводится в паз между зубьями (фиг. 1). При шлифовании первой пары зубьев изделие устанавливается так, чтобы шлифовальный круг касался обоих соседних зубьев. Затем шлифование осуществляется так, что с прилегающих сторон каждого зуба сошлифовывается одинаковый припуск. При шлифовании одинаковых толщин металла на обработку создаются одинаковые силы на шлифовальный круг со стороны обоих зубьев и круг остается в положении, какое ему было задано при настройке.
Для шлифования следующей пары зубьев зубчатое изделие перемещают на один шаг Ь
При этом очередной паз оказывается под кругом. В силу технологических или кине1502236 матических погрешностей обработке подлежат неодинаковые толщины металла на прилегающих сторонах соседних зубьев. Проходя по впадине шлифовальный круг встречает различные сопротивле. пя со стороны каждого прилегающего зуба: со стороны большей толщины металла Sl — большее, со стороны меньшей Sz — меньшее.
B результате такого неравного соотношения сил с двух сторон, действующих на круг со стороны шлифуемых соседних зубьев
<нлифональный круг прогибается на величину у в сторону меньшего усилия, т. е. в сторону зуба с меньшей толщиной металла на обработку. Круг прогибается, силы со стороны обоих зубьев не уравновешиваются. В результате такого смещения режущей части круга (несущая часть круга закреплена на шпинделе и не перемещается) профиль впадины соответствует профилю круга (на фиг. 2 выделен утолщенной линией), но впадина оказывается также смещенной в Торону зуба на величину у с меньшей толщиной металла S»
Зуб с меньшей толщиной металла на обработку оказывается перешлифованным на величину t« — 72. Для обеспечения заданной толщины каждого зуба (равной 7«) на каждом !ilHI< и<06ходимо создавать такие условия шлифования, при которых усилия распреде.<ялись бы соответ TBHH с толшинами металла Sl и 5 на шлнфуемых c Для достижения по<чанлтенной <е.<и при ,счанонке очередной пары зубьев н позицию ц<лифзвания (фиг. 3) определяют толщину металла, которую необходимо сошлифовать на каждом зубе со смежных сторон, чтобы ><<еспеттить необходимую толшипу каждо< о зуба H <обеспечить 33. <анный шаг 7«. 110 полученным g= где у — корректирующее сме<цение шлифо— — — постоянная времени системы СПИД; — — коэффициент, характеризующий режущую способность круга, — жесткость системы СЛИД; коэффициент износа шлифовального круга.! Фор.чула изобретения Способ шлифования зубчатых изделий профильным кругом с заданным распределением припуска и со сменой режимов шлифования на каждом из проходов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности шлифования, при установке очередной впа25 дины в позицию шлифования определяют величины припусков на каждой из сторон впадины, затем шлифовальному кругу сообгцают корректирующее смешение вдоль своей оси относительно шлифуемой впадины зуба в напранлеHHll стороны i наибольшим 30 припуском, величину перемещения при этом определяют по зависимости (v — u.). 7 у корректирующее смещение шлифонального круга, соответствующее упругим деформациям системы СПИД по оси нрагцения круга; скорость подачи, обусловленная величиной прппуска, снимаемо<о прн обработке первой впадины; скорость подачи, обусловленная величиной припуска, снимаемого при обработке второй впадины; постоянная времени системы СПИД; коэффициент, характеризующий режущую способность круга; жесткость системы СПИД; коэффициент износа шлифоваль ного круга. 40 от Кп ° j Кре 50 вального круга, соответствующее упругим деформациям системы СПИД по оси вращения круга; v" — скорость подачи, обусловленная 5 величиной припуска, снимаемого при обработке первой впадины; чУ скорость подачи, обусловленная величиной припуска, снимаемого при обработке второй впадины; T= Ki / рс
502236 150223б г<<ещ ение юп«н0еля <<<А 4<)l<>8<>>«,>< <>e<> кщау Фиг. о (,о«танитель И К3зн«нона Рс.«<кт ор 11 I ори ая Т< кр«а И. В«1>е«Корректор T .<оа <)ео :3ак k.k 5<)<)<) 1)> I ираж 831 I 1<> g«k В11!!1111!1 Го<) ларственного K<> 11 3035, Моекна,, >К 55, Ра3 инск;<я на 6, (4)5 1!роизвоа«твенно-излатель«кий коибинат «Il