Патент ссср 153845
№ 153845
Класс В 64d; 62с, 13„
F 25b; 17а, 5
УДК 629.13.01/06 (088.8) 621.572/576 (088.8) " -1Л И9. Щ л Я
11 11 ТЕ НТ11 0
)v .
Т1 ХН11 1ЕС1„ дц
6ЙБЛИОТЕ1 д
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная гру>гпа Л3 240
Г. И. Соколов, М. Ц. Френк, H. А. Илупина, М. В. Адлер, С. В. Ловчев и В, С. Лапавок
ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУХА КАБИН КРУПНЬ!Х ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ
Заявлено 28 июня 1962 r. за № 784451 40-23 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» № 4 за 1965 г.
Известные турбохолодилыники, устанавливаемые на пассажирских самолетах, обеспечивают охлажденным воздухом экипаж и пассажиров с расхо дом не более 2 — 2,3 т/час.
В связи со строительством в,настоящее время крупных пассажирских самолетов на 200 пассажиров и более появилась необходимость увеличить:подачу в кабины охлажденного воздуха до 4,5 т/час. Для этого через турбохолодильни к нужно пропускать до 14 т продувочного воздуха. Для нового крупного турбохолодилыника нужно было разрешить вопрос о новой системе и способах подачи смазки. Охлаждение всего корпуса турбохолодильни ка большой производительности и размеров, а особенно его отдельных частей: подшипнико в, вала турбины и компрессора, вращающегося со скоростью до 20000 об/мин, находяшихся под напором горячего воздуха (100 С), достигается различными способами, но не всегда эффективно.
Для подачи масла в турбохолодильниках различной холодопроизводительности применялись фитили, которые надежно обеспечивали смазку только на низких оборотах, В |некоторых турбохолодильниках смазка подавалась комплексно; фитилями и:распылением форсункой
ЛЪ 153845 с образованием масляного тумана, а также фитилями и шнеками (винтовой нарезкой на валу турбины).
Особенность описываемого авиационного турбохолодильника заключается в том, что в нем применен шестеренчатый насос с дросселем для подачи щиркуляционной смазки под давлением и узел подшипников получает добавочное охлаждение маслом принудительно. Сочетание принудительно-циркуляционной смазки, дополнительное охлаждение подшипников маслом под давлением впервые введенный в турбохолодилыниках контроль и регулирование смазки создали новый технический эффект — позволили создать мощный турбохолодильник на очень высокие обороты, сравнительно небольших габаритов.
На чертеже изображен описываемый турбохолодильни к в двух проекциях.
Турбохолодильн ик состоит из корпуса турбины 1 и корпуса ко мпрессора 2, в которых размещены: диск турбины 3, компрессор 4, сопловый венец 5, вал 6, соединяющий турбину с компрессором, кожух со спрямляющим аппаратом 7, корпус подшипников 8, сдвоенный радиально-упорны";й подшипник 9 со стороны турбины, роликовый подшипник 10 со стороны компрессора, маслобак 11, турбонасос 12, который по двум трубкам 1 подает масло к подшипникам, а по третьей трубке 14 — к кольцевым охлаждающим камерам подшипников Л.
От подшипников и из охлаждающих камер масло возвращается по сточным каналам и трубкам 15 в маслобак, внутри которого его охл ажд а ет з меев ик 1б.
Предварительно охлажденный сжатый воздух от компрвссора. авиационного двигателя поступает через корпус турбины 1 к сопловому венцу 5. В соплах потенциальная энергия воздуха преоб разуется в кинетическую. Воздух, выйдя из сопла, с большой скоростью поступает на лопатки диска турбины 8 и приводит их во вращение. Совершив работу на лопатках диска турбины, воздух сходит с них, имея меньшую скорость, давление и температуру. Мощность турбины используется для привода компрессора 2, прокачивающего холодный воздух через теплообменник, B,êoòîðîì охлаждается кабинный воздух перед поступлением в турбохолодильник. Шестеренчатый турбонасос 12, погруженный в масло, работает под действием сжатого воздуха, отбираемого от входного патрубка турбины турбохолодильника.
В корпус насоса вмонтированы дроссели, позволяющие регулировать количество масла, идущего на смазку подшипников и их охлаждение. Турбохолодильник имеет холодопроизводительность около
12 000 ккал/час.
Предмет изобретения
Турбохолодильник для систем кондиционирования воздуха кабин крупных пассажирских самолетов, состоящий из турбины и компрессора, отличающийся тем, что, с целью обеспечения принудительной циркуляционной смазки подшипников вала, в нем система подачи масла снабжена масляным турбонасосом, установленным в торце охлаждаемого воздухом масляного бака, расположенного внизу турбохолодильника, при этом турбонасос, вращаемый сжатым воздухом, отбираемым из входного патрубка турбохолодильника, снабжен дросселями, регулирующими расход масла, .и соединен трубками с каналами подачи масла к подшипникам и кольцевым охлаждающим камерам подшипников № 153845
// /5
Составитель К. Д. Алексеев
Редактор Л. В. Калашникова Техред А. А. Камышникова Корректоры А. Я. Березуева и В,. Il. Фомина
Поди. к печ. 31/111 — 65 г. Формат бум. 70X108
Заказ 442/17 Тираж 500 Ценз 5 коп.
ЦНИИГ1И Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр., пр. Серова, д. 4.
Типография, пр, Сапунова, 2,


