Стенд для моделирования визуальной ориентировки летчика при взлете и посадке самолетов
Ло 150017
Класс 62с, 27оз
СССР ! Д 1«f)) (; I r 11«; «« „ ./
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа Х» 240
Ю. И. Калинин, В. Н Матвеев, И. П. Молотков, В. М. Лисовский и Е. А. Трудко
СТЕНД ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЪНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
ЛЕТЧИКА ПРИ ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ САМОЛЕТОВ
Заивлеио 7 августа 1961 r, за Ма 741251 40 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совсте Министров ГССР
Оиубликоваио в «Бюллетене iiçoáðñòåíèé» Хо 17 за 1962 г.
Известные стенды для имитации управляемости продольного и бокового дви>кения самолета имеют сложное и громоздкое оборудование, два и более проекторных устройств для .имитации картины взлетно-посадочной полосы и из-за конструктивных недостатков не обеспечивак>т получения динамической картины взлетно-посадочной полосы для моделирования визуальной ориентировки летчика при взлете и посадке самолета, Предлагаемая конструкция стенда не имеет указанных недостатков, так как исполнительный механизм стенда выполнен в виде отдельных подвижных платформ, несущих па себе четыре диапозитив» с изображением отдельных элементов аэродрома, управляемых шестью следящими приводами. Путем просвечивания сочетания системы диапозитивов на экране получают:динамическую картину положения земли. неба, горизонта и взлетно-посадочной полосы относительно самолета, .то позволяет отработать систему управления проектируемых самолетов.
На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого стенда; на фиг,2— принципиальная схема исполнительного механизма стенда с проекционным устройством; на фиг. 3 — диапозитивы, применяемые для имитации ьзлетно-посадочной полосы.
Стенд для моделирования визуальной ориентировки летчика ппи взлете и посадке самолетов имеет специально оборудованную кабину самолета 1, электронную модель самолета (электронное счетно-решающее устройство) 2,,исполнительный механизм 3 со следящими системами, проекционное устройство 4, экран 5.
В основу моделирования положен принцип неподви>кной кабины и подвижного изображения условного аэродрома на экране.
В кабине самолета 1 расположены органы управления самолетом:
pó÷êà (штурвал), педали и сектор газа, на которых располо>кены по№ 150017 тенциометрические датчнки. При действии летчика на органы управления датчики выдают электрические сигналы, пропорциональные откло. нению рулей высоты. крена, танга>ка и пропорциональные тяге двигателей.
Эти сигналы поступают в электронную модель самолета 2, где набираются уравнения движения самолета. Параметры решения, характеризующие положение самолета в пространстве, образуются в виде электрических напряжений, выходящих с электронной модели 2 на исполнительный механизм 8.
Исполнительный механизм 8 собран в едином блоке с проекционным устройством 4, и представляет собой корпус б, в котором смонтированы пять платформ 7, 8, 9, 10 и 11, покоящихся на подшипниках 12, 18, 14, 15 и 1б, что позволяет вращать платформы B горизонтальной плоскости с помощью приводов 17, 18, 19, 20 и 21 независимо одну относительно другой. На платформах 7, 8, 9, 10 и 11 располо>кены диапозитивы 22, 28, 24 и 25 с изобра>кением отдельных элементов аэродрома.
Электрические напряжения, выходящие с электронной модели 2 и поступающие на исполнительный механизм 8, поступают на приводы 17, l8 19, 20 и 21, которые перемещают платформы 7, 8, 9, (О и 11 с расположенными на них диапозитивами 22, 28, 24 и 25, В нижней части корпуса б расположено проекционное устройство
4, с помощью которого суммарное изображение с диапозитивов посредством зеркала 26, вращающегося в горизонтальной и вертикальной плоскостях приводом 27, проектируется на экран 5, расположенный перед летчиком.
Имитация высоты,на стенде осуществляется изменением угла, ооразованнсго обочинами взлетно-посадочной полосы, диапозитивов
22,и 28.
Уклонение самолета но отношению к взлетно-посадочной полосе имитируется поворотом угла, образуемого диапозитивами 22 и 28 вокруг его вершины.
Имитация приближения к аэродрому осуществляется перемещением диапозитива 25.
Имитация крена осуществляется поворотом суммарного изображения с диапозитивов 22, 28, 24» 25 вокруг оптической оси.
Имитация движения тангажа осуществляется смещением суммарного изображения в вертикальной плоскости.
Имитация дви>кения по курсу осуществляется поворотом суммарного изображения и зеркала 2б вокруг вертикальной оси исполнительного механизма 8.
Напряжение на следящую систему исполнительного механизма подается через токосъемник 28.
Предлагаемый стенд допускает возможность моделирования взлета и посадки на любом существующем самолете в условиях полузатемненного ангара. Технические данные стенда позволяют воспроизводить основные эволюции самолета, которые возможны при посадке.
В имеющемся заключении отмечается новизна конструктивного устройства предлагаемого стенда и его полезность для проведения научно-исследовательских работ в области моделирования взлета и посадки самолетов.
Предмет изобретения
Стенд для моделирования визуальной ориентировки летчика при взлете и посадке самолетов, имеющий электронную модель самолета,,исполнительный механизм со следящими системами и проекторным уст№ 150017 ройством с экраном и кабину (или самолет), отл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью получения динамической картины взлетно-посадочной полосы относительно самолета, исполнительный механизм снабжен пятью платформами, расположенными одна над другой, управляемыми шестью следящими приводами и несущими на себе четыре диапозитива с изображением отдельных элементов аэродрома, суммарное изображение которых с помощью проектора и подвижного зеркала проектируется на экран, установленный перед летчиком.
Фиг. /. № 150017 № 150017 моиг. 3
Корректор 1О. М. Федулова
Тсхред A. А, Кудрявицкая
Редактор О. Д. Ус
Типография ЦБТИ, Мое:.сва, Петровка, 14.
Подп. к печ. 23,1 1!-62 г Формат бум. 70 108 /lg Объем 035 изi..з
Зак, 7666 Тираж 450 Цена 4 коп.
ЦБТИ Комитета vo делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва Центр, М Черкасский пер., д. 2/6.




