Разгрузочное устройство центробежного насоса
Изобретение может быть использовано для уменьшения осевых усилий на опорный подшипник в центробежных насосах. Цель изобретения состоит в упрощении технологии изготовления и монтажа за счет упрощения конструкции ротора. Устройство содержит корпус и размещенные в нем с радиальными зазорами два разгрузочных барабана различного диаметра, установленные с возможностью взаимного осевого смещения и контакта по торцовым поверхностям, причем первый барабан меньшего диаметра расположен между рабочим колесом и вторым барабаном и выполнен ступенчатым, а второй барабан размещен на ступени меньшего диаметра, имеет сквозные осевые каналы и выполнен из материала с коэффициентом линейного расширения меньшим, чем у материала первого барабана. При увеличении температуры перекачиваемой среды барабаны нагреваются, осевой зазор между их торцами увеличивается, при этом уменьшается сила давления на второй барабан, направленная в сторону нагнетания насоса. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1498961 A 1 дд 4 F 04 D 29/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4366356/25-29 (22) 19.01.88 (46) 07.08.89. Бюл. № 29 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт компрессорного машиностроения и Всесоюзный научно-исследовательский институт атомного и энергетического насосостроения (72) В. С. Марцинковский, Л. В. Черепов, Ю. П. Гринько и Г. В. Визенков (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1195065, кл. F 04 D 29/04, 1984.
Авторское свидетельство СССР № 1268820, кл. F 04 D 29/04, 1986. (54) РАЗГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО
ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА (57) Изобретение может быть использовано для уменьшения осевых усилий на опорный подшипник в центробежных насосах. Цель изобретения состоит в упрощении
Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в насосах. с односторонним выходом вала в атмосферу.
Цель изобретения — упрощение технологии изготовления и монтажа путем упрощения конструкции ротора.
На чертеже показано устройство, продол ьн ый раз рез.
Разгрузочное устройство центробежного насоса содержит корпус 1 и размещенные в нем с радиальными зазорами 2 и 3 разгрузочные барабаны 4 и 5 различного диаметра, установленные с возможностью взаимного осевого смещения и контакта по торцовым поверхностям 6 и 7, при этом барабан 4 с меньшим диаметром расположен на валу 8 насоса между рабочим колесом 9 технологии изготовления и монтажа за счет упрощения конструкции ротора. Устройство содержит корпус и размещенные в нем с радиальными зазорами два разгрузочных барабана различного диаметра, установленные с возможностью взаимного осевого смещения и контакта по торцовым поверхностям, причем первый барабан меньшего диаметра расположен между рабочим колесом и вторым барабаном и выполнен ступенчатым, а второй барабан размещен на ступени меньшего диаметра, имеет сквозные осевые каналы и выполнены из материала с коэффициентом линейного расширения меньшим, чем у материала первого барабана. При увеличении температуры перекачиваемой среды барабаны нагреваются, осевой зазор между их торцами увеличивается, при этом уменьшается сила давления на второй барабан, направленная в сторону нагнетания насоса. 1 ил. и барабаном 5. Последний установлен с осевым зазором 10 относительно корпуса 1 и имеет сквозные осевые каналы 11, осевой зазор 10 сообщен с областями высокого 12 и низкого 13 давлений насоса через радиальные зазоры 2 и 3, образованные соответственно между корпусом 1 и барабанами 4 и 5, а каналы 11 — с областью 13 низкого давления, барабан 4 выполнен ступенчатым, а барабан 5 размещен на ступени меньшего диаметра и выполнен из материала с коэффициентом линейного расширения меньшим, чем у материала барабана 4.
Устройство работает следующим образом.
При нижней расчетной температуре перекачиваемой среды зазор между торцо1498961
Тос=Т1+Я1+(Р2 ЛЙ) .
Формула изобретения
Pg,=P +Ай, где ла на во
T) — — AP%, т1 —:
Составитель В. Петров
Редактор A. Мотыль Техред И. Верес Корректор M. Самборская
Заказ 4534/28 Тираж 522 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рву шская наб., д. 4)5
Производственно-издательский комбинат «11атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !Ol вым поверхностями 6 и 7 барабанов 4 и 5 рав н нулю. Перекачиваемая среда из облас и 12 высокого давления через радиальные зазоры 2 и 3 и осевой зазор 10 посту ает в область низкого давления. севая сила T„„, направленная в сторону вса ывания, уравновешивается силами R и
К, ействующими на барабаны 4 и 5 в против положном направлении. В этом случае уст ойство работает как ступенчатый барабан При повышении температуры перекачив аемой среды с необходимостью увеличивается давление на входе в насос, которое равно ℠— давление на входе в насос;
Є— давление насыщенных паров;
ЛЙ вЂ” кавитационный запас.
В насосе с односторонним выходом ва8 появляется направленная в сторону нетания дополнительная осевая сила Ti, принимаемая упорным подшипником наа. Ее величина определяется по формуле гд AP — приращение давления на входе в насос; — площадь поперечного сечения вала под концевым уплотнением. С увеличением температуры перекачиваемой среды барабаны 4 и 5 нагреваются и вследствие меньшего коэффициента лин йного расширения материала барабана 5 п сравнению с материалом барабана 4 межд торцами 6 и 7 барабанов 4 и 5 возник ет осевой зазор. Перекачиваемая среда из области 12 высокого давления через радиальный зазор 2, осевой зазор 10, зазор между торцами 6 и 7 барабанов 4 и 5 и каналы 11 поступает в область низкого давления. Давление в осевом зазоре 10, уменьшается, а сила Яг, действующая на барабан 5, уменьшается на величину ЛЯ.
При этом сила Т„уравновешивается следующим образом:
Разгрузочное устройство центробежного
15 насоса, содержащее корпус и размещенные в нем с радиальными зазорами разгрузочные барабаны различного диаметра, установленные с возможностью взаимного осевого смещения и контакта по торцовым поверхностям, при этом первый барабан с меньшим диаметром расположен на валу насоса между рабочим колесом и вторым барабаном, последний установлен с осевым зазором относительно корпуса и имеет сквозные осевые каналы, осевой зазор сообщен с областями высокого и низкого давлений насоса через радиальные зазоры, образованные соответственно между корпусом и барабанами меньшего и большего диаметров, а каналы — с областью низкого давления, отличающееся там, что, с целью упрощения
30 технологии изготовления и монтажа путем упрощения конструкции ротора, первый ба. рабан выполнен ступенчатым, а второй размещен на ступени меньшего диаметра и выполнен из материала с коэффициентом линейного расширения меньшим, чем у материала первого барабана.

