Крестово-кулисная муфта
Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам для соединения радиально смещенных валов машин и механизмов. Цель изобретения - повышение надежности и демпфирующей способности. Муфта содержит две фланцевые полумуфты (ФП) 1 и 2 с диаметральными пазами 3 и 4. Между ФП 1 и 2 установлен промежуточный элемент в виде кольца 5. В пазах 3 и 4 ФП 1 и 2 размещены балансирные рычаги (БР), несущие ролики. БР связаны шарнирно с дополнительными рычагами (ДР) 6. На одном из концов каждого ДР 6 выполнен выступ. Кольцо 5 связано шарнирно с ДР 6. Выступы ДР 6 размещены внутри кольца и попарно связаны диаметрально расположенными пружинами растяжения. Крутящий момент передается от ФП 1 через ролики БР и ДР 6 на кольцо 5 и далее через ДР 6 и БР с роликами на ФП 2. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 F 16 D 3/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ФП 2. 1 з.п.ф-лы, 4 нл.
Б юч
Фиг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4191459/25-27 (22) 04.02.87 (46) 15.07.89. Бюл. М - 26 (71) Научно-производственное объединение "Атомкотломаш" (72) В.М. Коваль (53) 621.825.8 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И 1164479, кл . F 16 D 3/04, 1983. (54) KPECTOBO-КУЛИСНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам для соединения радиально смещенным валов машин и механизмов. Цель изобретенйя — повышение надежности и демпфирующей способности. Муфта содержит
2 две фланцевые полумуфты (ФП) 1 и с диаметральными пазами 3 и 4. Между
ФП 1 и 2 установлен промежуточный элемент в аиде кольца 5. В пазах 3 и 4 ФП 1 и 2 размещены балансирные рычаги (БР), несущие ролики.БР связаны шарнирно с дополнительными рычагами (ДР) 6. На одном из концов каждого ДР 6 выполнен выступ. Кольцо
5 связано шарнирно с ДР 6. Выступы
ДР 6 размещены внутри кольца и попарно связаны диаметрально расположенными пружинами растяжения. Крутящий момент передается от ФП 1 через ролики БР и ДР 6 на кольцо 5 и далее через ДР 6 и БР с роликами на
1493812
Изобретение относится к машиностроению, а именно к муфтам для соединения радиально смещенных валов машин и механизмов °
Целью изобретения является повышение надежности и демпфирующих возможностей.
На фиг.1 изображена предлагаемая муфта с частичным осевым сечением, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — узел I на фиг.1.
Крестово-кулисная муфта содержит две фланцевые полумуфты 1 и 2 с диа- 15 метральными пазами 3 и 4 на взаимно обращенных торцах и расположенный между полумуфтами промежуточный элемент в виде кольца 5. С кольцом 5 шарнирно соединены расположенные 20 равномерно по окружности рычаги 6 с выступами 7 на концах. Свободные концы рычагов 6 шарнирно связаны с балансирными рычагами 8, несущими на осях 9 ролики 10. Балансирные рычаги 25
8 с роликами 10 размещены попарно в диаметральных пазах полумуфт 1 и 2 в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Выступы рычагов 6 расположены внутри кольца 5 и попарно связаны 30 диаметрально расположенными упругими элементами 11. В качестве упругих элементов лучше использовать пружины растяжения.
В статическом состоянии муфты рычаги 6 находятся в радиальном (исходном) положении и оси 9 роликов 10 и оси симметрии выступов 7 находятся на одной линии — оси симметрии диаметрального паза 3 (или 4) полумуфт. 40
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент передается от полумуфты 1 на ролики 10 и через балансирные рычаги 8 и рычаги 6 на промежуточный элемент (кольцо 5) и 45 далее через рычаги 6 и 8 и ролики 10 на полумуфту 2.
В процессе работы муфты при наличйк радиального смещения ведущей 1 ведомой 2 полумуфт промежуточный элемент 5 совершает планетарное движение в плоскости, перпендикулярной оси муфтам, и тем самым компенсирует его. При этом ролики 11 находятся в постоянном контакте с пазами 3 и 4
55 и воспринимают распределенные нагрузки, совершая возвратно-поступательное движение по боковым поверхностям соответствующих диаметральных пазов 3 и 4 полумуфт 1 и 2. При возникновении перегрузок, например в момент пуска, кольцо 5 поворачивается на некоторый угол Г (угол закручивания) относительно полумуфт.Рычаги
6 отклоняются (поворачиваются на осях) под действием окружных усилий от исходного (радиального) положения, при этом пружины 11 растягиваются, а балансирные рычаги 8 с роликами 10 перемещаются по диаметральным пазам 3 и 4 к центру муфты. Рычаги 6 могут поворачиваться до тех пор, пока выступы 7 не упрутся во внутреннюю поверхность кольца 5. При снятии перегрузки и увеличении скорости вращения под действием центробежных сил, действующих на балансирные рычаги 8 с роликами 10, рычаги
6 занимают исходные (радиальные) положения (пружины 11 полностью разгружаются).
Наличие в предлагаемой муфте компенсаторов, выполненных в виде рычагов 6, несущих балансирные рычаги с роликами, связанных шарнирно с промежуточным элементом, попарно сблокированных между собой посредством упругих элементов, позволяет компенсировать перегрузки при пуске, гасить вибрации и толчки, возникающие в процессе работы приводов с высокими скоростями вращения. Применение крестово-кулисной муфты позволяет надежно компенсировать радиальные смещения валов и динамические нагрузки агрегатов и приводов
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Крестово-кулисная муфта, содержащая две фланцевые полумуфты с пазами на взаимно обращенных торцах и расположенный между полумуфтами промежуточный элемент, соединенный с полумуфтами посредством балансирных рычагов с роликами, размещенных в пазах полумуфт и шарнирно связанных с промежуточным элементом, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и демпфирующей способности, она снабжена дополнительными рычагами и упругими элементами, пазы полумуфт расположены диаметрально, промежуточный элемент выполнен в виде кольца, а каждый дополнительный рычаг — с выступом на одном из его концов и связан шарнирно с промежуточным элементом
Фиг.2
b-6
5 149381 и с соответствующим балансирным рычагом, при этом балансирные и дополнительные рычаги расположены попарно диаметрально противоположно в
5 двух взаимно-перпендикулярных плоскостях, а выступы дополнительных рычагов размещены внутри кольца и по2
6 парно связаны между собой диаметральФ но расположенными упругими элементами .
2. Муфта по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что упругие элементы выполнены в виде пружин растяжения.
1493812
Фиг. ч
Сос та вит ель Т. Янова
Техред Л.СердоковаКорректор М. Демчик
Редактор Т. Парфенова
Заказ, 4084/35 Тираж 721 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



