Многополюсная электрическая машина постоянного тока
Изобретение относится к области электромашиностроения и может быть использовано в моментных двигателях и тахогенераторах магнитоэлектрического возбуждения высокого класса точности. Целью изобретения является улучшение выходных характеристик и снижение трудоемкости изготовления. Машина содержит дисковый якорь 1 и магнитопроводы, каждый из которых выполнен из P сегментов 2, на которых размещены постоянные магниты 3, 4 разной полярности. Сегменты 2 установлены в окнах 5 подшипниковых щитов 6,7. В сегментах 2 предусмотрены пазы под крепежные элементы 8 для обеспечения взаимного смещения сегментов 2 с полюсами 3,4 в тангенциальном направлении в пределах окон 5 подшипниковых щитов 6 и 7. На лобовых частях дискового якоря 1 установлен коллектор 9, контактирующий со щетками 10. Улучшение выходных характеристик достигается за счет тангенциального смещения сегментов, обеспечивающего идентичность магнитных потоков каждой пары сегментов. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (ä1) 4 Н 02 К 23/54
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н Д BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕНН6!Й КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4264882/24-07 (22) 19. 06,87 (46) 30. 05.89. Бюл. !1 20 (71) Львовский политехнический институт им, Ленинского комсомола (72) В,Д. Завгородний, С.А. Малярчук, И.Ф. Снитков и Ю.И. Чучман (53) 621.313.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 210930, кл. Н 02 К 23/54, !967.
Заявка Японии Р 59-28138, кл. Н 02 К 23/28, 23/04, 1984.
„„SU „„1483559 .А 1
2 ,54 ) МНОГОПОЛЮСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к области электромаииностроения и может быть использовано в моментных двигателях и тахогенераторах магнитозлектрического возбуждения высокого класса точности. Целью изобретения. является улучшение выходных характеристик и снижение трудоемкости из-. готовления. Машина содержит дисковый якорь 1 и магнитопроводы, каждый из
1483559 которых выполнен из р сегментов 2, ка которых размещены постоянные магниты 3,4 разной полярности. Сегмен-, ты 2 установлены в окнах 5 подшипниковых щитов 6,7. В сегментах 2 предусмотрены пазы под крепежные элементы 8 для обеспечения взаиггного смещения сегментов 2 с полюсами 3,4 в тангенциальном направлении в прецеf
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть исполь— зовано в моментных двигателях и тахогенераторах магнитоэлектрического возбуждения высокого класса точнос- 5 ти.
Цель изобретения — улучше вы— ходных характеристик и сГгижение трудоемкости сборки.
На фиг.1 показана многополюсная 10 электрическая машина постоянного тока, продольный разрез; на фиг.2— расположение сегментов магнитопровода с полюсами на подшипниковом щите, вид Л на фиг.1; на фиг.З вЂ” пути прохождения магнитного потока ф .в системе возбуждения машины при незначительном смещении осей противоположно установленных сегментов; ка фиг.4 — путь прохождения магнитного потока Ф„ в системе возбуждения при смещении осей окон, противоположно установленных щитов на угол II/р радиан.
Многополюсная электрическая маши25 на постоянного тока содержит дисковый якорь 1 и магнитопроводы, каждый из которых выполнен из р сегментов 2.
Сегменты 2 с размещенными на них постоянными магнитами 3 и 4 разной полярности установлены в окнах 5 подшипниковых щитов 6 и 7. В сегментах
2 предусмотрены пазы под крепежные элементы 8 для обеспечения взаимного смещения. сегментов 2 с полюсами 3 35 и 4 в тангенциальном направлении,в пределах окон 5 подшипниковых щитов 6 и 7. На лобовых частях дискового якоря 1 установлен коллектор 9, контактирующий с щетками 10. Оси 11 40 противоположных сегментов 2 усталах окон 5 подшипниковых щитов 6 и
7. На лобовых частях дискового якоря
1 установлен коллектор 9, контактирующий со щетками 10. Улучшение выходных характеристик достигается за счет тангенциального смещения сегментов, обеспечивающего идентичность магнитных потоков каждой пары сегмептов. 1 з.п.h-лы, 4 ил.
2 новлены одна против другой .со смещением на угол д (фиг.3) или окка смещены на угол К/р радиан (фиг.4).
При этом оппозитно установленные постоянные магниты 3,4 имеют противоположную полярность (фиг.3,4).
Устройство работает следующим образом.
При подключении обмотки дискового якоря 1 к коллектору 9 с установленными на нем по геометрической нейтрали щетками 10 на последних при вращении наводится электродвижущая сила, пропорциональная частоте вращения. При подключении щеток 10 к нагрузке машина работает в генераторном режиме, а при подключении щеток к источнику питания — в режиме двигателя.
3а счет неидентичности характеристик постоянных магнитов величина потокосцепления каждой пары сегментов
2 с установленными на ких постоянными магнитами 3,4 при установке их в соответствии с фиг.3 обусловливает наличие полюсных пульсаций выходных характеристик машины (напряжения в генераторном режиме, электромагнитного момента — в двигательном режиме работы). В указанной конструкции улучшение выходных характеристик достигается за счет тангенциального смещения противоположно установленных сегментов 2 с полюсами (фиг,3) до величин, обеспечивающих идентичность магнитных потоков Ф каждой из пар сегментов магнитопровода, При установке осей 11 окон 5 со взаимным смещением на угол II/р радиан (фиг.4) обеспечивается полное выравнивание магнитных потоков Ф 5 под каждым из полюсов вследствие пос1483559
10 — (/Π)1
2а где
2а—
8цд4
Рог, 2 ледовательного включения всех постоянных магнитов в единой системе возбуждения многополюсной электрической машины.
Снижение трудоемкости сборки электрической машины предлагаемой конструкции достигается за счет последовательной установки каждого из сегментов с постоянными магнитами в соответствующие окна подшипниковых щитов предварительно собранной машины. При этом силы взаимного тяжения
1 в — раз меньше по сравнению с силаP ми тяжения, возникающими при сборке прототипа.
Предложенная конструкция электрической машины по сравнению с прототипом позволяет практически полностью устранить полюсные пульсации
Р выходных характеристик без предварительного трудоемкого процесса селекции постоянных магHHToB по их магнитным свойствам, величина которых у прототипа составляет технический разброс постоянных магнитов по величине индукции; (10-15)Х; число секции Ьбмотки якоря; число пар параллельных ветвей обмотки якоря.
К роме того, сборка механических . узлов электрической машины предложенной конструкции осуществляется бе ез специальной оснастки, необходимой при сборке прототипа, вследствие наличия значительных сил взаимного магнитного притяжения между система-, ми возбуждения.
Формула изобретения
1 ° Многополюс ная электрическая
5 машина постоянного тока, содержащая дисковый якорь, по обе стороны которого на немагнитных подшипниковых;: щитах расположены магнитопроводы с 2р постоянными магнитами чередую20 щейся полярности, о т л и ч à ю щ ая с я тем, что, с целью улучшения выходных характеристик и снижения трудоемкости сборки машины, каждый из магнитопроводов выполнен из р
25 сегментов, которые установлены в окнах, выполненных в подшипниковых щитах, сегменты выполнены с возможностью их взаимного смещения в тангенциальном направлении.
2. Машина по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что окна подшипникового щита, расположенного по одну сторону якоря, смещены на угол 7р
35 рад относительно окон подшипникового шита, расположенного по другую сторону якоря.
1483559
4йаЯ
Составитель С. !Дутова
Техред А. Кравчук Корректор С. Некмар
Редактор А. Долннич
Заказ .2845/51 Тираж б4б, Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
1130351 Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101



