Устройство для переключения скоростей редуктора
Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам переключения передач. Цель - упрощение переключения скоростей редуктора, достигается за счет обеспечения возможности переключения без остановки механизма на ходу. На полом валу 3 редуктора свободно установлены колеса 4,5. В полости вала 3 с возможностью ограниченного осевого перемещения размещен управляющий переключением штифт 6 со шпонкой 17 для взаимодействия с колесами 4,5. Перемещение штифта 6 осуществляется рукояткой 9, соединенной с ним кинематически шариками 14. В окружном направлении рукоятка 9 зафиксирована шлицевым соединением с корпусом 1. Длина пазов 10 шлицевого соединения больше длины паза 7 в штифте 6, что обеспечивает надежную фиксацию рукоятки 9 на корпусе 1 в пределах ее рабочего хода, определяемого длиной паза 7. Переключение передач производится при работающем редукторе осевым перемещением рукоятки 9, что обеспечивается ее кинематическим соединением со штифтом 6. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1481540 А 1
ИИ 4 F 16 Н 5 04, 5 08
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
" «
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ (21) 4298130/25-28 (22) 17.08.87 (46) 23.05.89. Бюл. № 19 (71) Карагандинский политехнический институт (72) Г. Ф. Тараканов и Н. А. Филатова (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 493576, кл. F 16 Н 5/00, 1972. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СКОРОСТЕЙ РЕДУКТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам переключения передач. Цель — упрощение переключения скоростей редуктора, достигается за счет обеспечения возможности переключения без остановки механизма на ходу.
На полом валу 3 редуктора свободно ус2 тановлены колеса 4,5. В полости вала 3 с возможностью ограниченного осевого перемещения размещен управляющий переключением штифт 6 со шпонкой 17 для взаимодействия с колесами 4,5. Перемещение штифта
6 осуществляется рукояткой 9, соединенной с ним кинематически шариками 14.
В окружном направлении рукоятка 9 зафиксирована шли цевым соединением с корпусом 1. Длина пазов 10 шлицевого соединения больше длины паза 7 в штифте 6, что обеспечивает надежную фиксацию рукоятки 9 на корпусе 1 в пределах ее рабочего хода, определяемого длиной паза 7. Переключение передач производится при работающем редукторе осевым перемещением рукоятки 9, что обеспечивается ее кинематическим соединением со штифтом 6. 3 ил.
1481540
Формула изобретения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах переключения передач.
Цел ь изобретения — упрощение переключения скоростей редуктора.
Г1оложительный эффект достигается за счет обеспечения возможности переключения без ост а но вки меха н и з ма н а ходу.
На фиг. 1 изображено устройство для переключения скоростей редуктора; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3— вид на паз корпуса.
Устройство для переключения скоростей редуктора содержит корпус 1, одновременно являющийся корпусом редуктора.
В корпусе 1 на подшипниках 2 установлен полый вал 3 с закрепленным на нем с возможностью относительного вращения зубчатыми колесами 4 и 5 передач. Концентрично валу 3 в его полости размещен с возможностью ограниченного осевого перемещения управляющий переключением скоростей штифт 6. Перемещение штифта 6 вдоль вала 3 осуществляется на величину
li, определяемую длиной сквозного в радиальном напра влении продольного паза 7, выполненного в штифте 6, ограничителем перемещения штифта 6 является закрепленный в валу 3 и размещенный в пазу 7 стержень 8. Со штифтом 6 соединена концентричная цилиндрическая рукоятка 9.
Последняя закреплена на корпусе 1 с возможностью ограниченного осевого перемещения вдоль выполненных на корпусе
1 двух диаметрально противоположных пазов 10, с которыми взаимодействуют соответствующие шлицы 11, выполненные на рукоятке 9 и размещенные в пазах 10.
Пазы 10 имеют длину lz, большую, чем длина li, продольного паза 7 штифта 6.
Для ограничения перемещения рукоятки
9 вдоль пазов 10 последние выполнены с одной стороны глухими, а с другой сообщаются с заходными канавками 12, которые будучи направленными в окружном направлении рукоятки 9 в одну сторону, образуют соединение рукоятки 9 с корпусом 1 типа байонетного. Штифт 6 соединен с рукояткой 9 с возможностью относительного вращения. Для этого на штифте 6 выполнена кольцевая канавка 13, а в рукоятке
9 — несколько радиальных отверстий. В последних размещены шарики 14, взаимодействующие с канавкой 13 штифта 6 и под10 15
35 жатые к ней пружинами 15, усилие поджатия которых может быть отрегулировано резьбовыми пробками 16. Со штифтом 6 шарнирно соединена выдвижная шпонка 17, подпружиненная в радиальном направлении вала 3 пружиной 18. В вале 3, в зоне установки колес 4 и 5, выполнены сквозные радиальные окна для ввода рабочей части шпонки 17 во взаимодействие с соответствующими колесами 14 или 15.
Устройство работает следующим образом.
Вал 3 вращается, передавая крутящий момент через стержень 5, штифт 6 и шпонку
17 одному из колес 4 и 5 (на фиг. 1 — колесу 4).
При необходимости переключить скорость (изменить передаточное отношение редуктора) рукояткой 9 перемещают штифт 6 в осевом направлении (на фиг. 1 — вверх) до вывода шпонки 17 из соответствующего окна. При этом колесо 4 оказывается не связанным с валом 3. Этот момент соответствует нейтрали. При дальнейшем перемещении штифта 6 вверх при помощи рукоятки 9 шпонка 17, попадая в соответствующее окно, соединяет с валом 3 колесо
5, т.е. включается другая передача.
Перемещение вращающегося штифта 6 при помощи невращающейся рукоятки 9 обеспечивается кинематической парой, которую образуют шарики 14 с канавкой 13 штифта 6. Благодаря тому, что 4)1ь в заходной канавке 12 обеспечивается надежность крепления рукоятки 9 на корпусе
1, исключение ее проворота вместе со штифтом 6. Конструкция обеспечивает защиту подшипника 2 от попадания пыли.
Устройство для переключения скоростей редуктора, содержащее корпус, установленный в нем полый вал, концентрично размещенный в полости вала с возможностью ограниченного осевого перемещения управляющий переключением штифт и соединенную со штифтом концентричную цилиндрическую рукоятку, отличающееся тем, что, с целью упрощения переключения скоростей, рукоятка закреплена на корпусе с возможностью ограниченного осевого перемещения, штифт соединен с ней с возможностью относительного вращения, а величина возможного перемещения рукоятки больше величины перемещения штифта.
1481540
Составитель В. Сегреев
Редактор E. Папп Техред И. Верес Корректор Л. Патай
Заказ 2664/39 Тираж 722 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 101


