Способ старт-стопного управления шаговым двигателем
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для отработки дискретных перемещений без колебаний в конце перемещения. Цель изобретения состоит в повышении КПД и упрощении реализации. Способ заключается в том, что включают фазу, смежную с ранее включенной, одновременно снижают ток в последней, после окончания отработки шага отключают ее. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 Р S/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ
Н ABТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4338902/24-07 (22) 27.10.87 (46) 15.05.89. Бюл. и 18 (71) Московский институт электронной техники (72) В.АаФедукин (53) 621.313.525(088.8), (56) Авторское свидетельство СССР
11р 426294, кл. Н 02 Р 7/62, 1974.
Авторское свидетельство СССР
У 902194. кл. Н 02 Р 8/00, 1982.
Изобретение относится к управлению электрическими машинами и может быть использовано для отработки дискретных перемещений беэ колебаний в конце перемещения.
Цель изобретения — повьппение КПД и упрощение реализации.
На фиг.1 представлены эпюры синхронизирующего момента, поясняющие сущность способа на примере работы четырехфазного двигателя; на фиг.2— функциональная схема устройства, реализующего способ.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Ротор шагового двигателя, нагруженный внешним моментом М „ (фиг.1), первоначально зафиксирован в точке
0 при исходной включенной фазе А с амплитудным значением синхронизирующего момента М,. Снижением тока в фазе А амплитуду синхронизирующего момента этой фазы снижают до величины M Включением одновременно с фа„., SU,»1480080 (54) СПОСОБ СТАРТСТОПНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ШАГОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ (57) Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для отработки дискретных перемещений без колебаний в конце перемещения. Цель изобретения состоит в повышении КПД и упрощении реализации.
Способ.заключается в том, что включают фазу, смежную с ранее включенной, одновременно снижают ток в последней„ после окончания отработки шага отключают ее. 2 ил.
2 зой А смежной фазы В суммарная жа- (/) рактеристика синхронизирующего момента смещается вправо, занимая положение А„В с амплитудой М . Ротор двигателя разгоняется, приобретая кинетическую энергию разгона, соответстЭеюй вующую заштрихованной площади. По прохождении точки О, ротор попадает Я} в зону действия тормозных моментов и тормозится, теряя энергию, соответ- ( ствующую заштрихованной площади М„-, Коэффициент уменьшения амплитуды кривой синхронизирующего момента h вы бирается из условия обеспечения равенства энергий разгона и торможения (заштрихованные площади W pи М,) поэтому ротор подходит к точке фиксации 0 z с нулевым запасом кинетической энергии и фиксируется беэ колебаний в конце mara после отключения исходной обмотки А.
Этот способ стартстопного управления шаговым электродвигателем может быть реализован, например, уст1480080 ройством, схема которого приведена на фиг„2.
Шаговый электродвигатель 1 с импульсным датчиком 2 шагов на валу подключен к выходам усилителей 3 — 6 мощности, первые входы которых связаны с выходами логических узлов
7.1, 7,2, 7.3 и 7.4, а вторые входы— с выходами распределителя 8, вход ко- 1g торого соединен с шиной 9 тактовых импульсов. Каждый иэ логических узлов состоит иэ формирователя 10, связанного входом с одним из выходов распределителя 8. Выход формировате- 15 ля связан с единичным входом триггера 11, нулевой вход которого связан с выходом датчика 2 шагов. Единичный выход триггера 11 является выходом логического узла. 20
Устройство работает следующим образом.
В режиме фиксации под током одна из фаэ двигателя находится под полным током от одного из усилителей
3 — 6 мощности, возбужденного по второму входу. После переключения выходов распределителя 8 по поступлении очередного тактового импульса по шине 9 смежным выходом распределителя 30 по второму входу усилителя мощности включается смежная обмотка на полный ток и задним фронтом импульса от исходного выхода распределителя 8 через формирователь 10 единичный выход триггера 11 устанавливается в состояние с высоким потенциалом, обеспечивая по первому входу усилителя исходной фазы частичное возбуждение исходной фазы двигателя с уровнем
hM,. Двигатель разгоняется под действием момента суммарной характеристики А В и по прохождении точки 0
1 1 тормозится вплоть до новой точки устойчивого равновесия 0 . По достижении точки 0> импульс с датчика 2 шагов переводит по нулевому входу триггер 11 в нулевое состояние, отключая по первому входу усилителя исходную фазу. Ротор в новом исходном состоянии фиксируется без колебаний и ждет поступления очередного тактового импульса по шине 9.
По сравнению с прототипом уменьшается число операций переключения фаз, отпадает необходимость фиксации половины шага, снижаются требования к величине форсировки, что позволяет упростить устройство и повысить КПД вследствие снижения потерь при форсировке и коммутации.
Формула изобретения
Способ стартстопного управления шаговым двигателем, состоящий в том, что подключ ают к ис то чник у пит а ния фазу, смежную с ранее включенной, снижают ток в последней и отключают ее по окончании отработки шага, о тличающий ся тем, что, с целью повышения КПД и упрощения реализации, снижение тока в ранее включенной фазе производят в момент подключения смежной фазы.
j480080
Составитель В Алфимов
РедактоР А.МаковскаЯ ТехРед М. Ходанич Ко р рек тор Н. По видай чик
Тираж 55!
Заказ 2556/54
Подписное рЪ
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, !01


