Устройство для измерения отклонения от соосности отверстий

 

Изобретение относится к измерительной технике ,в частности, к средствам измерения несоосности отверстий. Цель изобретения - повышение точности измерения достигается тем, что в устройстве, содержащем два центрирующих узла 1, 2, установленный в них с возможностью вращения вал 3 и измерительный узел 4 с индикатором 5 и измерительным наконечником 6, центрирующие узлы выполнены каждый в виде корпуса, установленных на нем втулки, конических подпружиненных в осевом направлении колец с шариками, установленными с возможностью радиального перемещения, и подшипников, обеспечивающих возможность вращения вала 3 в узлах 1, 2. Измерительный узел 4 выполнен в виде фланца, соединенного с корпусом одного из центрирующих узлов, двух подшипников, полой оси с толкателем, контактирующим с наконечником 6 индикатора 5, кронштейна на оси и двуплечего рычага на кронштейне, одно плечо которого контактирует с валом 3, а другое-с толкателем. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУбЛИК (19) (11) А1 (51)4 G 01 В 5/24

ОПИСАНИЕ H3OEPETEHHR

4 а

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

H д ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4331821/25-28

1 (22) 26.10.87 (46) 15.05.89. Бюл. ¹- 18 (71) Республиканское научно-производственное объединение "Агропромремонт" (72) Е.М. Бабкин и О.А. Костоломов (53) 53 1.7 17 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1188514, кл. С И1 В 5/24, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ СООСНОСТИ ОТВЕРСТИЙ (57) Изобретение относится к измерительной технике, в частности к средствам измерения несоосности отверстий. Цель изобретения — повышение точности измерения — достигается тем, что в устройстве, содержащем два центрирующих узла 1, 2, установленный в них с возможностью вращения вал 3 и измерительный узел 4 с индикатором 5 и измерительным наконечником 6, центрирующие узлы выполнены каждый в виде корпуса, установленных на нем втулки, конических подпружиненных в осевом направлении колец с шариками, установленными с возможностью радиального перемещения, и подшипников, обеспечивающих возможность вращения вала 3 в узлах 1, 2.

Измерительный узел 4 выполнен в виде фланца, соединенного с корпусом одного из центрирующих узлов, двух подшипников, полой оси с толкателем, контактирующим с наконечником 6 индикатора 5, кронштейна на оси и двуплечего рычага на кронштейне, од но плечо которого контактирует с валом 3,. а другое — с толкателем. 4 ил.

1479817

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к средствам измерения несоосности отверстий.

На фиг.1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — центрирующий узел, разрез; на фиг. 3 — сечение

А-А на фиг. 1; на фиг. 4 — измерительный узел, разрез. 1I0

Устройство содержит два центрирующих узла i и 2, установленный в них вал 3 и измерительный узел 4 с индикатором 5 и измерительным наконечником 6. Каждый из центрирующих 15 узлов 1 и 2 выполнен в виде цилинд— рического корпуса 7 с осевым отверстием и выполненным на его боковой поверхности упором 8, установленной на корпусе 7 втулки 9, двух коничес- 20 ких колец 10 и 11, установленных между корпусом 7 и втулкой 9 и под †пружиненных в осевом направлении посредством соответствующих пружин

12 и 13, шариков 14, размещенных на равном расстоянии друг от друга по три на каждом из соответствующих колец 10 и 11 с возможностью радиального перемещения и подшипника 15, установленного в корпусе 7 и преднаэна- 30 ченного в совокупности с аналогичным подшипником во втором центрируЮщем узле 2 для обеспечения вращения вала

3 в центрирующих узлах 1 и 2. Измерительный узел 4 выполнен в виде сседи- 3 ненного с корпусом 7 центрирующего узла 2 фланца 16 с осевым отверстием, соосным с осевыми отверстиями корпусов 7 центрирующих узлов 1 и 2, двух подшипников 17 и 18, установленных 10 в осевом отверстии фланца 16 установленной с возможностью вращения в подшипниках 17 и 18 полой оси 19, установленного в ней с возможностью осевого перемещения толкателя 20, 45 один из торцов которого предназначен для взаимодействия с измерительным наконечником 6 индикатора 5, кронштейна 2i,óñòàíoâëåííoão на полой оси 19, и двуплечего рычага, установленного на кронштейне 21, одно плечо 22 рычага предназначено для взаимодействия с торцом вала 3, а другое плечо 23 — для взаимодействия с вторым торцом толкателя 20, Устройство работает следующим образом..

Центрирующие узлы 1 и 2 вводятся в измеряемые отверстия. При этом пружины 12 и 13 освобождают конические кольца 10 и 11, которые посредством радиального перемещения шариков

14 выставляют центрирующие узлы 1 и

2 параллельно осям соответствующих отверстий. В зависимости от величины несоосности отверстий вал 3 поворачивается на определенный угол относительно толкателя 20. При вращении полой оси 19 плечо 22 плавно скользит по торцу вала 3. При этом отклонение плеча 22 в осевом направлении фиксирует индикатор 5.

Величина смещения Н оси первого отверстия относительно второго связана с величиной перемещения h толкателя 20 до взаимодействия с измерительным наконечником 6 индикатора 5:

Ь Е 11

Н

211 где L расстояние между первым и вторым .отверстиями; расстояние от оси вала 3 до точки касания плеча 22 второго вала 3; длины плеч 22 и 23.

Таким образом, показание индикатора 5, уменьшенное в два раза, дает истинное значение величины несоосности, при этом устройство находится в стационарном положении. формула и з о б р е т е н и я

Устройство для измерения отклонения от соосности отверстий, содержащее два центрирующих узла, установленный в них вал и измерительный узел с индикатором и измерительным наконечником, отличающееся тем, что, с целью повышения точнос ти измерения, центрирующие узлы выполнены каждый в виде цилиндрического корпуса с центральным отверстием и упором на er о боковой поверхности, установленной на корпусе втулки, двух конических колец, установленных между корпусом и втулкой, разделенных упором и подпружиненных в осевом направлении, шариков, размещенных на равном расстоянии друг от друга по три на каждом из колец с возможностью перемещения в радиальном направлении, и подшипника, установленного в корпусе и предназначенного для обеспечения вращения вала в

1479817 центрирующих узлах, а измерительный узел выполнен в виде соединенного с корпусом одного из центрирующих узлов фланца с осевым отверстием, соосным с осевыми отверстиями корпусов центрирующих узлов, двух подшипников, установленных в осевом отверстии фланца, установленной с воэможностью вращения в подшипниках полой оси, установленного в ней с возможностью осевого перемещения толкателя, один из торцов которого предназначен для взаимодействия с измерительным наконечником индикатора, кронштейна, установленного на полой оси, и шарнирно установленного на нем двуплечего рычага, одно плечо которого предназначено для взаимодействия с вто1Î рым торцом толкателя, а другое — с торцом вала.

1479817

Составитель Е, Род онова

Техред М. Ходанич

Редактор Л. Пчолинская

Корректор l3. Áóãðåíêoâà

Заказ 2534/41 Тираж 684 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва„ Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для измерения отклонения от соосности отверстий Устройство для измерения отклонения от соосности отверстий Устройство для измерения отклонения от соосности отверстий Устройство для измерения отклонения от соосности отверстий 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам точного базирования деталей по отверстиям на позициях измерения

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано ДЛЯ центрирования деталей из материалов с различными коэсЬфигщентами температурного расширения, претерпеваюгцих осевые и радиальные деформа1:;ии относительно друг друга

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сборочных машинах и сборочных роботехнйческих комплексах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности изделий при строительстве и монтажных работах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для определения центров отверстий в корпусных деталях

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх