Ротор электрической машины
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа. Ротор электрической машины содержит обмотку с непосредственным газовым охлаждением, которая выполнена из прямоугольных проводников, образующих пучок, расположенных друг под другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев. Газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы соединены с отверстиями, проходящими радиально через пазовый клин, что приводит к уменьшению перегрева в зоне выхода газа. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„14 9 4 (я) 4 Н 02 К 3/24
3;Е:0". рт 1 ;;
Е, :Б» .-:Н.»
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ПАТЕНТЪ(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изОБРетениям и ОткРытиям
ПРИ ГКНТ СССР (21) 3945155/24-07 (22) 26.08.85 (31) 4082/84 (32) 27.08,84 (33) CH (46) 07.05.89. Бюл. N - 17 (71) ББЦ АГ, Браун Бовери унд К (СН) (72) Карл Шельхорн (DE) (53) 621 ° 313. 713 (088.8) (56) Руководство по капитальному ремонту турбогенераторов ТГВ-300.—
M. Оргрэс, 1976, с. 160, рис. 36.
ETG Tachberichteu-3 Krafwerks
Generatoren, VDE. Verlag GmbH.
Берлин, 1977, с. 45-54, рис. 8 и 10.!
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к ротору электрической машины с непосредственным газовым охлаждением обмотки.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа.
На фиг. 1 показан ротор электрической машины, аксонометрия, на фиг. 2 — схема осевого смещения газоотводов ротора, на фиг. 3 — схема части газоотводов в одной половине пучка проводников обмотки ротора, на фиг. 4 — модификация схемы, показанной на фиг. 3, с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ.МАШИНБ! (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем уменьшения перегрева в зоне выхода газа.. стор электрической иашины содержит,обмотку с непосредственным газовым охлаждением, которая выполнена иэ прямоугольных проводников, обра зуюших пучок, расположенных друг под,цругом в пазах ротора и закрепленных " помощью пазовых клиньев. Газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы ц
O соединены с отверстиями, проходящими радиально через пазовый клин, что приводит к уменьшению перегрева в зоне выхода газа. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Проводники 1-6 обмотки ротора имеют по два продольных канала 7 и 8, которые ведут к обоим концам ротора. Ж
Газоотводы 9 и 10 смещены вдоль про- 4Р водников так, что оба выхода следуют непосредственно один за другим.
Пучок проводников размещен в пазах
11 прямоугольного сечения, выполненных в теле 12 ротора. Каждый провод-! ник снабжен изоляцией 13 и зафикси- .Ь рован в пазу с помощью клиновой прокладки 14 и пазового клина 15. В зонах газоотводов 9 и 10 предусмотрены перегородки 16 и радиальные каналы
17, проходящие через проводники 1 6.
Все радиальные каналы 17 проходят через пазовый клин 15 и клиновую
3 14790 прокладку 14 и выходят на наружную поверхность ротора.
Через отверстия, пронизывающие все проводники 1-6 обмотки пропущен
5 стержень 18 из изоляционного материала, диаметр которого больше ширины продольных каналов 7 охлаждения.
Этот стержень выполняет функцию средних перегородок 16. 10
В показанном варианте выполнения стержень 18 служит в качестве вспомогательного монтажного средства и для центрирования проводников обмотки во время эксплуатации ротора. Однако он может быть использован и для центрирования пучка проводников в осевом направлении, если, как показано на фиг. 1 пунктиром, стержень входит в отверстие в основании паза 2р и с другой стороны — в соответствующее отверстие в пазовом клине 15.
Перекрытия продольных каналов 7 и
8, играющие роль перегородок 16, могут быть выполнены смятием указанных 25 каналов внутрь до полного перекрытия сечения, как показано на фиг.1.
Перегородки могут быть образованы также тем, что с помощью соответствующего штампа с нижней или с верхней стороны проводника вырубается часть стенкИ продольного канала в виде язычка, который загибается внутрь до соприкосновения с противоположной стороной канала.
Образовать перегородку можно также, например, путем установки со свободного конца проводника вставной детали и ее фиксации в соответст- 4О вующем месте, например, посредством пластической деформации ударом кернера. Такая вставная деталь может быть также выполнена из деформируемого, а затем отверждаемого материала, например, в виде пропитанной синтетической смолой пробки.
Возможен вариант выполнения конструкции ротора, при котором в радиальные каналы 17 установлены изоля- ° ционные трубки 19 (фиг. 4). (Изолирующие трубки, кроме той, что установлена в верхнем проводнике 6, перекрывают обе половины каналов 7 и 8. Изоляционные трубки 19, образующие радиальные каналы, имеют внутренний диаметр, с оотв етс твующий ширине продольных каналов 7.и 8. Проводники 1-6 при таком исполнении мо14
Ф о р мул а изобретения
1. Ротор электрической машины, содержащий, обмотку с непосредственным газовым охлаждением, выполненную из образующих пучок расположенных друг над другом в пазах ротора и закрепленных с помощью пазовых клиньев прямоугольных проводников, имеющих по меньшей мере по два продольных канала охлаждения и по меньшей мере гут состоять из проводящих элементов Е-образного профиля, соединенных стыковым швом 20.
Такое выполнение проводников обмотки имеет то преимущество, что облегчает образование в них отверстий и обеспечивается большая свобода в выборе формы поперечного сечения радиальных каналов l7.
При работе электрической машины охлаждающий газ с обеих сторон ротора под лобовыми частями обмотки входит в полые проводники и разделяется на два потока. Часть газа проходит по проводникам лобовой части обмотки и выходит из полости лобовой части через отверстия в полюсной зоне ротора. Основная часть газа проходит по полым проводникам в продольном направлении и выбрасывается в середине ротора через радиальные каналы.
Благодаря предлагаемому согласно изобретению смещению газоотводных узлов обеспечиваются следующие преимущества: участки проводников, не охлаждаемые непосредственно, охлаждаются потоком газа в соседней половине проводника, газовые потоки в радиальных каналах охлаждения способствуют непосредственному охлаждению участков проводников в газоотводном узле, так как в конструкции практически не имеется мертвых зон, исполнение с изолирующими трубками в качестве радиальных каналов возможно только с осевым смещением газоотводов, так как иначе наличие мертвых зон приведет к значительному перегреву, меньше ослабляется пазовый клин, так как выходы радиальных каналов распределены на осевой длине, вдвое большей по сравнению с известными машинами, проводники роторной обмотки можно изготавливать из элементов
Е-образного профиля, что упрощает монтаж и обработку.
5 i4790 два смещенных в тангенциальном направлении газоотвода с радиальными каналами от каналов каждого проводника к наружной поверхности ротора на его среднем участке, где каналы
5 охлаждения перекрыты разделительным элементом, причем в местах перекрытия каждая половина каналов охлаждения соединена с одним из радиальных га- 1О зоотводов, выходящих на поверхность., ротора с образованием зоны выхода гааа, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем уменьшения
14 перегрева в зоне выхода газа, газоотводы пучка проводников смещены относительно друг друга вдоль продольной оси проводников и их радиальные каналы соединены с отверстиями, проходящими радиально через па.зовый клин.
2. Ротор по и. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что газоотводы разме- щены в трубках из изоляционного материала, проходящих наружу до пазового клина с образованием разделительных элементов для вышележащих каналов охлаждения проводников.
Юиг.2
14 79014
Я
17 17 17 17
ЩгА
Составитель А.Воинов
Редактор Г. Гербер Техред А. Кравчук Корректор С.Черни
Заказ 2380/59
Тираж 647
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР.
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101



