Тепловой двигатель
Изобретение м.б. использовано для преобразования низкотемпературной тепловой энергии греющей и охлаждающей сред в механическую. Цель изобретения - повышение КПД двигателя путем уменьшения потерь при смешении греющей и охлаждающей сред. Ролики 1 и 2 связаны между собой механической передачей. Вокруг роликов обернут замкнутый рабочий элемент (РЭ) 6 из материала, обладающего термомеханической памятью формы, выполненной в виде цилиндрической винтовой пружины. Заполнитель из резины размещен во внутреннем объеме пружины между ее витками. Между роликами расположены нагреватель 4 и охладитель 5. При таком выполнении заполнитель препятствует транспортировке греющей среды в охладитель и охлаждающей среды в нагреватель и приближает геометрию РЭ к гладкому цилиндру, что обеспечивает возможность организации эффективного гидравлического уплотнения движущегося РЭ. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1477947 (511 4 Р 03 6 7/06
8iE 0Ð ""
П тг, Т;:;:.;:,,:,:;;; р;
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
H А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4311297/25-06 (22) 29.09.87 (46) 07.05.89. Бюл. № 17 (71) Ленинградский кораблестроительный институт (72) Н. А. Рыльцов, В. Г. Филиппов и Н. П. Шаманов (53) 621.486 (088.8) (56) Патент США № 4075846, кл. 60/527, опублик. 1978.
Авторское свидетельство СССР № 1430586, кл. F 03 G 7/06, 1987. (54) ТЕПЛОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение м. б. использовано для преобразования низкотемпературной тепловой греющей и охлаждающей сред в механическую. Цель изобретения — повышение КПД двигателя путем уменьшения потерь при смещении греющей и охлаждаюп.ей сред.
Ролики 1 и 2 связаны между собой механической передачей. Вокруг роликов обернут замкнутый рабочий элемент (РЗ) 6 из материала, обладающего термомеханической памятью формы, выполненной в виде цилиндрической винтовой пружины. Заполнитель из резины размещен во внутреннем объеме пружины между ее витками. Между роликами расположены нагреватель 4 и охладитель 5. При таком выполнении заполнитель препятствует транспортировке греющей среды в охладитель и охлаждаю.цей среды в нагреватель и приближает геометрию РЭ к гладкому цилиндру, что обеспечивает возможность организации эффективного гидравлического х плотнения движущегося Р3.
1 3. и. ф-лы, 2 ил.!
477947
Формула изобретения
Составитель Л. Тугарев
Редактор И. 1 орпая Текред И. Верес Корректор Л. Пилипенко
Заказ 2342, 35 Тираж 416 Подписное
ВНИИГ1И Гол дарственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, 7К- 35, Раугпская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Г1атент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О!
Изобретение относится к машиностроениюию, а именно к тепловым двигателям .с рабочими элементами из материала, обладающего термомеханической памятью формы, и может быть использовано для преобразования пизкотемпературной тепловой энергии греющей и охлаждающей сред в механическую.
Цель изобретения — — повышение КПД путем уменьшения потерь при смещении греюгцей и охлаждающей сред.
На фиг. 1 представлена конструктивная схема теплового двигателя; на фиг. 2— узел на фиг. 1.
Двигатель содержит комплект из двух роликов 1 и 2, связанных между собой механической, например цепной, передачей 3 (фиг. 1). Между роликами 1 и 2 расположены нагреватель 4 и охладитель 5. Вокруг роликов 1 и 2 обернут замкнутый рабочий элемент 6 из материала, обладающего терMомеханическоH памятью формы, выполненный в виде цилиндрической винтовой пружины (фиг. 2). Во внутреннем объеме пружины между ес витками размещен заполнитель 7, выполненный из упругого и гибкого материала, например из резины. Один из роликов 1 или 2 является механизмом отбора мощности, с которым соединено звено нагрузки (не показано).
Двигатель работает следующим образом.
Б пагрсвате,!с 4 рабочий элемент 6, ранее удлинпснпый в охладителе 5, претерпевает обратное мартснситное преврагцение и воссганавливаст преж;пою длину. При этом упругий заполнитель 7 сжимается, накапливая энергию упругой деформации. В охладитсле 5 рабочий элемент 6 вытягивается, заполнитель 7 расширяется, возвращая накопленную энергию рабочему элементу 6.
При протекании этих процессов участки спирали элемента 6 последовательно поступают из охладителя 5 в нагреватель 4 и наоборот. При этом заполнитель 7, не ухудшая рабочих характеристик гибкого элемента 6, играет роль вытеснителя, препятствующего транспортировке греющей среды в охладитель 5 и охлаждающей среды в нагреватель 4 во внутренней полости пружины элемента 6. Кроме того, наличие заполнителя 7 приближает геометрию рабочего элемента 6 к гладкому цилиндру, что обеспечивает возможность организации эффективного гидравлического уплотнения движущегося элемента 6 между охладителем 5 и нагревателем 4. Указанные факторы обеспечивают повышение КПД предлагаемого двигателя.
1. Тепловой двигатель, содержащий комплект роликов, связанных между собой меха. нической передачей, механизм отбора мощнасти, нагреватель, охладитель и обернутый вокруг роликов замкнутый рабочий элемент из материала, обладающего термо. механической памятью формы, выполненный в виде цилиндрической винтовой пружины, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД путем уменьп.ения потерь при смешении греющей и охлаждающей сред, он дополнительно снабжен заполнителем из упругого и гибкого материала, размещенным во внутреннем объеме пружины между ее витками.
2. Двигатель по и. 1, отличающийся тем, что заполнитель выполнен из резины.

