Установка для испытания на изгиб образцов горных пород
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания на изгиб образцов горных пород. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей . Установка содержит раму 1, размещенные на ней неподвижную траверсу 2 с центральной опорой 3 для образца 4 и подвижную траверсу 5. На последней установлен приводной винт 6 с противоположно направленными резьбами 7 и 8 на его концах и дополнительную пару соосных винтов 9 и 10, установленных симметрично относительно оси опоры 3 и параллельно винту 6. На резьбах 7 и 8 установлены втулки II и 12с торцовыми опорами в Biiue катков 13 и 14. На винтах 9 и 10 установлены дополнительные втулки 15 и 16 с дополнительными торцовыми опорами в виде катков 17 и 18. Траверса 5, винты 6, 9 н О связаны с приводом 21 вращения. Приводом 21 перемещают траверсу 5 относительно опоры 3, а вращением винтов 6,9 и 10 изменяют расстояние между катками 13, 14,17 и 18. При этом в процессе нагружения происходит изменение плеча реактивного момента торцовых опор, что позволяет расширить функциональные возможности установки. I ил. S (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК!
5!! 4 G O l N 3/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
®
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (,6 1) 13239 10 (21) 4307450/25-28 (22) 21.09,87 (46) 30.03.89. Бюл. !" 12 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела (72) Е.В.Подус (53) 620. 174 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
К"- 1323910, кл. С О1 N 3/20, 1986. (54) УСТАНОВЕА ДЗИ ИС1ЫТАНИЯ HA ИЗГИБ ОБРАЗЦОВ ГОРНЫХ ПОРОД (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытания на изгиб образцов горных пород. Цель изобретения расширение функциональных возможностей. Установка содержит раму 1, размещенные на ней неподвижную траверсу
2 с центральной опорой 3 для образца
4 и подвижную траверсу 5. На послед„„SU 1469302 А 2 ней установлен приводной винт 6 с противоположно направленными резьбами 7 и 8 на его концах и дополнительную пару соосных винтов 9 и 10 установленных симметрично относительно оси опоры 3 и параллельно винту 6.
На резьбах 7 и 8 установлены втулки
11 и 12 с торцовыми опорами в виде катков 13 и !4, На винтах 9 и 10 установлены дополнительные втулки 15 и 16 с дополнительными торцовыми опорами в виде катков 17 и 18. Траверса 5, винты 6, 9 и !О свя заны с приводом 2! вращения. Приводом 21 перемещают траверсу 5 относичельно опоры 3, а вращением винтов 6,9 и 10 изменяют расстояние между катками 13, 14,17 и IS. При этом в процессе нагружения .происходит изменение плеча реактивного момента торцовых опор, что позволяет расширить функциональные воэможности установки. ил.
1469302
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к установкам для испытания на изгиб образцов горттых пород. 5
Цель изобретения — увеличение диапаз она прикладыв аемых усилий путем обеспечения-изменения плеча реактивного момента торцовых опор в процессе нагружения ° 10
На чертеже изображена схема предлагаемой установки.
Установка содержит опорную раму 1, размещетттые на ней неподвижную траверсу 2 с центральной опорой 3 для 15 испытуемото образца 4 горной породы, подвижную траверсу 5. и нагружающий механизм, Последний выполнен в виде приводного винта 6, имеющего на концах противоположно направленные резь-20 бы 7 и 8, " îïî,ëíè-.åëüíîé пары винтов
9 и 10 с аналогичными противоположно направленными резьбами. Бинты 6, 9 и 10 размещены на подвижной траверсе
5, при этом винты 9 и 10 установлены соосно друг другу, симметрично относительно оси центральной опоры 3 и параллельно винту 6. На резьбах 7 и
8 винта 6 ус "àíîâëåíû втулки 11 и
12, на которых установлены торцовые опоры в виде катков 13 и 14. На винтах 9 и 10 установлены дополнительные втулки 15 и 16, на которых установлены соответствующие дополнительные торцовые опоры в ниде катков 17 и 18. Центральная опора 3 взаимодействует с силовой пружиной 19, поджатие которой регулируется винтом 20, I
Подвижттая траверса 5 и винты 6,9 и
10 кинемати ески связаны с приводом 40
21 вращения.
Установка работает следующим образом.
Образец 4 размещают между упругими обкладками 22 и устанавливают меж-45 ду катками 13, 14 и 17, 18. Вращением винта 20 задают начальную нагрузку на образце 4 путем деформирования пружины 19, которая передает усилие на центральную опору 3. Вращением 50 винта 6 смещают втулки 11 и 12 с катками 13 и !4, увеличивают расстояние между последними в соответствии с заданной программой. Одновременно вращением винтов 9 и 10 перемещают втулки !5 и 16 с катками 17 и 18 и устанавливают последние на расстоянии от соответствующих катков 13 и 14.
При этом расстояние между катками
13, 17 и 14, 18 выбирают из условия обеспечения требуемых величин плеч реактивных моментов катков 13, 14, 17 и 18. Для изменения изгибающей нагрузки перемещают траверсу 5, изменяя при этом степень сжатия пружины 19. Перемещение катков 13, 14, 17 и 18 осуществляют в соответствии с программой нагружения, и регистрируют деформацию образца 4 по всеи длине. При этом в процессе нагружения происходит изменение плеча реактивного момента торцовых опор, которое оказывает влияние на прочностные и деформационные характеристики HcIIbl туемого образца 4. Таким образом„ размещение дополнительных торцовых опор на дополнительных приводных винтах 9 и 10 параллельно винту 6 обеспечивает увеличение диапазона прикладываемых при испытании на установке усилий, Формула изобретения
Установка для испытания на изгиб образцов горных пород по авт. св.
¹ 1323910, отличающаяся тем, что, с. целью увеличения диапа— зона прикладываемых усилий путем обеспечения изменения плеча реактивного момента торцовых опор в процессе нагружения, она снабжена дополнительной парой соосных приводных винтов с противоположно направленными резьбами, размещенных на подвижной траверсе симметрично относительно оси центральной опоры и параллельно привОднОму винтуу дополнительнои парой втулок, установленных на соответствующих дополнительных винтах, и второй парой торцовых опор для образца, закре;.тленных на соответствующих дополнительных втулках, а дополнительные винты кинематически связа— ны с приводом вращения °

