Способ обработки поверхностей трения
Изобретение относится к области нанесения покрытий натиранием на .поверхности трения компрессоров. двигателей внутреннего сгорания, станков и др. механизмов для повышения их антифрикционных свойств. Целью изобретения является ускорение процесса. Покрытие наносят за счет явления избирательного переноса при циркуляции в системе смазки насьщенного раствора однохлористой меди в ацетоне при вращении объекта з рабочем режиме. При этом процесс может осуществляться с дополнительным наложением тока между поверхностями трения и дополнительным катодом, который в . наложения постоянного тока выполняют из меди. Такая обработка трущихся поверхностей обесе печивает за 3 мин формирование покрытия толщиной 3-5 мкм, что обуславливает повышение износостойкости трущихся поверхностей в процессе эксплуатации. 2 з.п. ф-лы. $ О)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5П С 23 С 26/00
ОПИСАНИ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4075855/23-02 (22) 26.06.86 (46) 07.03.89. Бюл. У 9 (75) П.А.Радченко (53) 621.822.85 (088.8) (56) Гаркунов Д.H. Избирательный перенос в.узлах трения. - И,:
Транспорт, 1969, с. 82-87.
Авторское свидетельство СССР
М 687374, кл. G 01 N 3/56, 1978.
Авторское свидетельство СССР
В 167058, кл. G 01 N 3/56, 1962
Авторское свидетельство СССР
NP 1203126, кл. С 23 С 26/00 ° 1983.
Авторское свидетельство СССР
У 1196552, кл. С 23 С 26/00, 1984. (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТЕЙ
ТРЕНИЯ (57) Изобретение относится к области нанесения покрытий натиранием на .поверхности трения компрессоров, Изобретение относится к области .нанесения покрытий.натиранием на поверхности трения компрессоров, двигателей внутреннего сгорания, стан-. ков и других механизмов для повьппения их антифрикционных свойств.
Целью изобретения является ускорение процесса.
Систему смазки заполняют насыщен ным раствором однохлористой меди в ацетоне и осуществляют вращение объекта в рабочем режиме (1-60000 об/мин) при циркуляции раствора.
При этом процесс может осуществлять ся при пропускании тока между допол. Я0,» 1463804 А1 двигателей внутреннего сгорания, станков и др. механизмов для повьппения их антифрикционных свойств. Целью изобретения является ускорение процесса, Покрытие наносят за счет явления избирательного переноса при циркуляции в системе смазки насыщенного раствора однохлористой меди в ацетоне при вращении объекта в рабочем режиме. При этом процесс может осуществляться с дополнительным наложением тока между поверхностями трения и дополнительным катодом, который в случае наложения постоянного тока выполняют из меди. Такая обработка трущихся поверхностей обеспечивает за 3 мин формирование покрытия толщиной 3-5 мкм, что обуславливает повьппение HsHococToHKocTH трущихся поверхностей в процессе эксплуатации. 2 з.п. ф-лы.
С5
М нительным катодом и поверхностями (рб трения. Пропускаемый ток может быть . постоянным, пулъсирукицим или переменным, причем в случае постоянного тока катод выполняют из меди.
В результате на трущихся поверхностях за счет явления избирательного переноса формируется медное покрытие, предотвращающее износ трущихся поверхностей в процессе эксплуатации. Степень металлизации поверхностей пропорциональна скорости вращения объекта„ продолжительности процесса и силе пропускаемого тока, причем степень использования раство1463804 ляет экономить электроэнергию в ком" прессорах, станах и горючее в двигателях внутреннего сгорания за счет уменьшения коэффициента трения, обеспечивает возможность уменьшения расхода медьсодержащих соединений, используемых для процесса нанесения покрытия, и увеличения срока работы объекта цо капитального ремонта, увеличивает коррозионную стойкость узлов и деталей объекта.
Составитель JIî Каэ акова
Редактор О.Юрковецкая Техред И. Ходанич Корректор С.Черни
Заказ 795/34
Тираж 938
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР !13035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., p,. 4/5
„,. Производственно-издательский комбинат "Патент", . .Ужгород, ул . Гагарина, 101 ра характеризуется изменением его цвета от зеленого до желтого.
Пример. Через -аливную горловину в компрессор ФУ-4А заливался раствор медьсодержащего соединения однохлористой меди в маловязкой жидкости — ацетоне(растворение до полного насыщения 1 в количестве 2 л.
В заливную горловину вводился медный катод, вмонтированный в полиэтиленовую пробку.
Медный катод и анод (корпус компрессора,ïoäñ0åäHíÿëè соответственно к минусу и плюсу..батареи с напряжением 4,5 В (2 шт,, соединенные последовательно: 4,5 + 4,5 = 9 В) .
После работы компрессора 3 мин была произведена его разборка. Все пары трения при визуальном осмотре оказались металлизированными антифрик- ционным металлом - медью (2-5 мкм).
Замер: толщины покрытия производили толщиномером. Иэ результатов опробывания следует, что процесс нанесения антифрик..ционного покрытия идет .значительно быстрее.
Таким образом, использование изобретения обеспечивает возможность ускорения процесса металлизации антифрикционным металлом поверхностей трения объекта и приведение его в беэысносное состояние за менее rrpopoamave rzoe apem, уменьшает износ поверхностей трения объекта, позвоФормула изобретения
1, Способ обработки поверхностей трения перед эксплуатацией, включающий заполнение системы смазки медьсодержащим составом и вращение объекта, отличающийся. тем, что, с целью ускорения процесса, в качестве медьсодержащего состава сис тему смазки заполняют насьпценным раствором однохлористой меди в ацето25 не и вращение осуществляют в режиме эксплуатации при циркуляции раствора в системе смазки..
2. Способ по п,1, о т л и ч à юшийся тем, что процесс осу317 ществляют при пропускании тока напряжением 4,5 В между дополнительным катодом и трущимися поверхностями.
3. Способ rio пп.1 и 2, о т л и— ч а ю шийся тем, что при про.пускании постоянного тока в качестве материала катода используют медь.

