Устройство управления позиционированием
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в системах ЧПУ различных позиционных систем. Устройство управления позиционированием обеспечивает быстродействие позиционирования за счет автоматического регулирования точки начала торможения в функции от величины скорости и перемещения подвижной части исполнительного механизма. Цель изобрет ения - повышение быстродействия устройства. Устройство управления позиционированием содержит датчики положения, скорости, привод исполнительного механизма, сумматор, блок задания программ, первый и второй генераторы импульсов, формирователь управляющих кодов, преобразователь кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал, элемент ИЛИ, блок выделения старшего разряда. 5 ил. о СО
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (д) 4 G 05 В 19/18
, <
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4256233/24-24 (22) 02.06.87 (46) 28.02.89. Бюл. Ф 8 (72) Н.Б. Репникова и В.М. Речкин (53) 621.503.55(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР и 624210, кл. G 05 В 19/18, 1977.
Авторское свидетельство СССР
N - 943646, кл. G 05 В 19/18, 1980 (прототип). (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕМ (57) Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в системах
ЧПУ различных позиционных систем.
Устройство управления позиционирова1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано в позиционных системах управления станками.
Цель изобретения - повЫшение быстродействия устройства путем введения функциональных блоков, определяющих путь торможения с учетом изменения скррости перемещения и пройденного пути.
На фиг. 1 приведена блок-схема устройствауправления позиционированием; нафиг. 2- датчикскорости; нафиг. 3 блок-схема формирователя управляющих кодов; на фиг. 4 - пример выполнения блока 9; на фиг. 5 - временные диаграммы.
Устройство управления позиционированием содержит блок 1 задания
ÄÄSUÄÄ 1462248 А1 нием обеспечивает быстродействие позиционирования за счет автоматического регулирования точки начала торможения в функции от величины скорости и перемещения подвижной ча- сти исполнительного механизма. Цель изобретения — повышение быстродействия устройства. Устройство управле-. ния позиционированием содержит дат< чики положения, скорости, привод исполнительного механизма, сумматор, блок задания программ, первый и второй генераторы импульсов, формирователь управляющих кодов, преобразователь кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал, элемент ИЛИ, блок с ф выделения старшего разряда. 5 ил.
2 трограмм, сумматор 2, элемент ИЛИ 3, блок 4 выделения старшего разряда, первый генератор 5, второй генератор 6, датчик 7 положения, привод исполнительного механизма 8, преобразователь 9 кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал, формирователь 10 управляющих кодов, датчик
11 скорости.
Датчик 11 скорости содержит эле.мент 12 задержки, реверсивный счетчик
13, регистр 14. Блок 10 содержит счетчики 15 и 16, а блок 9 — реверсивный счетчик 17, элементы
И 18 и 19. Датчик 7 положения служит для формирования параллельного двоичного кода, соответствующего истинному положению подвижной части исполнительного механизма.
1462248
Преобразователь кода в широтно-им-. пульсно-модулированный сигнал 9 преобразует поступающие на его вход коды управления в последовательность импульсов постоянной частоты, длительность которых пропорциональна модулю кодов управления по положению и по скорости. Блок 10 предназначен для формирования управляющих кодов .по скорости, поступающих на преобразователь кода в широтно-импульсномодулированный сигнал.
Код, пропорциональный заданной скорости (И1), поступает на входы параллельной записи счетчика 1 с блока 1 задания, а на вход "+1" поступают импульсы с опорного генератора 6.
Перенос N в счетчик 16 происходит по импульсам переполнения, формирующимся на выходе счетчика 15 с частотой f
fe (1)
N-N, где Й вЂ” частота опорного ° генерато.ра 6;
N — разрядность счетчика 14.
Таким образом, на счетчике 15 сформирован делитель частоты с коэффициентом деления, равным (N-N ).
Код текущего значения скорости
И с датчика 11 скорости поступает ,на входы параллельной записи информации счетчика 16, а вход "-1" поступают импульсы с частотой f< . Перенос N в счетчик 16 происходит по импульсам переполнения, формирующимся на выходе счетчика 16 с частотой f < fo
: f (2)
Ыт (М Из) И ,Т =
1 (3)
Таким образом, период следования импульсов на выходе формирователя
10 управляющих кодов прямо пропорцио нален текущему значению скорости и. обратно пропорционален заданному значению скорости, причем, меняя М, можно регулировать степень влияния
N> на период.
Датчик 11 скорости формирует двоичный параллельный код, пропорциональный мгновенному значению текущей скорости исполнительного механизма:
При поступлении унитарного кода с датчика 7 положения в счетчике 13 накапливается значение кода, причем, 5 l0
55 чем больше скорость движения, тем больше значение кода накопителя в счетчике за интервал интегрирования.
Импульсы, следующие с периодом интегрирования, переносят накопленное значение в регистр 14 и после небольшой задержки в датчике скорости сбрасывают значение счетчика 13, тем самым подготавливая его к следующему циклу интегрирования.
В регистре 14 хранится код, пропорциональный мгновенному значению текущей скорости исполнительного механизма, Меняя интервал интегрирования, можно менять точность измерения скорости.
Устройство управления позиционированием работает следующим образом.
Блок 1 задания программ выдает на вход сумматора 2 код заданного положения, на второй вход которого поступает код текущего положения исполнительного механизма с датчика 7 положения. На выходе сумматора возникает код рассогласования, который через блок 4 выделения старшего разряда подается на вход преобразователя 9 кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал.
По сигналам с генератора 5, работающего с частотой выдачи кодов с датчиком положения и синхронизированного с ним (в частном случае, генератор 5 может быть исключен и заменен сигналами "Строб".с датчика 7),, п-разрядный код с выхода блока 4 переносится в реверсивный счетчик 17. Выход, перенос по вычитанию, P-счетчика переводится в единичное состояние и на элементе И 18 канал деблокирует прохождение частоты f от формирователя
10 на вход "-1" счетчика.
Начинается "списывание" кода, записанного в счетчике. Если значение этого кода достаточно мало, чтобы в интервале поступления стробов от генератора 5 быть полностью списанным частотой f, выход Р-переходит в нулевое состояние, блокирует элемент
И 18 и сохраняет выход P- в этом состоянии до прихода следующего сигнала
" Строб". Тем самым на выходе P-счетчика формируется сигнал модуляции по положению, обеспечивающий торможение привода. Посколькучастота.f является функцией заданного и текущего значений скорости, торможение начинается тем раньше, чем выше скорость движения.
1462248
Разрядность счетчика выбирается такой, что при единичном значении всех разрядов кода и модуляция по положению не возникает. Сигнал модуляции по положению смешивается на элементе И 19 с сигнаЛом модуляции по скорости, сформированным анало-. гичным образом в формирователе 10, и поступает в привод 8, На выходе возникает импульсная последовательность с постоянным периодом следования, определяемым частотой генератора 5, коэффициент заполнения которой пропорционален коду рассогласования, и на привод исполнительного механизма 8 подается напряжение на период, определяемый соотношением ЬХ и и Х„„„где Ь Х вЂ” рассогласование, причем Х b. Х„, „, коэф1 фициент заполнения равен единице.
При этом двигатель начинает разгоняться, датчик 7 положения начинает выдавать код текущего положения, приближающийся к заданному, который суммируется с кодом задания в сумматоре 2, и если рассогласование все еще велико, то широтно-импульсная модуляция по положению отсутствует.
В процессе разгона код, пропорциональный текущей скорости исполнительного механизма с датчика 11 скорости поступает на вход формирователя 10 о .управляющих кодов, на второй вход которого блок 1 задания выдает код заданной скорости (фиг. 3). Частота
f с выхода формирователя 10, поступая на вход преобразователя 9 кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал, изменяет коэффициент заполнения указанной импульсной последовательности, тем самым получают широт но-импульсно-модулированный сигнал по скорости в преобразователе 9 и среднее напряжение, подаваемое на вход привода исполнительного механизма 8, пропорционально скорости движения, Разгон двигателя продолжается до тех пор, пока текущая скорооть не становится равной некоторому значению, определяемому кодом N>.
В процессе отработки заданного перемещения, величина рассогласования по положению hX уменьшается и при снятии запрещающего сигнала с элементаИЛИ 3, блок4 выцеления старшего разряда разрешает прохождение младших разрядов ьа вход преобразователя 9 кода в широтно-импульсномодулированный сигнал, на выходе ко5 торого появляется широтно-импульсная модуляция по положению. Время подключения напряжения к приводу исполнительного механизма за период уменьшается и движение его замедля10 ется, значение текущей скорости также уменьшается и влияние обратной связи по скорости устраняется.
При достижении величиной Х вЂ” Хза* э рассогласование по положению l5 становится равным нулю и привод исполнительного механизма останавливается в заданной точке.
Таким образом, предлагаемое устройство управления позиционированием обеспечивает быстродействие Позиционирования за счет автоматического регулирования точки начала торможения в функции от величины скорости и пе25 ремещения исполнительного механизма.
Формула изобретения
Устройство управления позициониЗ0 рованием, содержащее датчик скорости и привод исполнительного механизма, соединенный выходом с входом датчика положения, сумматор, первый вход которого соединен с первым выходом блока задания программ, выходы старших разрядов сумматора подключены к соответствующим входам элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом блока выделения старшего разряда> соединенного вторыми входами ,с соответствующими выходами младших разрядов сумматора, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что с целью повышения быстродействия устройства, в него введены первый и второй генера45 торы импульсов, формирователь управляющих кодов,. и преобразователь кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал, выход которого соединен с входом привода исполнительного ме50 ханизма, первый вход преобразователя кода в широтно-импульсно-модулированный сигнал подключен к выходу блока выделения старшего разряда, второй вход — к выходу первого генератора импульсов, а третий вход — к выходу формирователя управляющих кодов, первый вход которого соединен с выходом второго генератора импульсов, второй
7 1462248 8 вход — с выходом блока задания прог- датчика скоРости, вход которого подраммы, а третий вход — с выходом ключен к выходу датчика положения, 1462248
1462248
Торможение
/зад, Зад
Ю,ю 1 (/AC
Б10л; 7 люФ
&ок 7
А 7.ЕК.
УаожрнЫ йУ
Юджин дХ
&юг 11
Рюкю
&аг 1б дюаУ
Составитель И. Швец
Редактор И. Касарда Техред М.Ходанич Корректор Л. Патай
Заказ 672/44. Тираж 788 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина,101





