Устройство для контроля изменения воздушного зазора синхронной электрической машины

 

Изобретение относится к эл ект- : ротехнике, в частности к контролю изменения воздушного зазора из-пза нецилиндричности ротора синхронной электрической машины, например гидрогенератора . Цель изобретения позволяет повысить точность контроля изменения воздушного зазора, обусловленного нецилиндричностью ротора. В воздушном зазоре электрической машины устанавливается измерительный виток, который подключается к электронной схеме, состоящей из аттенюатора 2, квадратора 3, фильтра 4 низких частот, усилителя 5, полосового фильтра 6, блоки 7 выделения модуля, блока деления 8, детектора 9 размаха сигнала от пика до пика и индикатора 10. Схема осуществляет соответствующее преобразование выходного напряжения измерительного витка таким образом, что показания индикатора соответствуют дврйному размаху суммы первых пяти пространственных форм нецилиндричности ротора в относительных единицах по отношению к среднему воздушному зазору электрической машины. 1 ил. . (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК цц 4 G 01 R 31/34

В - Е063Я8

ПАтЫИ т:, .";:1Е)1АЛ

Б Б «1) j

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

M ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4256572/24-07 (22) 04. 06. 87 (46) 28.02.89. Бюл. У 8 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электроэнергетики (72) А.А.Коваль и А,Б.Нецеевский (53) 621.313 (088.8) (56) Патент ГДР Р 36011, кл, Н 02 d 1967.

Коваль A,А., Нецеевский А.Б. Эксп луатационный контроль асимметрии магнитного поля в воздушном зазоре гидрогенератора. — Энергетика и электрификация, 1984, М 2, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА СИНХРОННОЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к элект: ротехнике, в частности к контролю изменения воздушного зазора из за цецилиндричности ротора синхронной. электрической машины, например гидро„„SU„„1462214 А 1 генератора, Цель изобретения позволяет повысить точность контроля изменения воздушного зазора, обусловленного нецилиндричностью ротора. В воздушном зазоре электрической машины устанавливается измерительный виток, который подключается к электронной схеме, состоящей из аттенюатора 2, квадратора 3, фильтра 4 низких частот, усили теля 5, полосового фильтра 6, блока

7 выделения модуля, блока деления 8, детектора 9 размаха сигнала от пика до пика и индикатора 10. Схема осуществляет соответствующее преобразование выходного напряжения измерительного витка таким образом, что показания индикатора соответствуют двойному размаху суммы первых пяти пространственных форм нецилиндричности ротора в относительных епиницах по отношению к среднему воздушному зазору электрической машины, 1 ил.

1462214

1Пя 9 о K К9

И = -- — В2 о 2 о 9 где К вЂ” коэффициент преобразования индукционного датчика с учетом положения аттенюатора;

Б, — амплитуда индукции основной волны;

К вЂ” коэффициент усиления усилите 1 ля совместно с фильтром нижних частот;

Изобретение относится к электро" технике и может быть использовано при измерении воздушного зазора с целью определения нецилиндрического ротора синхронной электрической машины в процессе приемосраточных испытаний или промышленной эксплуатации.

Данное устройство позволяет измерить низкие пространственные формы нецилиндричности ротора, которые обуславливают вибрацию сердечника статора с оборотной и кратной ей частотой, Целью изобретения является повышение точности контроля изменения воздушного зазора, обусловленного не9;. цилиндричностью ротора.

На чертеже представлена блок-схема предложенного устройства для измерения воздушного зазора.

Устройство содержит датчик 1 индукции9 выход KQTopoI Î связан с вхо дом последовательно соединенных аттенюатора 2 и квадратора 3, причем выход квадратора 3 связан через последовательно соединенные фильтр 4 нижних частот и усилитель 5, а также через последовательно соединенные полосовой фильтр 6 и блок 7 выделения модуля соответственно с первым и вто- 30 рым входом делителя 8. Выход делителя соединен со входом детектора 9 размаха сигнала от пика до пика, выход которого подключен к индикатору 10.

Устройство работает следующим образом. 35

Выходной сигнал датчика 1 индукции аттенюатором 2 снижается до допустимого уровня, определяемого входными параметрами квадратора 3, после возведения в квадрат и прохождения фильтрд 4 нижних частот и усилителя 5, а также через полосовой фильтр 6.и блок

7 выделения модуля получаем два сигнала соответственно,, равные:

"=»макс 9 макс 45 U„=K - „ .-.(и"+ ь-1 и=

U — составляющая выходного наппп ряжения усилителя 5, пропорциональная значению

2 ЬЗ„

g 2 9 и Q - частота среза фильтра 4 нижмакс них частбт;

- выходное напряжение блока 7 о выделения модуля, пропорцио2 нальное - значению —,, g2 9

К вЂ” коэффициент усиления полосо3 вого фильтра 6 и 7 блока выделения модуля; а  — амплитуды боковых составляюпя щих в спектре частот индук" цин;

S1 — частота вращения ротора;

n — порядковый номер пространст. венной формы нецилиндричности ротора;

251 - размах амплитуды изменения па воздушного зазора, обусловленный и-ой пространственной фо р мой не цилиндр ич н о сти ротора;

8 - средний воздушный зазор элеко трической машины, 1 — фазовый сдвиг и-ой простран91@ ственной формы нецилиндричности ротора относительно фиксированной точки на нем.

Подавая эти два сигнала на вход делителя 8, получаем на его выходе сигнал, равный

99"-99 макс

К1 + В„sin(ngt+g„z)

n=1

Ьых, Аеи К В о размах Которого измеряется детектором 9 размаха сигнала от пика до пика с магнитоэлектрическим индикатором 10 на выходе. Эти показания соответствуют, сумме и, „, пространственных форм нецилиндричности ротора синхронной электрической машины, если д „и и 0,1е . В последнем случае можно пренебречь всеми составляющими Ь В „ иэ-за их малости.

Устанавливая частоту среза фильтра 4 нижних частот, равную f, =509 и центральную частоту полосового фильтра Л =4pn и выбирая соответи,Е99т Р ствующие зйачения К, и К, получаем устройство, контролирующее относительное изменение воздушного зазора, обусловленное суммой 4"5 его пространственных форм нецилиндричности

1462214

Формул а изобретения

1

Отличительным признаком данного устройства от прототипа является то, что показания индикатора не зависят в широких пределах от уровня входного сигнала блока 3. Показания индикатора зависят не только от изменения амплитуды выходного напряжения индукционного датчика 1, но и от изменения периода их следования. Оба этих отличительных признака повышают точность измерений и существенно упрощают их проведение, Составитель В.Никаноров

Редактор A.Äoëèíè÷ Техред И.Дидык Корректор В.Гирняк

Заказ 668/42 Тираж 711 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðoä, ул. Гагарина,101 ротора. Так как расчетный воздушный зазор (о ) электрической машины известен на основании данных, полученных . в процессе монтажа электрической ма5 шины, то шкала индикатора может быть проградуирована в абсолютных значениях изменения воздушного зазора, т.:е. в миллиметрах.

Предлагаемое устройство может быть использовано для контроля воз- 26 душного зазора синхронной электрической машины в процессе ее промышленной эксплуатации, а также для выявления монтажного дефекта в процессе приемосдаточных испытаний. 30

Устройство для контроля изменения воздушного зазора синхронной электрической машины, содержащее датчик индукции,соединенный последовательно с аттенюатором,первый детектор, связанный через фильтр нижних частот с усилителем, последовательно соединенные второй детектор размаха сигнала от пика до пика и индикатор, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности контроля изменения воздушного зазора, обусловленного неципиндричностью ротора, в него дополнительно введены полосовой фильтр, блок выделения модуля, делитель, а первый детектор выполнен в виде квадратора> причем выход этого квадратора связан с первым входом делителя через последовательно соединенные фильтр нижних частот и усилитель, и с вторым входом делителя через последовательно соединенные полосовой фильтр и блок выделения модуля., а выход делителя подсоединен к входу второго детектора размаха сигнала от пика до пика, причем выход аттенюатора подключен к входу квадратора.

Устройство для контроля изменения воздушного зазора синхронной электрической машины Устройство для контроля изменения воздушного зазора синхронной электрической машины Устройство для контроля изменения воздушного зазора синхронной электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для анализа коммутационных процессов в коллекторных машинах постоянного тока

Изобретение относится к области электротехники, преимущественно к промышленной электроэнергетике, и может быть использовано при экспериментальном определении параметров трехфазных синхронных машин

Изобретение относится к электроизмерительной технике и может быть использовано для контроля неравномерности воздушного зазора асинхронных электродвигателей с зубчатым ротором с соединением обмоток как в звезду, так и в треугольник, также мощных машин во всех областях народного хозяйства, производящих или эксплуатирующих электрические машины

Изобретение относится к электротехнике и позволяет контролировать качество шихтовки и сборки сердечников статоров

Изобретение относится к автоматике , а именно к устройствам для контроля электрических машин типа многополюсных вращающихся трансформаторов (ВТ)

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для записи угловой характеристики синхронизируннцего или пускового момента электродвигателей

Изобретение относится к измерительной технике и имеет целью повышение чувствительности датчика трансформаторного типа, предназначенного для измерения осевых и радиальных смещенийоси вращающего или неподвижного вала, например электриче- .ской машины

Изобретение относится к измерительной аппаратуре, применяемой в электротехнике, и, в частности, может быть использовано для контроля воздушного зазора синхронной электрической машины, например гидрогенератора

Изобретение относится к диагностированию электрооборудования, а именно к способам определения технического состояния работающих электродвигателей вентиляторов, размещенных в неразборных корпусах, и выявления неисправностей на ранних стадиях их развития

Изобретение относится к области электроэнергетики и может быть использовано в электрических машинах, работающих в энергосистемах

Изобретение относится к отводу высокочастотного сигнала ошибки из высокочастотного электромагнитного поля в электрической мощной машине с несущим электрическую обмотку статором

Изобретение относится к машиностроению, а именно, к способам и устройствам послеремонтного испытания электрических машин постоянного тока и, в частности, на горных предприятиях для послеремонтного испытания двигателей, генераторов экскаваторов, буровых станков и др

Изобретение относится к устройствам для исследования параметров генераторов и может быть использовано при лабораторных и производственных испытаниях синхронных и асинхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и касается способов и устройств для испытаний статора, при осуществлении которых разнообразные испытания, такие, как испытания характеристики сопротивления, характеристики экстратока, направления вращения и выдерживаемого напряжения статора проводят ранее соединения полностью изготовленного статора с ротором

Изобретение относится к диагностическому оборудованию и может быть использовано для диагностирования генераторных установок, работающих совместно с аккумуляторными батареями
Наверх