Мальтийский механизм для ограничения вращения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах управления и регулирования для ограничения вращения. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем обеспече-- ния стопорения ведущего вала после целого числа его оборотов. Положительный эффект достигается тем, что стопорение ведущего вала 2 после целого числа его оборотов происходит за счет взаимодействия опорной поверхности 12 на фиксирующей выемке 9 и опорной поверхности 13 на фиксирующей щайбе 5 при вращении ведущего вала 2 по часовой стрелке. Так как ве - личина d/2 + D/2 больше межцентрового расстояния между осью 6 и ведущим валом 2, происходит заклинивание мальтийского креста 7 и фиксирующей шайбы 5. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 Г 16 Н 27/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР .
ПО;ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4180055/25-28 (22) 12.01.87 (46) 30.11.88. Бюл. В 44 (72) В. Н. Сахаров (53) 621.836.7(088.8) (56) Левин И. Я. Справочник конструктора точных приборов. M.: Машиностроение, 1964, с. 542, фиг. 490. (54) МАЛЬТИЙСКИЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах управления и регулирования для ограничения вращения, Цель изобретения — расширение кинематических воэможностей путем обеспечения стопорения ведущего вала после целого числа его оборотов. Положительный эффект достигается тем, что стопорение ведущего вала 2 после целого числа его оборотов происходит за счет взаимодействия опорной поверхности 12 на фиксирующей выемке 9 и опорной поверхности 13 на фиксирующей шайбе 5 при вращении ведущего вала 2 по часовой стрелке ° Так как величина d/2 + D/2 больше межцентрового расстояния между осью 6 и ведущим валом 2, происходит заклинивание мальтийского креста 7 и фиксирующей шайбы 5. 2 ил. Щ
1441125
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах управления и регулирования для ограничения вращения.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем обеспечения стопорения ведущего вала после целого числа его оборотов.
На фиг. 1 изображен мальтийский механизм для ограничения вращения в положении эастопоренного ведущего вала при его вращении против часовой стрелки, общий вщц на фиг. 2 - то же, в положении застопоренного веду- 15 щего вала через целое число оборотов, равное числу пазов креста, при его вращении по часовой стрелке.
Мальтийский механизм для ограни-. чения вращения содержит основание 1, 20 на котором установлен ведущий вал 2 с поводком 3, На поводке 3 жестко закреплены палец 4 и фиксирующая шайба
5. Кроме того, на основании 1 на оси
6 установлен мальтийский крест 7 с 25 пазами 8 и фиксирующими выемками 9.
При этом в мальтийском кресте вместо одного из пазов 8 выполнена опорная поверхность 10. Дпя обеспечения стопорения ведущего вала 2 при его вра- 30 щении по часовой стрелке на мальтийском кресте 7 на одной из фиксирующлх выемок 9 выполнен паэ 11 с огорной поверхностью 12, а на фиксирующей шайбе 5 — опорная поверхность 13, взаимодействующая с опорной поверхностью 12, при этом уголе между продолжением опорной поверхности 13 и линией, проходящей через оси пальца
4 и ведущего вала 2, и угол 1 между 4О продолжением опорной поверхности 12 и осью прилежащего паза 8 связаны соотношением
45 где d 2 r — диаметр фиксирующей шайбы;
S ш 2 R — наибольший диаметр маль. тийского креста.
Мальтийский механизм для ограничения вращения работает следующим образом.
Стопорение ведущего вала 2 при . вращении его против часовой стрелки обеспечивается эа счет упора пальца
4 s опорную поверхность 10 мальтийского креста 7. Однако это стопорение происходит не через целое число оборотов.
Стопорение ведущего вала 2 после целого числа его оборотов происходит за счет взаимодействия опорной поверхности 12 на фиксирующей выемке
9 и опорной поверхности !3 на фиксирующей шайбе 5 при вращении ведущего вала 2 по часовой стрелке. Так как величина K + г больше межцентрового расстояния L между осью 6 и ведущим валом 2, происходит эаклинивание мальтийского креста 7 и фиксирующей шайбы 5.
Формула изобретения
Мальтийский механизм для ограничения вращения,;содержаший ведущий вал с поводком, установленный на поводке палец, жестко связанную с поводком фиксирующую шайбу и мальтийский крест
=" пазами н фиксирующими выемками, отличающийся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем обеспечения стопорения ведущего вала после целого числа его оборотов, на фиксирующей шайбе и одной из фиксирукщих выемок имеются опорные поверхности, предназначенные для взаимодействия одна с другой, при этом угол et, между продолжением опорной поверхности на фиксирующей шайбе и линией, проходящей через оси пальца и ведущего вала, и угол Р между продолжением опорной поверхности на фиксирующей выемке и осью прилежащего к ней паза креста связаны соотношением
d ° ot. где d — - диаметр фиксирующей шайбы;
П - наибольший диаметр мальтийского креста.!
441125 рие 2
Составитель С. Андреев
Редактор А. Огар Техред Л.Сердюкова Корректор М. Пожо
Заказ 6272/39 Тираж 784
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. ужгород, ул. Проектная, 4


