Механизм плавного включения ступеней гидромеханической трансмиссии транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение эффективности механизма плавности включения ступеней гидромеханической передачи. Механизм содержит регуляторы 16-18 давления, поршневой аккумулятор 19, напорная полость 33 которого сообщена гидролиниями 30, 31 и 32 с надклапанными полостями 27, 28 и 29 регуляторов 16- 18, дроссели 34, 35 и 36 и последовательно им установленные разделительные клапанные устройства 37 и 38, выполненные в виде двувходовых клапанов ИЛИ, число которых на единицу меньше числа регуляторов давления . При этом оба входа первого клапана ИЛИ сообш,ены через дроссели 34 и 35 с гидролиниями 23 и 24 сообш,ения регуляторов с гидроцилиндрами 2 и 3 включения ступеней а выход 39 первого клапана ИЛИ сообщен с одним из входов последующего клапана ИЛИ, второй вход которого через дроссель 36 подключен к гидролинии 25 сообщения регулятора с гидроцилиндром 4 включения последующей передачи. Пружинная полость 42 аккумулятора 19 подключена к выходу 12 устройства 11 разблокировки гидротрансформатора . 2 ил. S (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1
„„Su„„ i 440764 (5В 4 B 60 К 20 14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А BTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТБУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4158568/31-11 (22) 08.12.86 (46) 30.11.88. Бюл. ¹ 44 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР (72) Л. Г. Красневский (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1008022, кл. В 60 К 20/14, 1981. (54) МЕХАНИЗМ ПЛАВНОГО ВКЛ1ОЧЕНИЯ СТУПЕНЕЙ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобре,ение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения повышение эффективности механизма плавности включения ступеней гидромеханической передачи. Механизм содержит регуляторы 16 — 18 давления, r.oðøíåâoé аккумулятор 19, напорная полость ЗЗ которого сообщена гидролиниями 30, 31 и 32 с надклапанными полостями 27, 28 и 29 регуляторов 16—
18, дроссели 34, 35 и 36 и последовательно им установленные разделительные клапанные устройства 37 и 38, выполненные в виде двувходовых клапанов ИЛИ, число которых на единицу меньше числа регуляторов давления. При этом оба входа первого клапана
ИЛИ сообщены через дроссели 34 и 35 с гидролиниями 23 и 24 сообщения регуляторов с гидроцилиндрами 2 и 3 включения ступеней а выход 39 первого клапана ИЛИ сообщен с одним из входов последующего клапана
ИЛИ, второй вход которого через дроссель
36 подключен к гидролинии 25 сообщения регулятора с гидроцилиндром 4 включения последующей передачи. Пружинная полость
42 аккумулятора 19 подключена к выходу 12 щ устройства 11 разблокировки гидротрансформатора. 2 ил.!
440764
;,)
4,- . )0
Изобретение относится к транспортной технике, а именно к гидромеханическим трансмиссиям транспортчых средств.
Цель изобретения — повыш-íèå :эффективности путем уменьшения влияния повышения температуры на процесс срабатывания за счет совмещения функций элементов зарядки и разрядки аккумулятора.
На фиг. показана принципиальная гидросхема механизма плавного включен."..H ступеней гидромеханической трансмиссии; на фиг. 2 — характеристика работы механизма (изменение давления в полостях гид роцилиндров как функция времени).
Гидромеханическая трансмиссия 1 (ф»r. !) состоит из ступенчатой коробки передач (не показана) с несколькими, например тремя, фрикционными муфтами» из гидротрансформатора (не показан) с муфтой его блокировки.
Включение ступеней в коробке пер:д:-(;ч н блокировка гидротрансформатсра произВодятс>з посредством гидроцилиндров 2 — - 5.
Гидросистема 6 трансмиссии содерж:т гидростанцию с источником питания и устройства управления, подключенные гидролиниями 7 — 9 к гидроцилиндрам 2- — 4. С-грелкой 10 QñëoÂ((o. показано воздействие оператора на устройство управления. Гидролинии 7- — 9 также подключены к входам устройства 11 автомат(пиеской блокировки гчдротрянсформатора. Выход 12 устройства псдкл(о(ен к входу клапана 13 блокировки гидротрапсформатора, выход которого соо )il(<.н с гидроцилиндром 5. Управлени= клапаном !3 осу(цествляется входящими В гидросистему 6 устройствами по гндролинн !-!.
Механизм 15 (лавпогс включен IR ступeпей сливного ты(а состоит из регуляторов
l6 — 18 давления, количество которых рaâ»o числу ступенеЙ в коробке передач, и поршневого гидроаккуму»яторя 19. Входы 20 — 22 р гуляторов 16 — 18 подключены к гидро»»ниям 7 — 9 параллельно гидроцилиндрям 24, с которыми опи сообщены гидролгп нями 23 — 25. Выходы»егулятсров 16 — -(8 сосо (ц ны с гидрсб (ксм 26. Псдклапанпые пслсс—
Т» 27 — -29 регуляторов 16 — 18 ги((роя(1(Я) ями 30 — 32 сообщены с напорной полос(-ь(о 33 гидроаккумуляторя 19. Ha(!Go((as(»oлость 33
-(ерез дроссели 34 — 36 н разделительные клапанные устройства 37 и 38 сообщен» с гидролиниями 7--9 и входами 20--22 регуляторов 16 — 18
Клапанные устройства 37 и 38 выполне((ы
В виде двувходовых клапанов ИЛИ. число которых на единицу меньше числа регуляторов. Первый вход клапана 38 связан с выходом дросселя 36 зарядки, а второй
Вход — с выходом 39 клапана 37. Обя входя клапана 37 сообщены с выхода «и дросселей 34, 35, а выход 40 клапана 38 гидролииией 41 подключен к напорной полости 33 гидроаккумулятора 19, пружинная полость
42 которого гидролинией 43 соединена с ВHIходом 12 устройства !1 разблокир i"if(è rÿ,ротрансформатора.
K Выходу 12 может быть подклг..:еня . (a»op((a R полость 33 Гидpoa ((: :(ул ятор я через обватный клапан — 4.
Устройство работает следую(цим образом.
В нейтральном оло)кении гидрсцилиндры 2 — 4 выключен ьl.
Для трсГяния с (Вес ) а нессхОд .мс зкл(счить сдин из Г» poU»ë»HäpoÂ, няприм:-р гидроцилиндр 2, подавая в него жидкость
ИЗ ГИД ОСИСтЕМЫ 6 Ilo Гидрс Пи((И» 7. ("Рос((aR жидкость поступает гакже на вход 2. pery лятора 16 и — -:ерез д!.Оссель 34 зарядки и клапаны 37, 38 — — a аккумуляз-ор 1). Клапаны 37, 38 .»репятствуют попаданию )кидкости В (н,.(по.i»í((H 8. 9. ()днсвременнс устроба (см выход !2 и гидрслн;и ", 43, что позволяет якку(...ул. (Ору =a(-,,,В -cs-. (),:;На(.0
Ha -.тяпе зa!(o.—.,e;(H(R г.-.,;;..:(::.)::ûäpa 2 (яре(:::(uei »si сгс H"-ош(:.::: -;-(»З),;a)ae; (,e ь гид/ пясхсдя В (Hдрсц((л)((. )()е . !период на фч, 2) до Ве,: . ч .((,;!, .(Оторви H(д,")ста гоч и а д» и о f i(() k,! (»;.-; ) e i .! л я; of) 6 H (, a ", s-;,,к и
3ККУ1,1y,S! 01)Я
1 ()c,((e остановки:....:.».(я г»))pol(H »H ря 2 р:-с; "((((гидрсл:.;(...(.. " Нрекряш((етс; —, давле ие В Hel a)-.=-.";.-" .г ((открывает рег
4 д H (> r p е ((е l I H Q н с - . (;. ": i f f en, .. a!o R IH .:i а к (< ум чTop a !9. ai) " - i Р- .с:(я: ..-)Ho)i Rслссfи
" Г
ВОЗРаСтаст В СОО (В: —.:..т -> ;:,-,,.ЯРЯК; ЕРИСт»КОИ л (((ЯРТС),(0:СЛ((,;! (-! ) .."::..с .,.)ТС ((О»ВО,,ИТ
К ) т" )Ð)I(- („ i/ L P (" )(Н)СЯ ) (ИДКОСТ !
О 1 ) Я (, (,, ь,-, „„» В
)(е;;(1» полной, -;р, (ó.:,, (и» -!" м (-г)ек()я1: (ет(я ()ас,"„;,: i)eз; ;. (ел .. 4 "- aoß3 »è
НИЮ ) 3 э-,РВИ, г, Е (т1 РДК;,"."а, ОИ по((ji "з(27 *.::1., —. " ) "В ;- . .". Заксытик) пс,:: де(ств((:. "-;:;.-.". = »И..н f)o„s..(:;,i:.. В результат дя-:.((:.е . ".;)(()0);»;: ";, В < ооол H! .eM питания. "> .. ., я ar., (Á";.ê якк м)лят ПЯ РЯВНО О,;э»ОСТИ ПЕ- —;, (И (a- к i. -чивяР" f)c .QQ i (ус- po»стВО 1. рязбл" рс i H г»д» стране". )сaìяfopa и подает (-.:а Вь. .:-;0.(. .2 дявлРнке, раВНое
ДЯВЛЕНИЮ П(!Та (i )Я.: (РК ЭТОМ У".)Я ВНИВЯЮТСЯ д ВлРния i(o обе с".О(с!!ь !.ОршнЯ Яккчмуляторя (9 и сн р ai:яжяе";-ся т е Возвряп(я ется в исход;(се пслс)кение (îз,действием
;(ру>ки (H(, вытесня:.:;х(ид(:;:-.:с", ь из напорнси полос- и через клапань, 38, 37 и дроссе-. -.. 34 зярR;;((» В гидсс Пинию 7 . процессе рязрядки пр Рк(lня создает В напорной HÎëoñ f» избыточное давг(е(»(е,л)нкт.(p»aR (пивая В
1440. = : еа (риг. 2), нача;{ьная и конечная Величи}}i=!
КОТОРОГО РВБНЬ!»-н»н т ннс. И н»». ннн. 32 БЬ!ЧЕ1(;»!( доли, создаваемо(;: ip", жиной оегулятспа 1б.
:чремя разрядки меньще Брем:.-}и 3-. »р::д;(}1
ВСЛЕДС! БИЕ ТОГО, ".TO ТЕПЕРЬ 1}ОТЕЧ:. .».ИЕ Жи кости через дрсссель 34 происходит псд 3Начительнс больщим давление}, . 11роцесс раз;;-;ядки заканчивается с }зон(ент «Г4,;:ог„:«а
Пори!Е}»Ь « .(Ку»му тяз 002 i С»„: ВHВВЛ:;,Вав;"! Г{
В исходы::.;:. положении ч пс)дг :";Овлен х }}Овс—
;,ly т рабаз!,.}Ваи..{}0 (»днa (0 дл;.» ;»ЗВТ,-,„..};ГО срабать}вания необходимо снять давлен»" с пружинHOÉ полости 42 а.,х.муля-..":Da 15. которое запирает .лaxa:ëa:-.. (}1)«т .!В »ХЕ}ттни ч BH". ат) — -.,; .0»ОЕ» -. ° = ! .. .т л}обо-! из cT«»!IDH })i .!.02 ...«,»-си}1 Bp! Di—,. -, / н(r»C»!}{b»Х чснr)82 —;.,;,",0)(-. (Ь.ТЬ aaбл;1,"..;Со.
Ва}1 ГХД)01»С,ВНСФОР; . 3".., .. .-. -. »-С ПС::-И."солинии . . 4 с ..Гедосс 1«":с.:. »1 подастся ) и02БЛЯ}0}}Ц: =;: Ь;, !ИЕ " ».Л-.П.-; У», .(С- -." а: сраоат:; вас! и i!o »8.=:т JJBB.,:: !Не с Зь}»хо.::-..х устройства 11 !)азблокн св (и Б Гидрос(и-!
3" Л}ОЧБР}}Ь!Е ИД ОЦ}! !ybД!.а::", Ни„-,;»} .;.„:, »D:-{С».ТИ т)аоот"--Е.н:; 2,.{СГХ IHO ОПИСа}18 3!,) "» } Ь{}НЕ, 1Г:.т:Ч»1 .; . -С)1 Б;B×O. »=;КЗ } ; дСГО ! тра«{сс)ср, =Top и отгирае механизм плаз» . »«r. «
НОСТИ . !У1Е1 СЗЕ»!»»}!{=НИЯ С, СЛИБС 1, .С. БЫ.::,i а
В{;«a:1 3 ГЬ:;Рст РЕГЬ»; !т "OPO!! j 6--:- Ь «C".О .—
ЯО = П»)Л )жЕ:- .ИЕ liOC ОКО;-}Ч.:::::и 33!)ЯДКИ
«Ст l-зв(»1 !OC,!Còi!! »Г ОП- !!»:!-,ЯР:; 3.-. ч ан .»
it6 .4 В .ië -1 иi! )Й Д= БЛЕН} Ч» .". »нн., Поатому
"!
КО Ь 0, ЬС,O.;!ХНО ?ГС 3» .Х 1,! 18 ". }- !!"
Hr }атОМ ПС:Äi}0) li? 81{И. 3. (ОТРПСЧ»1 "Зн.т Е
Н 2 ВХОДЕ Pai У Б! })TOO 3 .C {0 3Ñ " 2 ЕТ, ) n! ° ..
В МОМЕНТ . 3 Н3 33ТВСЗЕ Б .- HHÊ Ет ав}}Е»НИЯ . !н(К1 . СР (»РР»«: ттт:,!»,»ея! 0»а
OHO )ЛИЗ! «0 Х БЕЛИ:}И;»{Е авл:-?. .ИЯ . »?-,, ИЯ.
2 CO CTOPGHb ВХОДВ Наь«НСГС МРНЬ}БЕ БСЛЕ",СтВИЕ ОтК23 а) . РЕЗУЛ{»нти,:У}ОЩЕЕ Ь(СИЛ ИЕ П = затворе в несколько р23 прс,".-:(Daет,-.ил";.= пружинь! регулято а и достаг;) .;-: H - гс
П. Ин }»ДИТРЛ.»! ОГО 32»1;.:Раин{Я!. »С СКОЬ{Ч БНИН
РВЗР:{,1КИ 2!(Х)»МУЛ{?ТОРа (}Е! Евал ДВВГ Е:1}{Я
"-. 310}нент Т4 и(}чсз=,ет. ,}ь»1я ра»боть! }3 систегчах с пОБг.l »енной загоязне::ность}0 з,ехг!{}}3..:." ..!охх»ет, o;Oë-!
НИ..-ЕЛЬНО УстаьаВЛИВВТ СЯ 00!)aтньlй КЛаВЕ!- 44, ЧЕРЕЗ ХОторь!й В 130!«18}!T Т3 32 I}rpa!0-!
ЦЕЕ Дав !ЕНИЕ .»0 ЕТСЯ I 2 (. - "Е 8 ГОДХЛ»наНн!а}е полости 27 — 29 }не} уляторОВ 1i> — i ) и далее подгер)хивзется непрер-:вно. Б этом
"rVh = Р Пp { » Х»)ИЫИВЧНИ»} 32ТБО, " }!2 }ЕГО
1 пери:: . — Т4 ДРиствь е;. cvммаj.;ное силн . ст д. —:=: . :{ -Пг}-.ыия и д;-}вления разрядки «ку.,. !. тор= котс}1се превьнпает усилие
»}»V)l(}{}»ь} !.:е :. =:TDP3 11 }ес)?тк}! 023! 2 с мое ITB I 4 4— 0.11 "0 дав 1ен!ЧР. ill!тания, };DTO-!
)CE СОЗдаЕ. 3 -:аЧИГЕЛЬПСЕ 3= Пи )2}01»цвтв уC}t}аЕ « Ече Н?с. ВСЕГО ВРЕМРНИ, !01(2 За BOP
НЕ DССРЕТС. В 32.:.-Ь»ГОЕ ПО.;;С КЕ}!ie.Б, "
»
«PCi; . - Л} . "«-: "; )и! }!«!! !»»!:«1 СOi». OT ПРИ ,. lO3TÑr(V» ОН»! }т!С»г ",Г НМРТЬ СравПИТ(«ЛЬНО СОЛЬ
"а:- .:асьi пр !талой, зне, чт. !iсакти !(.С )»1:! КЛ O 12!BT» П!>;}! {Е Е"..!ПеваТ Pb(На
;i О! (". .т} ЗЬР". ДБ - . ; PE!3 Dll,(". 21;КЬ .т! ЛЯ1 002
}. рсдЕЛБХ ЕЕ т аб.) -. C.Ã:O днапазйна. !
Для т:: а 3 p ."!»ê!{ Дк :у" i, ят(!»)2 !!«.1!Dë ьзу}С-С = Т ) .Е - -..:1,;»-.!-Ь}, i ».«H }.1Я ЗаРЯДКИ, «Г )
:}СК»;:Зчаат .}С .РС!?ОС; }: В ДОПОЛ .!!ТЕЛ}т}!ОМ
;,.—.,;;;;.,=.)ТС т ПРОI))BC T КО}!.-ТРУК ти-;т!»-,=:;.,;, П.,,БНССТИ li ПОВ»Ь!}112ЕТ Зф-!.!)ОЙ!" !Гс. . с да!1}!Ом МР:. 1;!Изме Обес; -.!»CHO а.";.,;,ати-,=-! ХО: ..Ь:Ран}l!}ВБН .Р Д2ВЛЕ-! }!. .1 ..3: 2! })OP(? !,ЕГУ!SITO}ll? ПО СЧСПЧ2НИИ . »»»Ë: Г» . .. 3 00, г» ? I{»:.1
" С-, .,»}13:; 1! .2! i;,:, ВК, »СЧР«ii!H (- "Vile}ICI
Г",DC, (=-,(2!{.:!Чс,". С:: »»)B!!C ;!{C .!,Н ""i 1!OPi !0 С !. (С 8 2, СС»}Е!. ) . «»..: ! 1 ." . i IЯ !D})1, д В
-С; Я !.:C НЕСЧ . : !Д!)(«3:{!) . н!ЬЛ»)ТС}), !»1V-! жИНН".>:1«i.i« - Ь . С. «0 О . .ОД»ХЛ}С«.-ilа . В 1 :.«, (,,". DO..C.!: а 23 ОЛОКЧ Р:Вк!l . IL;POT}»ан !.—
: СС:! ЩЕ!13 Ili: -.12::1;il!!I!,H I. . !»0 ТЯ МИ Р . ГЬ—
ОСОБ. Д «Сс,, li ПОС.:РДС:- -1 .:ЛЬНО ИМ -.:-:}ОБ,, -; —:;т}; }; Pa",«,, 1111 Р1ЬН}!(- ", 12!!31!!! i, cTpo."., r-UB Bp" 3, ;,.".! ре; лят(,»--; сообщ .
1;.,r)O;(: с Г}: 1 поь i !!: 1раь! !! Вк„! }о!"
:T »IIt«!. !. 07 .; . :Т 1}() ...»Ь. . : ТЕМ, !То. С
"- . ;bi«1::!iÑГЬ11:".Е :!»}н. 3{))(!Ь ;ТИБНОСТт! l! 1 С}1 !»- » I. Н»»;=,,- ИЯ}ттт;;.- ".1 ПБТЬ»ПЬ! 1,-2 )!1с
:,. СС С})аоа:Ь»В 2}.П«: За CHC C .. 3;Ë i »;,..;. ЫЯ ФЬ Н!(— ф
:.-ай 3.;-:-: »ЕНТСБ За;)я (КИ:! -23р;»»lb;i ГИ?-...0Б;»К .!Ь!т»,.Я 00»3 О .1" "!.1:i i (. . >Н -!С Клан,lн !b!(. ! :" С}.СТВ !Зь::!О»!НЕ!»»а} 8 . {ДЬ: ДБЬB)-- (ОБЬХ ;.1 .2 П 2 1{ С»»3 1 !» } i . «I H CEI (! 0 TOP Ii i I B Р Д !! и И ЦЬ
:;"Е? . С " !C,lа *, .Е ", ЛЯТ(!j!OВ,!i: ЛЕЫ!{я, ПОИ
=-".я оба,в :с; р50» клав li!2 14!»,Г1И .»ОсбТ Е-ПЬ} ЧЕРЕ=,.;. СЕ П! -,С:ОО. ВЕ-.СТВ !Oi»IПМП
Г!.:;,р...".ri H. и co()ac}i lя реi v.1!IT(rр )в
Г}. ДРОП»И т}И. 1}Р . Л И !8!« I! ii! C»i IЯ С Г \ ПЕНЕ!{, БЬ! ход первс.го клапана 1 "114 сообщен с D H,I)
-".„"};»3 3) сдсв Г!«1 ле., Он!РГС к, 12пьч}a i,!1È, второй вход кстсрог(«через дрсссе lb подхлк)"е}! к гидрслинп { сосбщения pcl ó,i!I ора с,.идрс »I!.".индрГ . . Б}:лк)чРния посл!.дь»!c!! »Р!{ cTVe«i.:„а БЬ};С, r:OC.!Åду 0{цРГО Лап;.На И (!}
»10 т«КЛК)ЧЕ1; К На ПСПНОЙ ПО. IO«"! 1! Г}IДРО Ккь. :,:л":{Topa.
1440764
TZ брейся
@ЫГ. Г
Составитель А. Барыков
Редактор А,.Маковская Техред И. Верес Корректор Э. Лончакова
Заказ 6023/21 Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4