Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства
Изобретение относится к облает i транспортного машиностроения, а именно к устройствам, повышающим безопасность эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности работы и безопасности эксплуатации транспортного средства. Измерительно-преобразовательный блок устройства фиксирует одновременно и угол наклона и угловую скорость наклона транспортного средства и выдает сигнал на исполнительный механизм в виде соленоидов, сердечники которых механически связаны с педалями тормозов и сцепления транспортного средства. Измерительно-преобразовательный блок - двухканальный и состоит из датчика крена и датчика угловой скорости, переменные сопротивления которых соединены между собой последовательно-попарно: левое с левым, а правое с правым, и подключены соответственно к входам схем сравнения левого и правого каналов, выходы которых подключены к входам схемы фиксации результата и выдачи сигнала, выход которой подключен к исполнительному механизму. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1437290 А1
<511 4 В 62 В 49/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4246355/40-11 (22) 14.05.87 (46) 15.!1.88. Бюл. № 42 (72) 1О. Н. Бунов и И. Д. Кузьмин (53) 620.11.3.014.005 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 816849, кл. В 62 D 49/08, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРЛЩЕНИЯ ОПРОКИДЫВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к област транспортного машиностроения, а именно к устройствам, повышающим безопасность эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности работы и безопасности эксплуатации транспортного средства. Измерительно-преобразовательный блок устройства фиксирует одновременно и угол наклона и угловую скорость наклона транспортного средства и выдает сигнал на исполнительный механизм в виде соленоидов, сердечники которых механически связаны с педалями тормозов и муфты сцепления транспортного средства. Измерительно-преобразовательный блок — двухканальный и состоит из датчика крена и датчика угловой скорости, переменные сопротивления которых соединены между собой последовательно-попарно: левое с левым, а правое с правым, и подключены соответственно к входам схем сравнения левого и правого каналов, выходы которых подключены к входам схемы фиксации результата и выдачи сигнала, выход которой подключен к исполнительному механизму.
4 ил.! 4372g0
Форлула илобреге; и ..»
Изобретение относится к транспорт;:ому машиностроению, а имскпо ;. устрой<-твам, повыLJài0ùèì безопасность эксплуатации транспортных средств.
Целью изобретения является повышение надежности работы и безопасности эксплуатации транспортного средства.
На фиг. 1 показана блок-схема устройства для предотвращения опрокидывания транспортного средства; на фиг. 2 электрическое соединение переменных сопротивлений датчиков крена и угловой скорости левого канала измерительно-преобразовател ьного блока; на фиг. 3 — то же, правого канала; на фиг. 4 — — «ариант исполнения схемы сравнения.
Устройство содержит кинематические элементы 1 с переменными сопротивлениями датчиков крена и угловой скорости левого канала, электрически связанные со ñõåмой 2 сравнения левого каналЛ; кинематические элементы 3 с переменным сопротивлением датчиков крена и угловой скорости правого канала, электрически связанные со схемой 4 сравнения правого канала, схему 5 фиксации результата и выдачи сигнала, электрически связанную со схемами 2 и 4 и с исполнительным механизмом 6. Датчики крена и угловой скорости каждого канала снабжены соответствующими переменными сопротивлениями 7 ——
10. Устройство содержит также зажим,». 11 для подсоединения переменных сопротивлений датчиков, термосопротивление 12, сопротивление 13, первый транзистор 14, t! 1)омежуточкое реле 15 и второй транзистор ! 6, электрически соедикенныс ме>кду собой.
Исполнительный механизм 6 выполнен в виде соленоидов, сердечники которых механически связаны с педалями тормоза и муфты сцепления транспортного средства.
Измерительно-преобразовательный блок сОдержит маятниковый датчик крена с успокоителем колебаний, имеюший два переменных сопротивления: 7 — для фиксации наклона влево и 8 -- для фиксации наклона вправо, пол..унки которых кинематически связаны с маятником, а корпуса — с рамой транспортного среде-.:«и, а также датчик угловой скорости, имеющий два переменных сопротивления: 9 для фиксации угловой скорости наклона влево и 10 -- для фиксации угло«ой скорости наклона вправо.. ползунки которы; кинематически связаны с инерционной массой датчика, а корпуса -- с рамой транспортного средства. Сопроти«ления датчиков соединены между собой попарно (фиг. 2 и 3); одна пара (7 и 8) подключена к схеме 2 сравнения левого какала, а вторая пара (9
H 10) — — к схеме 4 cp«BHñ .ния пра«ого канала. Каналы разделены с целью обеспечения требуемой надежности работь. уст. ройства. Выходы схем 2 и - сравнения подключены к входам схе: Ll:5 фиксdlt«è результата и выдачи сигнала, выход которой соединен с испол механизмом 6.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии, когда транспортное средство находится í" прямолинечном горизонтальном участке дороги, положение инерционных масс датчиков — нулевое и сопротивления цепей датчиков левого и правого каналов невелики, схемы 2 и 4 сравнения каналов — также в нулевом состоянии. В приведенном варианте схемы сравнения (фиг. 4) в исходном состоянии транзистор 14 открыт, а транзистор 16 закрыт. При наезде колесами правого борта на бугор (или при повороте направо) происходит наклон транспортного средства влево. Инерционные массы датчиков крена и угловой скорости перемещают ползунки сопротивлений 7, 8 в сторону уменьшения сопротивления пропорционально углу наклона и угловой скорости. При достижении предельно допустимых значений угла наклона и угловой скорости наклона схема 2 сравнения левого канала выдает сигнал на схему 5 фиксации, сигнал с которой поступает на исполнительный механизм 6, который обеспечивает включение тормозов и выключение сцепления, в результате чего происходит остановка транспортного средства (без воздействия водитЕЛЯ), ЧтО ПРЕДОтВРаЩаст ЕГО ОПРОКИДbIBBние.
В приведенном варианте схемы 5 сравнения Itp« достижении предельно допустимых значений угла наклона и угловой скорости сопротивление цепи датчиков (7 и 8), входящих в нижнее плечо делителя напряжения смещения (13 и 12, 7 и 8), уменьшается до такой степени, ч;о трлнзист0p 14 закрывается, а транз:- стор 16 от:срывается и реле 15 срабатывает. Контактами реле 15 выдается сигнал в схему 5 фиксации результата. Дальнейшее движение транспортного средства возможно после снятия питания с устройст«а.
Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства, содержащее испслнительно-преооразопательньгй блок, соединенный с исполнительным механизмом, выполненным «виде последователь«з соединенных сслекоидов, серде :ники которых механически связаны с исполнительным меха«из" юм тормозом к муфтой сцепления тракспортного средства. от гичаюгцееся тегг, что. с целью повышения надежности работы и безопаскостtt экс;I Ióà i Bции транспортного средст«а, измерителько-преобразовательный блок выполнен в виде последовательно соединенных между собой для каждого борта датчиков крена и уг1437290
3 ловой скорости, соединенных с входами схем сравнения левого и правого бортов, выходы которых подключены к входам
4 схемы фиксации результата и выдачи сигнала, выход которой соединен с исполнительным механизмом.
72
Составитель В. Ионова
Редактор A.Ìàêîâñêàÿ Texpeд И. Верес Корректор С. Черни
Заказ 584(/20 Тираж 536 Подписное
ВНИИПИ Гос; дарственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



