Способ изготовления конических зубчатых пар
Изобретение относится к машиностроению , в частности к производству конических зубчатых колес. Цель изобретения - расшире ние технологических возможностей за счет изготовления конических передач со специальной геометрией зубьев, нЬрмальная сходимость которых достигается изменением углов ножек шестерни и колеса. При этом зубья выполнены винтовыми с постоянными радиальным, осевым и вдоль образуюнгей начального кожуха шагами. Коническую винтовую поверхность зубьев колеса образуют при кинематическом сложении двух равномерных движений - вращательного движения конической заготовки вокруг своей оси и поступательного движения заготовки вдоль образуюшей внутреннего конуса. В процессе нарезания производят одновременную обработку вогнутой и вынук.чой сторон зуба, которые представляют собой огибающую различных положений режущих кромок дисковой фасонной фрезы. Профиль такой фрезы выполняют в соответствии с параметрами эквивалентного цилиндрического косозубого колеса. 3 ил. ю (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (Su 4 В 23 F 17 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4121850/31-08 (22) 17.06.86 (46) 23.10.88. Бюл. № 39 (71) Кировоградский институт сельскохозяйственного машиностроения (72) А. Д. Глижинский и Г. Ф. Алейниченко (53) 621.914.7:621.833 (088.8) (56) Зорохович А. А., Остров H. М. Производство высокоскоростных зубчатых колес средних модулей. М.: Машиностроение, 1968, с. 57. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПАР (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к производству конических зубчатых колес. Цель изобретения— расширение технологических возможностей за счет изготовления конических передач со специальной геометрией зубьев, н1зрмальная
„„SU„„1431901 А1 сходимость которых достигается изменением углов ножек шестерни и колеса. При этом зубья выполнены винтовыми с постоянным| радиальным, осевым и вдоль образующей начального кожуха шагами. Коническую винтовую поверхность зубьев колеса образуют при кинематическом сложении двух равномерных движений — вращательного движения конической заготовки вокруг своей оси и поступательного движения заготовки вдоль образующей внутреннего конуса. В процессе нарезания производят одновременную обработку вогнутой и выпуклой сторон зуба, которые представляют собой огибающую различных положений режу цих кромок дисковой фасонной фрезы. Профиль такой фрезы выполняют в соответствии с параметрами эквивалентного цилиндрического косозубого колеса. 3 ил.!
43!90!
И:3обретение относится к машинострое пик3, в частности к производству конических зубчатых колес.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет изготовления конических зубчатых пар, зубья Которых выполнены винтовыми с постоянными радиальным, осевым и вдоль образующей начального конуса шагами, т. е. конических передач со специальной геометрией ,зубьев, нормальная сходимость которых доciигается за счет изменения углов ножек, нгест pHH и колеса.
1(а фиг. показано взаимное положение инструмента и обрабатываемой загоп>I3KH конического колеса в горизонтальной ,.IIлоскости; на фиг. 2 то же, в верти-! кальной плоскости; на фиг. 3 - — кинема,тическая схема станка, реализующего пред, лаг аемый способ обработки.
Заготовку конического колеса устанавлиI3dIoa относительно дисковой фасонной фрезы
1 в двух координатных плоскостях; в верти кальной — на угол внутреннего конуса 6; и горизонта IHHI>IH — - на угол подъема коничес кой 33интовой линии в рассчетном сечении-. A,. На R, Kollóñíîì расстоянии по дели,тельному конусу с углом @=IÜ,.
КонинеcKvK) винтовую иовеpxHocTI> зубьев колеса образуют при кинематическом сло:жении двух равномерных движений — вра щательногo движения А конической заготовки вокруг своей оси и поступательного движения S стола с заготовкой вдоль образующей внутреннего конуса. Величиной и наiip;lH;ieiliie3l этих движений определяют нанравлеIIHE линии зуба (левое или правое) и величину угла наклона Pm на среднем конусном расстоянии llo целительному КоH) С> .
Дл я об()а 30Bа н ия п родо;1 ьной линии зу od арсзаемого колеса ось заготовки QTHoсительно фрезы дополнительно устанавливают на угол подъема конической винтовой линии на конусном расстоянии, определяющем центр пятна контакта сопряженных зубчатых пар, и заготовке сообщают дополнительно вращательное движение таким образом, чтобы за время одного оборота она переместилась вдоль образующей делительного (внутреннего) конуса на величину шага.
В процессе нарезания производят одновременную обработку вогнутой и выпуклой сторон зуба шестерни и колеса, которые представляют собой огибающую различных положений режущих кромок дисковой фасонной фрезы.
Профиль дисковых фасонных фрез для обеспечения расположения центра пятна контакта сопряженных зубчатых колес на R, . конусном расстоянии по начальному конусу находят по пилиндрическому косозубому колесу, эквивалентно коническому винтозубому в сечении дополнительным конусом на том же конусном расстоянии.
Расчетное число зубьев z.„, и шаг Р-., цилиндрического косозубого колеса, эквивалентного коническому винтозубому в сечении дополнительным конусом на R,;; — êîíóñном расстоянии, определяют соответственно зависимостями соМ„, (д,.„, где (к.„,. — угол наклона линии зуба по начальному конусу на R,,-конусном расстоянии определяют зависимостью:
2;т . R,-„. я и 6, Д(к."—
Rxco где Й„.„., -- радиальный шаг зубьев, Для частного случая, когда центр контакта сопряженных колес должен располагаться посредине зубьев, принимают R„,=
=0„, Тогда шаг зубьев эквивалентных косозубых колес определяют зависимостью
Способ позволяет выбором конусного расстояния R>„-, до расчетного сечения конструктивно определять положение пятна контакта сопряженных колес.
Дисковую фасонную фрезу, спрофилированную для нарезания цилиндрического косозубого колеса, эквивалентного коническому винтозубому в расчетном сечении дополнительным конусом, устанавливают на фрезерной оправке rio касательной к конической винтовой линии зуба в расчетном сечении и сообщают ей врапштельное движение, обусловленное необходимой скоростью резания !; .
После нарезания одного зуба заготовку выводят из соприкосновения с фрезой, возвращают в исходное положение, поворачивают на угловой шаг и осуществляют нарезание последующих зубьев.
Для интенсификации процесса обработки одновременно можно нарезать зубья на двух, трсх или четырех заготовках в зависимости от их диаметральных размеров и величины модуля.
Для нарезания таких конических зубчатых колес обкатных передач с линией зубьев в виде конического винта с постоянными шагами по координатным осям в условиях массового производства может ObITb использован многошпиндельный полуавтомат, кинематическая схема которого показана на фиг. 3.
Станок для осуществления способа имеет фрезерную шпиндельную бабку, механизм подачи стола с гитарой сменных колес для настройки шага винтовой поверхности и с автоматическим делительным устройством, многошпиндельную бабку заготовок, пиноли которой, несущие шпиндели, могут уста143190! навливаться относительно дисковых фасонных фрез в двух координатных плоскостях.
Дисковые фасонные фрезы 1 устанавливаются на оправку, закрепленную в шпинделе станка.
Обрабатываемые заготовки 2 (две, три или четыре в зависимости от их размеров и нарезаемого модуля) крепятся на оправках, которые вставлены в конусные отверстия пинолей 3 бабки заготовок, установленной на столе, который может в горизонтальной плоскости разворачиваться на угол наклона конической винтовой линии зуба нарезаемого колеса в исходном расчетном сечении.
Каждая пиноль бабки заготовок имеет индивидуальный привод от распределительного вала 4 через коническую 5 и червячную 6 передачи и может устанавливаться и закрепляться в вертикальной плоскости на угол делительного конуса нарезаемых колес в диапазоне 0 — 90 .
Формула изобретения
Способ изготовления конических зубчатых пар дисковой фасонной фрезой в условиях единичного деления и продольной подачи вдоль обрабатываемой заготовки, ось которой размещают под углом к горизонтальной плоскости, равным углу внутреннего конуса, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет изготовления конических зубчатых пар, зубья которых выполнены винтовыми с»остоянными радиальными, осевым и вдоль образующей начального конуса шагами, перед обработкой ось заготовки зубчатого колеса дополнительно разворачивают к вертикальной плоскости на угол подъема винтовой линии на заданном конусном расстоянии, а во время обработки заготовке сообщают согласованное с продольной подачей вращательное движение, при этом обработку ведут фрезой, профиль которой выполнен в соответствии с параметрами эквивалентного цилиндрического косозубого колеса, расчетное число зубьев которого и шаг определяют по зависимости
z;=
2п g,io )»
А
cos6„. где z-., — расчетное число зубьев эквивалентного цилиндрического косозубого колеса; — число зубьев нарезаемого колеса; о, — — угол начального конуса;
25 p; — шаг эквивалентного пилиндричесKoго колеса;
Я„-, — заданное кон сное расстояние; р,-„, — угол наклона линии зуба по начальному конусу на заданном конусном расстоянии.
1431901
Соста витсл ь И. Кузне нов а
Редактор С. Пагр1шсва Тскред И. Верес Корректор М. Пожо
Заказ 5374/11 Тираж 880 Подписное
ВНИИПИ Государственного ксмитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4



