Стопорная гайка
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для крепления деталей и узлов. например, летательных аппаратов, Цель изобретения - повышение удобст- . ва монтажа. Стопорная гайка содержит ступенчатый корпус 1 с отверстиями прямоугольной формы, в отверстиях размещены эластичные вставки 3. На корпусе с возможностью поджатия вставок 3 установлено кольцо 4. Гайку в сборе навинчивают на стержень. Кольцо 4 сжимает вставки 3. Последние затекают в резьбу болта. Устройство обеспечивает удобство монтажа, надежное стопорение и увеличивает срок службы. 4 ил, 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (s» 4 Р 16 В 39/34
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4026949/31-27 (22) 24.02 86 (46) 07.10.88. Бюл. ¹ 37 (71) Московский авиационный технологический институт им. К.Э.Циолковского (72) В.И.Ершов и С.А.Жарков (53) 621.882.55 (088.8) (56) Патент Германии № 384815, кл. 47 а 12, 1923. (54) СТОПОРНАЯ ГАЙКА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано пля крепления деталей и узлов, „„Я0„„.1 428849 А 1 например, летательных аппаратов.
Цель изобретения - повышение удобст- . ва монтажа. Стопорная гайка содержит ступенчатый корпус 1 с отверстиями прямоугольной формы. В отверстиях размещены эластичные вставки 3. На корпусе с возможностью поджатия вставок 3 установлено кольцо 4. Гайку в сборе навинчивают на стержень. Кольцо 4 сжимает вставки 3. Последние saтекают в резьбу болта. Устройство обеспечивает удобство монтажа, надеж- ное стопорение и увеличивает срок службы. 4 ил, 1 табл.
1428849
40 Разборка
Момент отвип шванпя, Н.м
6,0-5, 9
5, 7-5,4
5,3-5, 1
5, 2-5,0
5,0-4,6
4,8-4,0
20
30 ностью болта 5 и внутренней резьбовой поверхностью стопорного кольца 4, что препятствует самоотвинчиванию гайки при различных нагрузках.
При демонтаже стопорной гайки вна.чале поворачивают накидное кольцо 4 в исходное положение; при этом эластичные вставки 3, освобождаясь от воздействия на свою наружную поверхность, возвращаются в исходное положение, освобождая зону резьбы болта
5. После этого совместно поворачивают накидное кольцо 4 и резьбовой шестигранный корпус 1 и полностью демонти руют гайку.
Пример. Согласно фиг.1-.4 изготавливают стопорные гайки М10 1,5 мм с размером под ключ 17 мм, высотой корпуса 11 мм, высотой шестигранника под ключ 5 мм и наружной резьбовой поверхностью цилиндрического участка N14 1,5 мм. На цилиндрическом участке стопорной гайки делают 4 диаметрально расположенные прямоугольные отверстия высотой
3 мм, в которые устанавливают 4 эластичные вставки, выполненные из полиуретана, накидное кольцо выполнено из шестигранника с размером под ключ 17 мм, высотой 6 мм, внутренней резьбой N14 1,5 мм. Угол конусности составляет 30 . Монтаж и демонтаж гайки проводят тарированным ключом.
Контроль усилия стопорения проводят по моменту отвинчивания. Замеры показывают, что с увеличением количества сборок и разборок контрящие свойства гайки заметно не снижаются, наблюдается небольшой износ внутренней и наружной поверхностей эластичных вставок, который при соответствующем подборе материала эластичных вставок может быть сведен к нулю. Замер момента отвинчивания производят в застопоренном положении с приложением усилия к шестиграннику резьбового корпуса. В таблице приведены результаты замеров по трем гайкам.
Момент отвинчивания для данного диаметра можно увеличить путем подбора оптимального угла конусности, размеров эластичных вставок и материала эластичных вставок.
Использование предлагаемой стопорной гайки позволит повысить удобство монтажа и увеличить срок службы гайки за счет сохранения усилия стопорения при увеличении числа сборок и разборок последней. Наиболее приемпемьй диапазон применения данной гайки лежит в интервале диаметров резьбы
М10 — МЗО .
Формула изобретения
Стопорная гайка, содержащая шес° тигранный ступенчатыи резьбовой корпус с наружным резьбовым цилиндрическим участком на одном конце, стопорный элемент с конической наружной поверхностью и накидное кольцо со скосом на внутренней поверхности, угол наклона которого соответствует углу наклона конической поверхности стопорного элемента, установленное на цилиндрическом участке корпуса с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью стопорного элемента, отличающаяся тем, что, с целью повышения удобства монтажа, в нижней части цилиндрического участка. выполнены диаметрально расположенные отверстия прямоугольной формы, стоЗО порный элемент выполнен в виде эластичных вставок, внутренняя поверхность которых расположена на расстоянии от оси гайки, равном наружному диаметру внутренней резьбы корпуса, размещенных в упомянутых отверстиях
35 с возможностью радиального перемеп:ения, при этом угол наклона конической поверхности удовлетворяет усло-,,о б вию 15 (сс < 40
1423849
Составитель С. Никулина
Техред N.Моргентал Корректор Б.Романенко
Редактор А.Ворович
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Заказ 5103/32
П оизводственно-попиграфическое предприятие, г. Ymropon, У >. Роектная, р



