Термокомпенсированный кварцевый автогенератор
Изобретение относится к области радиотехники и м.б. использовано в качестве источника высокостабяльных электрических колебаний. Цель изобретения - повышение долговременной стабильности частоты и повышение стабильности выходного напряжения. Кварцевый автогенератор содержит усилитель 1, варикап 3, резистор 4, кварцевый резонатор 5, источник 6 питания, термозависимый делитель 7 напряжения, конд-р (К) 8, диоды (д) 9, 10, Для дост11жения цели введена катушка индуктивности 2, а вторые объединенные вьгаоды Д 9 и 10 подключены к общей шине,. Цепочка К 8 - Д 9 - Д 10, не снижая козф.- запаса по врзбуждению, ограничивает величину моцностк, рассеиваемой на кварцевом резонаторе 5, что способствует повышению долговременной стабильности частоты, повышению температурной стабильности частоты благодаря уменьшению склонности к перескоку на побочные резонаторы, увеличениго стабильности амплитуды выходного напряжения , при этом крутизна управления частотой не уменьшается. I ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (д1) 4 " 03 В 5/32
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
1 10-ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 226115/24-09 (22) 07.04,87 (46) 30.09.88. Бюл. В 36 (72) Г.Б. Альтшуллер и В.А. Ляпин (53) 621.373.5(088.8) (56) Альтшуллер Г. Б. и др. Управление частотой кварцевых генераторов. — M. Связь, 1975, с. 276, Авторское свидетельство СССР
0 59457ч, кл. Н 03 В 5/32, 1976. (54) ТЕРМОКОМПЕНСИРОВАННЫЙ КВАРЦЕВЫЙ АВТОГЕНЕРАТОР (57) Изобретение относится к области радиотехники и м.б. использовано в качестве источника высокостабильных электрических колебаний. Цель изобретения — повышение долговременной стабильности частоты и повышение стабильности выходного напряжения.
Кварцевый автогенератор содержит
„„SU„„1427547 усилитель 1, варнкап 3, резистор 4, кварцевый резонатор 5, источник 6 питания, термозависимый делитель 7 напряжения, конд-р (К) 8, диоды (Д)
9, 1О, Для достижения цели введена катушка индуктивности 2, а вторые объединенные выводы Д 9 и 10 подключены к общей шине,. Цепочка К 8 — Д 9—
Д О, не снижая козф: запаса по возбуждению, ограничивает величину мощности., рассеиваемой на кварцевом резонаторе 5, что способствует повышению долговременной стабильности частоты, повыш нию температурной стабильности частоты благодаря умень"
И шению склонности к перескоку на по- 9 бочные резонаторы, увеличению стабильности амплитуды выходного напряжения, при этом крутизна управления С" частотой не уменьшается. l ил.
1427547 но, изменение рассеиваемой на кварце10 (вом резонаторе 5 мощности,обусловлиИзобретение относится к радиотехнике и может быть использовано в качестве источника высокостабильных электрических колебаний, Цель изобретения — повышение,цол.;говременной стабильности частоты и
:повышение стабильности выходного на:пряжения.
На чертеже приведена структурная электрическая, схема кварцевого автогенератора, Кварцевый автогенератор содержит усилитель 1, катушку 2 индуктивности, варикап 3, резистор 4,,кварцевый резонатор 5, источник 6 питания, термозависимый делитель 7 напряжения, конденсатор 8, первый 9 и второй 10 диоды.
Термокомпенсированный кварцевый 2 генератор работает следующим образом.
При включении источника 6 в усилителе 1, охваченном цепью обратной связи, состоящей из катушки 2, варикапа 3, кварцевого резонатора 5, за.шунтированного резистором 4> возникают незатухающие электрические колебания.
При увеличении напряжения источника 6 увеличивается напряжение на варикапе 3 и его емкость уменьшается, Одновременно увеличивается амплитуда высокочастотного напряжения, приложенного к конденсатору 8.
В моменты времени, когда под действием высокочастотного напряжения,. развиваемого между катодом варикапа
3 и общей шиной, поочередно открываются диоды 9 и 10, цепочку: конден сатор 8 — первый диод 9 — второй диод
10, можно заменить эквивалентной цепочкой: конденсатор 8 — прямое сопротивление цервого диода 9 (или второго диода 10). Нри этом сопротивление потерь, обусловленное конечной вели" чикой прямого сопротивления и пересчитанное последовательно с кварцевым резонатором 5, зависит не от изменения величины емкости варикапа Э, а от величины емкости варикапа 3, устанавливаемой при регулнровке при нормальной температуре, поскольку изменение реактивного сопротивления варикапа 3 под действием напряжения с термоэависимого делителя 7 компен- сируется равным по величине и противоположным по знаку изменением реактивного. сопротивления кварцевого реЪ зонатора 5, Поэтому сопротивление потерь, вносимое при перестройке частоты цепочкой: конденсатор 8 первый и второй диоды 9 и 10 практически остается постоянным, а изменение высокочастотного тока через кварцевь|й резонатор 5 и, следовательвается, в сновном, изменением при расстройк эквивалентного динамического сопротивления кварцевого резонатора 5.
Таким образом, цепочка; конденсатор 8 — гервый и второй диоды 9 и 10,не снижая коэффициента запаса по возбуждению, ограничивает величину мощности, рассеиваемой на кварцевом резонаторе 5, что способствует повышению долговременной стабильности частоты, повышению температурной стабильности частоты благодаря уменьшению склонности к перескоку на побочные резонаторы, увеличению стабильности амплитуды выходного напряжения, при этом крутизна управления частотой не уменьшается.
Формула изобретения
Термокомпенсированный кварцевый автогенератор, содержащий усилитель, который подключен к шине питании ис" точника питания и общей шине, варикап, кварцевый резонатор, который включен между обшей шиной и первым выводом варикапа„ конденсатор, первый и второй диоды, которые включены встречно и параллельно, первые объединенные выводы которых подключены к первому выводу конденсатора, термозависимый делитель напряжения, который включен между шиной питания источника питания и общей шиной, а отвод которого подключен к вторым выводам варикапа и конденсатора, резистор, который включен параллельно кварцевому резонатору, отличающийся тем, что, с целью повьнпення долговременной стабильности частоты н повьппения стабильности выходного напряжения, в него введена катуппса индуктивности, которая включена между вторым выводом конденсатора и входом усилителя, при этом вторые объединенные выводы первого и второго диодов подключены к общей шине.

