Способ обогащения дыхательной смеси для члена экипажа летательного аппарата

 

Изобретение относится к средствам обогащения дыхательной смеси для членов экипажа летательного аппарата. Цель изобретения - улучшение условий жизнедеятельности члена экипажа путем изменения степени обогащения соответственно изменению высоты полета. В каждом цикле при сорбции азота из воздуха в одном и адсорберов 1 или 2 в другом адсорбере осуществляют регенерацию адсорбента. Блоки управления 16 и 17 связаны с датчиками 14 и 15 абсолютного давления обогащаемой смеси в адсорберах и с приводами клапанов. Блоки управления 20 и 21 связаны с датчиками 18 и 19 избыточного относительно атмосферного давления газа, сбрасываемого в атмосферу при регенерации адсорбента, и с приводами клапанов. Перед окончанием сорбции азота в каждом цикле регенерируемый адсорбент продувают частью обогащенной смеси. При высотном маневре летательного аппарата предельные величины наибольшего абсолютного давления обогащаемой смеси и наименьшего избыточного давления сбрасываемого газа поддерживают постоянными. Вследствие этого при увеличении высоты полета увеличивается степень обогащения смеси кислородом. 2 ил.

Изобретение относится к средствам жизнеобеспечения экипажа летательного аппарата. Цель изобретения улучшение условий жизнедеятельности экипажа путем изменения степени обогащения дыхательной смеси соответственно изменению высоты полета. На фиг. 1 представлен график, иллюстрирующий способ; на фиг. 2 система, реализующая его. В адсорберах 1 и 2 поочередно циклически осуществляют сорбцию азота из обогащаемой смеси и регенерацию адсорбента. При сорбции азота одним из адсорберов в другом осуществляют регенерацию адсорбента. При переключении системы на режим регенерации адсорбента в адсорбере 2 и сорбции азота адсорбером 1 клапаны 3 и 4 закрывают, а клапаны 5-7 открывают. При этом клапаны 8-11 закрыты. Воздух из компрессора 12 авиадвигателя поступает в адсорбер 1, в котором происходит сорбция азота. Обогащенную дыхательную смесь подают члену экипажа 13 летательного аппарата. В процессе сорбции азота адсорбент насыщается и давление обогащаемой смеси повышается от величины, соответствующей точке А, до величины, соответствующей точке Б. Одновременно происходит регенерация адсорбента в адсорбере 2 за счет вакуумирования через клапан 7 до тех пор, пока избыточное относительно атмосферного давление сбрасываемого газа не достигает предельной наименьшей величины, соответствующей точке В. После этого клапан 7 закрывают и открывают клапаны 11 и 9. В результате часть обогащенной газовой смеси поступает из адсорбера 1 в адсорбер 2, продувает его с удалением остатков азота и повышением давлении в адсорбере 2 до величины, соответствующей точке Г. Эта величина определяется размером дюзы за клапаном 9. Одновременно происходит продолжение сорбции азота в адсорбере 1 до тех пор, пока давление обогащаемой смеси не достигнет предельной величины наибольшего абсолютного давления, соответствующей точке Д. При этом давлении достигается максимальное эксплуатационно целесообразное насыщение адсорбента азотом. По окончании цикла сорбции азота в адсорбере 1 и регенерации адсорбента в адсорбере 2 клапаны 5, 6, 9 и 11 закрывают, а клапаны 3, 4 и 8 открывают, начиная цикл сорбции азота в адсорбере 2 и регенерации адсорбента в адсорбере 1. В этом цикле после повышения давления в адсорбере 2 до величины, соответствующей точке Б, а в адсорбере 1 понижения давления до величины, соответствующей точке В, клапан 8 закрывают, а клапаны 10 и 11 открывают, осуществляя продувку адсорбера 1 обогащенной смесью из адсорбера 2. Далее циклы повторяются. В процессе выполнения летательным аппаратом высотного маневра атмосферное давление, в соответствии с изменившейся высотой полета, изменяется. При этом предельные величины наибольшего абсолютного давления обогащаемой смеси, соответствующего точке Д, и наименьшего избыточного давления сбрасываемого газа, соответствующего точкам как В, так и В', в связи с изменившейся высотой полета поддерживают постоянными. Таким образом, при увеличении высоты полета адекватно увеличивается степень обогащения дыхательной смеси кислородом. Контроль абсолютного давления обогащаемой смеси осуществляют датчики 14 и 15, подключенные к блокам управления 16 и 17, связанным с приводами клапанов. Контроль избыточного давления сбрасываемого газа осуществляют датчики 18 и 19, подключенные к блокам управления 20 и 21, связанным с приводами клапанов.

Формула изобретения

Способ обогащения дыхательной смеси для члена экипажа летательного аппарата, включающий повышение давления обогащаемой смеси в процессе циклической сорбции азота и понижение давления сбрасываемого газа в процессе циклической регенерации адсорбента, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий жизнедеятельности экипажа путем изменения степени обогащения дыхательной смеси соответственно изменению высоты полета, в процессе выполнения летательным аппаратом высотного маневра поддерживают постоянными наибольшее абсолютное давление обогащаемой смеси и наименьшее избыточное давление сбрасываемого газа при циклических соответственно сорбции азота и регенерации адсорбента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000        




 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области водолазной техники и предназначено для зарядки регенеративного патрона химическим веществом

Изобретение относится к технике получения кислорода из твердых источников и может быть использовано в производстве пусковых брикетов для изолирующих дыхательных аппаратов ( изолирующих противогазов)
Наверх