Способ управления силовой установкой транспортного средства
Изобретение позволяет повысить точность регулирования установки путем предотвращения цикличного подключения второго двигателя (Д). В случае возрастания потребной мощности Д 1 выше заданного уровня перемещают орган управления (ОУ) 7, преодолевая усилие возвратной пружины 20, поворачивая дроссельною заслонку 10 до ее полного открытия. Если мощности недостаточно, к ОУ прикладывают дополнительное сопротивлет1е пружины 13, сохраняя мощность Д 1. После подключения Д 2 производят совместное регулирование мощности Д 1 и 2 перемещением ОУ, причем величину мощности Д 2 устанавливают по меньшей мере равной величине мощности Д 1. Такое выполнение позволяет обеспечить рациональную работу Д 1 и 2 и снизить потери энергии, затрачиваемые на пуск в работу остановленного Д. Вступление в работу Д 1 и 2 не происхо-. дит при случайных обстоятельствах, а откпючение при необходимости происходит автоматически. 1 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (19) (11) (51)4 F 02 D 25/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4162203/2S-06 (22) 17.12.86 (46) 15.09.88. Бюл. М 34 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) В. Ф. Кутенев (53) 621.43-541.2(088.8) (56) Патент США Ф 4442805, кл. F 02 D 25/04, 1984. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ TPAHCIIOPTHOIO СРЕДСТВА (57) Изобретение позволяет повысить точность регулирования установки путем предотвращения цикличного подключения второго двигателя (Д). В случае возрастания потребной мощности Д 1 вьппе заданного уровня перемещают орган управления (ОУ) 7, преодолевая усилие возвратной пруяжны
20, поворачивая дроссельную заслонку
l0 до ее полного открытия. Если мощности недостаточно, к ОУ прикладывают дополнительное сопротивление пружины
13, сохраняя мощность Д 1. После подключения Д 2 производят совместное регулирование мощности Д 1 и 2 перемещением ОУ, причем величину мощности Д 2 устанавливают по меньшей мере равной величин мощности Д 1. Такое выполнение позволю(ет обеспечить рациональную работу Д 1 и 2 и снизить потери энергии, затрачиваемые на пуск в работу остановленного Д.
Вступление в работу Д 1 и 2 не происхо . дит при случайных обстоятельствах, а отключение рри необходимости lIpoHcходит автоматически, 1 ил.
1423763
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к управлению силоными установками, состоящими иэ нескольких двигателей. 5
Пелью изобретения является повышение точности регулирования путем предотвращения цикличного подключения второго двигателя.
На чертеже представлена схема уст- 10 ройства для осуществления способа.
Устройство состоит иэ двух двигателей 1 и 2 внутреннего сгорания, имеющих отдельные коленчатые валы 3 и 4 и автономные системы питания и 15 зажигания, Вал 3 двигателя 1 через управляемое сухое сцепление 5 соединен с коробкой передач трансмиссии транспортного средства, а между валами двигателей установлена управляе- 20 мая масляная фрикционная муфта 6.
Для управления силовой установкой имеется орган 7 управления, расположенный на одном иэ плеч двуплечего рычага 8, с которым шарнирно соедине- 25 на тяга 9, служащая для привода дроссельных заслонок 10 и 11. На конце тяги 9 расположен радиальный кольцевой выступ (фланец 12), служащий упором для предварительно сжатой 30 пружины 13, охватывающей тягу 9 и установленной внутри цилиндра напротив его торцовой стенки в ступенчатом трубчатом хвостовике 14, расположенном на конце тяги 15, взаимодействующей с нагруженным с помощью пружины
16 рычагом 17 закрепленном на оси дроссельной заслонки 10. Внутри трубчатого хвостовика 14 установлен микропереключатель 18, служащий для вклю- 40 чения в работу двигателя 2 при полной нагрузке двигателя 1. Подвижный элемент микропереключателя 18 расположен напротив торца тяги 9 с возможностью взаимодействия с ним. Напротив торцо- .45 вой стенки трубчатого хвостовика 14, с которой сопряжена пружина 13, расположен неподвижный упор 19, взаимодействующий с хвостовиком 14 при полястью открытой заслонке 10. Тяга 15 соединена с возвратной пружиной 20, находящейся в растянутом состоянии и служащей для возвращения органа 7 упРавления в исходное положение. С рычдгом 17 тягой 21 связан рычаг 22, 55 закрепленный на оси дроссельной заслонки 11.
Напротив рычага 8 с возможностью вЗаимодействия с его плечом установлен микропереключатель 23, служащий для отключения двигателя 2. Микропереключатели 18 и 23 подключены к входам блока 24 управления системой за— жигания двигателя 2 и блока 25 управления фрикционной муфтой 6.
Способ управления заключается в следующем.
Перемещают орган 7 управления, преодолевая усилие возвратной пружины
20, и, поворачивая дроссельную заслонку 10, задают нагрузку дви-. ателю
1, крутящий момент от которого через сцепление 5 передают к трансмиссии транспортного средства. При полностью открытой заслонке 10 двигателя 1 подключают двигатель 2, включая его cuс е зажигания и соединяя вал 4 с валом 3 двигателя 1 при помощи фрикционной муфты Ь. Причем в этот момент к органу 7 управления, помимо усилия возвратной пружины 20, прикладывают дополнительное сопротивление пружины
13, сохраняя мощность двигателя 1.
После подключения двигателя 2 производят совместное регулирование мощности двигателей 1 и 2 перемещением органа 7 управления, Описанное управление модульной силовой установкой позволяет обеспечить четкую рациональную работу ее двигателей. Их вступление в работу происходит не при случайных обстоятельствах, а при определенных условиях, по желанию водителя транспортного средства, когда он ощущает необходимость включения в работу еще одного двигателя. Отключение же одного иэ двигателей происходит автоматически при тех условиях движения транспортного
/ средства, когда водитель хотя бы .. кратковременно вынужден отпускать педаль управления силовой установкой, а именно при торможении транспортного средства, движении накатом, при остановке транспортного средства, Это позволяет исключить цикличность работы двигателей и тем самым снизить потери энергии, затрачиваемой на пуск в работу остановленного двигателя.
Формул аиэобретени я
Способ управления силовой установкой транспортного средства путем подключения второго двигателя внутреннего сгорания к потребителю нагрузки, в случае возрастания потребной мощности
3 1 423763
4 первого двигателя выше заданного уров- марной мощности установки до половиня, регулирования мощности при помощи ны заданного уровня мощности первого перемещения органа управления и воз- двигателя, о т л и ч а ю щ и Й с я действия при этом на дроссельные за- тем, что, с целью повышения точности слонки двигателей, увеличения сопро- регулирования путем предотвращения тивления перемещению органа управле- цикличного подключения второго двигания в момент подключения второго дви- теля, в процессе перераспределения гателя, перераспределения нагрузки нагрузки в момент подключения второмежду двигателями снижением мощности 10 го двигателя величину его мощности первого двигателя и отключения второ- устанавливают по меньшей мере равной го двигателя в случае снижения сум- величине мощности первого двигателя.
Составитель П. Мурашев
Редактор M. Келемеш Техред М.Дидьк Корректор С. Черни
Заказ 462!/38 Тираж 505 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4


