Система управления электрической величиной
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСЙИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕЛ
1 И яс>-,:"
К д BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3345094/24-07, 3723809/24-07 (22) 14. 10.81 (46) 07.09.88. Бюл., Я 33 (75) Б.Д.Гладков (53) 621.316.722.1 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
В t 205133, кл. G 05 F 1/56, 1980.
Авторское свидетельство СССР
9 1381616, кл. С 05 F 1/56, 1980.
„„ЯО„„42П2 (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКой ВЕЛИЧИНОЙ (57) Изобретение относится к электро- технике, в частности к мощным источникам питания. Цель изобретения — повышение КЦЦ и улучшение массо-габаритных характеристик. Введение второго дросселя 3, включенного последовательно в цепь червого дросселя 2, снижает пульсации выходного напряжения.
Введение резонансно-импульсного блока на ключевом элементе 16 повышает КПД системы. Индуктивностьдросселей 2,3 уменьшается, улучшаются массо-габаритные характеристики. 3 э.п. ф-лы, 3 ил.
Ю щий регулятор, состоящий из двух
Изобретение относится к электротехнике, в частности к мощным источникам питания высокой точности с большим КПД.
Целью изобретения является повышение КПД и улучшение массогабаритной характеристики системы.
На фиг.1 представлена функциональная схема системы управления электри- 10 ческой величиной; на фиг.2 — то же, в режиме стабилизации электрической величины; на фиг.3 - то же, с узлом поцпитки.
Система содержит (фиг. 1) последовательно соединенные основной регулирующий орган 1 и два дросселя 2 и 3 (между дросселями можно включить диод 4), последовательно соединенные датчик 5 тока и нагрузку 6, сравнивающе-усилительный блок 7 на основе эффектов бесконечного усиления {ЭБУ), входом подключенный к выходу системы, а выходом — к входам согласующе-уси." лительных каскадов 8-11, блок 12 уп- 25 равления регулирующим органом, вход которого подключен к выходу каскада
11 три секции 13-15 активного элемента быстродействующего регулятора (БДР), подключенные силовыми выводами к выходным шинам и управляющими входами подключенные к выходам каскадов 8-10, импульсный блок, выполненный в виде ключевого элемента.16, уп:равляющим входом соединенного с выходом модулятора 17, вход которого через согласующий каскад 18 соединен с выходоА блока 7, а через RC-цепь
19 подключен к входной клемме дросселя 3.
На фиг,2 изображен вариант системы, когда импульсный элемент управля-.. ется от промежуточной координаты—, от входной клеммы дросселя 3.
Система (фиг.3) содержит, кроме 5 того, узел 20 подпитки на основе трансформатора 21, одна обмотка 22 которого соединена последовательно с конденсатором 23, а другая обмотка
2ч - с конденсатором 25, при этом оба конденсатора соединены с общей шиной. На выходе системы установлены резонансные контуры на основе конденсаторов 26 и 27. Блок 7 запитан от стабилизатора 28 напряжения на основе ЭБУ, 55
Описание работы системы проведем применительно к варианту когда основной регулирующий орган 1 выполнен на управляемом выпрямителе (УВ). Система работает на принципе регулирования по отклонению и поэтому она в равной мере полностью подавляет все возмущения и точно воспроизводит задающее воздействие в пределах регулирующей способности регулирующего органа 1. Хотя ошибка в выходных координатах отсутствует, на выходе блока
7 всегда существует сигнал даже в положении покоя системы, когда в выходных координатах наблюдается только шум. Сигнал на выходе блока 7 содержит всю информацию о состоянии регулирующего органа 1, нагрузки 6 и других элементов, а также всю информацию о действующих на систему возмущений. Эта особенность системы на основе ЭБУ используется для управления импульсным блоком, который может работать в режимах непрерывного регулирования, ключевого режима с частотой, равной одной из гармоник УВ, ключевого (импульсного) режима с частотой, намного превьппающей основную гармонику УВ, а также в комбинированном режиме. Участие ключевого элемента 16 в процессе подавления возмущений зависит от его "захватывающей" способности, которая определяется коэффициентом передачи ключевого,элемента 16 относительно каскадов 8-10, секций 13-15. Введение в систему узла 20 подпитки обеспечивает разгрузку секций 13-15 и более раннее вступление в работу ключевого элемента 16. Следовательно, ключевой элемент 16 и узел подпитки улучшают
КПД и массогабаритную характеристику системы за счет относительного уменьшения индуктивности дросселей
2 и 3, Резонансные контуры на конденсаторах 26 и 27 повьппают устойчивость системы.
Формула изобретения
1. Система управления электрической величиной, содержащая основной регулирующий орган, быстродействуюпоследовательно соединенных дроссе-лей, включенных между выходом регулирующего органа и выходной шиной., и ш секций активного быстродействующего элементов, силовые выводы которых подключены к выходным шинам, а их управляющие входы и управляющий вход
142222 регулирующего органа раздельно через свои согласующе-усилитель"ь е каскады подключены к выходу сравиивающеусилительного блока на основе эффек5 тов бесконечного усиления, шины питания усилительных каскадов которого подключены к выходным шина стабилизатора напряжения на основе эффектов бесконечного усиления, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что, с целью повышения КПД и улучшения массогабаритной характеристики, в нее введен импульсный элемент, включенный между выходной клеммой первого дросселя и общей шиной, а управляющим входом через введенные модулятор и дополнительный согласующе-усилительный каскад .соединенный либо с выходом сравнивающе-усилительного блока на основе эффектов бесконечного усиления, либо с введенным делителем напряже1 4 ния, подключенным между входной клеммой второго дросселя и общей шиной.
2. Система управления по п.1, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что в нее введен узел подпитки, выполненный на трансформаторе, две обмотки которого через введенные конденсаторы подключены к выводам первого дросселя и общей шине системы, 3. Система управления по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости и снижения уровня помех, между управляю.щим входом импульсного элемента и входной клеммой второго дросселя введена резистивно-емкостная цепь.
4 . Система управления по пп,1 и
2, отличающаяся тем, что в нее введено N резонансных контуров на конденсаторах различной емкости, подключенных к выходным шинам.


