Зубчатое колесо
Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам. Цель упрощение конструкции зубчатого колеса с предварительно напряженным для повышения нагрузочной способности ободом - достигается за счет выполнения напрягающих обод элементов в виде стяжных колец. На ступице 3 с натягом установлено охватывающее ее кольцо 6. В ступице 3 и соединяющем ее с ободом 1 диске 4 выполнены прорези 7, Кольт о 6 стягивает обод 1 к центру колеса, вызывая тем самым в нем напряжения сжатия в тангенциальном направлении. Эти напряжения снижают уровень растягивающих напряжений у основания зуб ьёв обода 1 , возникающих от рабочих нагрузок в зацеплении колеса с ответным (не показано). Посадочное отверстие диаметром d в ступице 3 выполняют после установки кольца 6. Прорези 7 способствуют увеличению предварительных напряжений в ободе 1 . 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 16 Н 55/17
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4057578/25-28 (22) 18.04.86 (46) 30.08.88. Бюл. К - 32 (75) М.Л.Раскин (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1237845. кл. F 16 Н 55/17, 1984. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам. 1(ель— упрощение конструкции зубчатого колеса с предварительно напряженным для повышения нагрузочной способности ободом — достигается за счет выполнения напрягающих обод элементов в виде стяжных колец. На ступице 3 с натягом установлено охватывающее ее кольцо 6. В ступице 3 и соединяющем ее с ободом 1 диске 4 выполнены прорези 7. Кольцо 6 стягивает обод к центру колеса, вызывая тем самым в нем напряжения сжатия в тангенциальном направлении. Эти напряжения снижают уровень растягивающих напряжений у основания зубьев обода 1, возникающих от рабочих нагрузок в зацеплении колеса с ответным (не показано) . Поcадnчнoе отверстие диаметром d в ступице 3 выполняют после установки кольца б, Прорези 7 способствуют увеличении предварительных напряжений в ободе 1, 2 ил.
1420290
ВНИИПИ Зак 43 10/38 Тираж 784 Подписное
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Целью изобретения является упроще5 ние конструкции зубчатого колеса с предварительно напряженным для повышения нагрузочной способности ободом.
Положительный эффект достигается за счет выполнения элементов, обеспечивающих предварительные напряжения в ободе „ в виде стяжных колец.
На фиг. 1 изображено зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1.
Зубчатое колесо содержит обод 1 с 15 зубьями 2, ступицу 3, соединяющий обод 1 со ступицей 3 диск 4 и элементы для создания предварительных напряжений сжатия в ободе 1. Элементы выполнены в виде установленных с натя- 20 гом на наружной поверхности ступицы
3 со стороны торцов диска 3 колец 5 и 6, а в диске 4 и в ступице 3 выполнены радиальные прорези 7. Для передачи крутящего момента на посадочной 25 поверхности Ф d ступицы 3 выполнен шпоночный паэ 8. Поверхность ф d выполняют после установки колец 5 и 6.
Посаженные с натягом на ступицу 3 кольца 5 и 6 стягивают с бод 1 к цент- 30 ру колеса, вызывая н ободе 1 напряжения сжатия в тангенциальном направлении. Прорези 7 способствуют увеличению таких напряжений. При зацеплении колеса с ответным ему (не показано) на рабочей стороне зубьев 2 от рабочей нагрузки возникают растягивающие напряжения, с которыми связана изгибная прочность зубьев 2, Уровень этих напряжений, наибольший в основании зубьев 2, снижается эа счет предварительных напряжений сжатия, обеспечиваемых кольцами 5, 6. Тем самым повьш ается нагрузочная способность колеса.
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Зубчатое колесо, содержащее обод с зубьями, ступицу, соединяющий обод со ступицей диск и элементы для создания предварительных напряжений сжатия в ободе, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, элементы для создания предварительных напряжений сжатия в ободе выполнены в виде установленных с натягом на пружинной поверхности ступицы со стороны торцов диска колец, а в диске и в ступице выполнены радиальные прорези,

