Устройство цванга для запуска двигателя внутреннего сгорания транспортного средства
Изобретение позволяет повысить эффективность устр-ва. Шестерня отбора мощности коробки перемены передач связана с резьбовым штоком 1 через шестерню-гайку (Ш-Г) 2. Разъемные гайки подъема и запуска связаны с Ш-Г с помощью рычагов, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и имеют конические выступы. На одном конце штока 1 размещены конусообразный упор подъема и фиксатор от проворота, а на другом - конусообразный упор запуска с возможностью взаимодействия упоров с выступами рычагов,, при этом вершины упоров направлены навстречу друг другу. Шаг резьбы штока 1 увеличивается в сторону упора запуска, а его участок, на к-ром расположена гайка запуска, вьтолнен с трехэаходной резьбой. Со стороны упора запуска шток 1 связан с поршнем 10 гидроцилиндра (ЦГ) 9, сообщенного через отсечные клапаны с эластичными подъемными элементами 11. Элементы 11 имеют ограничительные кольца 14 и установлены на подрессоренных частях. Для аварийного ручного привода Ш-Г 2 предусмотрена дополнительная шестерня с ручным приводом. К ГЦ 9 м.б. подключен пневмогидроаккумулятор, обеспечивающий срочный запуск двигателя. Япя обычного запуска закрывают гайку запуска и нажимают на кнопки отсечных клапанов. Транспортное средство, опускаясь, вьщавливает из элементов 11 масло, к-рое перемещает поршень 10 ГЦ 9 и шток 1, Движение штока вызьгеает вращение Ш-Г 2 и, соотв., коленвала двигателя. К концу хода штока его упор, воздействуя на выступы гайки за пуска, раскрывает ее, автоматически отключая устр-во. 2 з.п. ф-лы. (Л 5 ил иг I
СОЮЗ CORETCKHX
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (зп g F 02 N 5/ОО
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО-ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4128638/25-06 (22) 05.08.86 (46) 30,08.88. Бюп. 11 32 (75) М.А.Дванг (53) 621.43-57 (088.8) (5e) Авторское свидетельство ГССР
В 42762, кл. F 02 N 5/00, 1934, (54) УСТРОЙСТВО ЦВАНГА ДЛЯ ЗАПУСКА
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение позволяет повысить эффективность устр-ва. Шестерня отбора мощности коробки перемены передач связана с реэьбовым штоком 1 через шестерню-гайку (Ш-Г) 2. Разъемные гайки подъема и запуска связаны с Ш-Г с помощью рычагов, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, и имеют конические выступы. На одном конце штока 1 размещены конусообразный упор подъема и фиксатор от проворота, а на другом — конусообразный упор запуска с возможностью взаимодействия упоров с выступами рычагов,. при этом вершины упоров направлены навстречу друг другу. Шаг резьбы што-
„„SU„„14202 0 А1 ка 1 увеличивается в сторону упора запуска, а его участок, на к-ром расположена гайка запуска, выполнен с трехзаходной резьбой. Го стороны упора запуска шток 1 связан с поршнем
10 гидроцилиндра (ЦГ) 9, сообщенного через отсечные клапаны с эластичными подъемными элементами 11. Элементы 11 имеют ограничительные кольца 14 и установлены на подрессоренных частях.
Для аварийного ручного привода Ш-Г 2 предусмотрена дополнительная шестерня с ручным приводом. К П(9 м.б. подключен пневмогидроаккумулятор, обеспечивающий срочный запуск двигателя.
Для обычного запуска закрывают гайку запуска и нажимают на кнопки отсечных клапанов. Транспортное средство, опус-. каясь, выдавливает из элементов 11 масло, к-рое перемещает поршень 10 П!
9 и шток 1, Движение штока выэьгвает вращение Ш-Г 2 и, соотв., коленвала двигателя. К концу хода штока его упор, воздействуя на выступы гайки запуска, раскрывает ее, автоматически отключая устр-во. 2 s.ï. ф-лы, 5 ил.
1420230
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к устройствам для запуска двигателя внутреннего сгора5 ния транспортного средства.
Цель изобретения — повышение эффективности.
На фиг. 1 показано устройство для
1эапуска двигателя внутреннего сгорания; на фиг. 2 — то же вид,сбоку; на фиг.3 — - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — аварийный пневмоаккумулятор; на фиг. 5 — отсечные клапаны .
Устройство содержит резьбовой шток 5
1, связанный (не показано) с 1пестерней отбора мощности коробки перемены передач (КПП), шестерню-гайку 2 и разъемные гайки 3, подъема и запуска.
Гайка 3 подъема связана с шестерней- 2ð гайкой 1 с помощью рычагов 5, а гайка
4 запуска связана с шестерней-гайкой
2 через рычаги 6. Рычаги 5 и 6 расположены в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и выполнены с кониче- 25 скими выступами 7 и 8 . Устройство запуска содержит также гидроцилиндр 9 с поршнем 10 и эластичные подъемные элементы 11, сообщенные с гидроцилиндром 9 через отсечные клапаны 12 и 13 и установленные на подрессоренных частях транспортного средства. На гофрированных стенках элементов 11 имеются ограничительные кольца 14. Шестерня отбора мощности коробки перемены передач связана с реэьбовым штоком 1 через шестерню-гайку 2. На одном конце реэьбового штока 1 размещены конусообразный упор 15 подъема и фиксатор 16 от проворота, а на дру- 4р гом — конусообразный упор 17 запуска с воэможностью взаимодействия упоров
15 и 17 с коническими выступами 7 и
8 рычагов 5 и 6. Шток 1 выполнен с шагом резьбы, увеличивающимся в сторо 4
ЙУ упора 17 запуска. Участок резьбового штока 1, на котором расположена гайка 4 запуска, выполнен с трехзаходной резьбой. Поршень 10 гидроцилиидра 9 связан с резьбовым штоком 1 со стороны упора 17 запуска. Вершины упоров 15 и 17 направлены навстречу одна другой.
Для аварийного ручного привода шестерни-гайки 2 предусмотрена дополнительная шестерня 18.
В описываемом устройстве предусмотрен также пневмоаккумулятор 19, подключенный к гидроцилиндру 9. Пневмоаккумулятор 19 представляет собой небольшой цилиндр, в надпоршневом пространстве которого находится азот, а нижняя часть которого соединена с гидроцилиндром 9.
Для воэможности повторных "качков" гидроцилиндром между его надпоршневым и подпоршневым пространствами предусмотрена связь перекрывающимся каналом имеется также компенсационный баI чок с маслом. Регулируемые ограничители высоты подъема транспортного средства могут быть выполнены в виде отрезков троса с винтовым креплением.
Устройство для запуска работает следующим образом.
Подготовка устройства заключается в накоплении энергии для запуска. Для этого достаточно при выключенном сцеплении транспортного средства включить шестерню отбора мощности, т.е. кинематически соединить шестерню-гайку 2 с первичным валом КПП. При включении сцепления совместно с шестерней-гайкой 2 вращается и разъемная гайка 3.
Это вызывает перемещение влево резьбового штока 1 и поршня 10 гидроцилиндра 9. Вытесняемое поршнем масло через два отсечных клапана 12 и 13 поступает в подъемные эластичные элементы 11, которые, увеличиваясь по высоте, приподнимают подрессоренную часть транспортного средства. К концу хода поршня 10 конический упор 15, воздействуя на конические выступы 7, раскрывает разъемную гайку 3 подъема, т.е. автоматичегки отключает устройство. При этом упруго фиксированный рычаг, которым водитель включает р азъемную гайку, ав тома тиче ски пер ехо- дит в положение "нейтраль".
Для запуска двигателя достаточно закрыть разъемную гайку 4 запуска и нажать на кнопки отсечных клапанов
12 и 13. При этом, опускаясь, транспортное средство выдавливает из подъемных элементов 11 масло, что вызывает перемещение вправо поршня
1О гидроцилиндра 11, а заодно и резьбового штока 1, который соединен своей трехзаходной резьбой большего шага с разъемной гайкой 4 запуска.
Вращение штока 1 относительно шестерни-гайки 2 исключается фиксатором 16, поэтому его движение вызывает вращение шестерни-гайки 2 ° что через КПП и сцепление, соответственно, вызывает вращение коленвала запускаемого дви1420230 гателя. К концу хода резьбоного штока 1 конический упор 17, воздействуя на конические выступы 8 разъемной гайки 4 запуска, раскрывает гайку, 5 т.е.автоматически отключает устройстно, Исправный двигатель запускается значительно раньше автоматичекого отхлючения гайки 4, а потому он через 1ð
КПП ускоряет вращение шестерни-гайки
2 и движение штока 1. Для исключения удара быстродвижущегося штока 1 в упор 17 в гидромагистрали имеется калиброванное демпфирующее отверстие, ограничивающее аварийный рост скорости протекания масла. Возможен и упорный гидродемпфер любой известной кон<струкции.
Большое передаточное число снижает 20 необходимое усилие вращения, но увели-. чивает время подъема. Поэтому для случая срочного запуска неподготовленного транспортного средства предус- мотрен небольшой пневмоаккумулятор
19 (фиг.4), в надпоршневом пространстве которого постоянно содержится сжатый азот, а н подпоршневом — масло.
После запуска двигателя аварийный за" пас энергии восстанавливается. Нагие- 30 тание масла для сжатия азота производится устройством подобно нагнетанию масла в подъемные элементы 11. Аварийный пневмоаккумулятор 19 может быть установлен на транспортном средстве в любом удобном месте. При исправном кране запас его энергии сохраняется неограниченное время.
Если в результате ремонта или по иным причинам запасов потенциальной 40 энергии или сжатого азота нет, то вращением дополнительной шестерни,18 ручного привода они могут быть восстановлены самим водителем — водитель вручную, как гидродомкратом, припод- 45 нимает транспортное средство °
Если при выключенных разъемных гайках и приподнятом транспортном средстве нажать на кнопку отсечного клапана одной из сторон; то произойдет резкое опускание этой стороны.
Наклон и колебания, вызванные "падением" одной из сторон транспортного средства, могут вызвать саморазгрузку сыпучих или перекатынающих грузов.
Подобное "падение" одной стороны можно вызывать неоднократно. Наклон кузова способствует разгрузке и иных грузов.
Очевидно, что воэможность подъема транспортного средства илн его отдельной части создает удобства при ремонтах, профилактике и даже в случае буксования одного из колес. Устройство позволяет осуществлять целесообразное снятие напряжения рессор на время стоянки. Если же замечена отсечная деформация — "проседание" рессор, то изменяют длину ограничителей высоты подъема и, включив компенсационный бачок, производят дополнительный ход поршня, выгибая проседание рессор в обратном направлении. Этим методом не только восстанавливается форма рессор, но и резко увеличиваются запа энергии и давление в устройстве, а потому он целесообразен при особо трудных условиях запуска (сильных морозах, плохом техническом состоянии двигателя).
Запас потенциальной энергии поднятого транспортного средства намного превосходит потребность для запуска цвигателя ° Если, например, автомобиль массой в 5000 кг приподнять на высоту всего лишь 50-70 мм, то этого запаса потенциальной энергии будет достаточно для запуска 8-12 ЛВС.
С понижением температуры окружающего воздуха высоту подъема для многократного запаса энергии мо но довести до 15-?О см, вплоть до некоторого выгибания рессор (по сути дела их рихтования, восстановления стрелы прогиба). формула изобретения
1. Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, снабженного подрессоренными частями, содержащее шток, связанный с шестернями отбора мощности коробки перемены передач, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности, оно дополнительно содержит размещенные на штоке, выполненном резьбовым, шестерню-гайку и разъемные гайки подъема и запуска, снабженные рычагами, связывающими последние с шестерней-гайкой, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и выполненными с коническими выступами, гидроцилиндр с поршнем и эластичные подъемные элементы, сообщенные с гидроцилиндром через отсечные клапаны и установленные на
5 14202 подрессоренных частях, причем связь между резьбовым штоком и шестерней отбора мощности выполнена в виде шестерни-гайки, на одном из концов реэьбового штока размещены конусообразный
5 упор подъема и фиксатор от проворота, а на другом — конусообразный упор запуска с возможностью взаимодействия упоров с коническими выступами соответствующих рычагов, шток выполнен с шагом резьбы, увеличивающимся в сторону упора запуска, поршень гидроцилинд30 ра связан с резьбовым штоком со стороны упора запуска, а вершины упоров направлены навстречу одна другой.
2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что оно снабжено дополнительной шестерней с ручным приводом с воэможностью взаимодействия с шестерней-гайкой.
Э. Устройство по пп. 1 и 2, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что оно дополнительно снабжено пневмоаккумулятором, подключенным к гидроцилиндру.
14207 10
Составитель С.Андреева
Редактор А.Маковская Техред M.Äèäûê
Корректор Л.Патай
Заказ 6407
Тираж 505
ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам. изобретений и открытий
)l3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




