Компенсатор гидравлического удара
Изобретение м. б. использовано в системах транспортирования нефти, водоснабжении и орошении. Цель изобретения - повышение надежности компенсатора. Подпружиненный поршень 4 установлен в корпусе 1 с образованием газовой и жидкостной полостей 5 и 6. В глухой расточке 7 поршня 4 с образованием полости 9 размешен дополнительный поршень 8, жестко связанный с корпусом. IlOviocTb 9 через обратный клапан 10, установленный в поршне 4, сообшена с полостью 6 и через дроссель 11 и обратный клапан 12, установленные в поршне 8, - с полостью 5. В поршне 4 установлен также обратный клапан 13 для сообщения полости 5 с полостью 9. В компенсаторе обеспечивается автоматическое удаление жидкости, проникшей в газовую полость 5, что уменьшает опасность заклинивания порп1ня 4 при гидроударе. 1 ил. и
СОЮЗ СО8ЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1418539 А1 (5И 4
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ,,ц .,13, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (54) КОМПЕНСАТОР ГИДРАВЛИЧЕСКОГО УДАРА (57) Изобретение м. б. использовано в системах транспортирования нефти, водоснабжении и орошении. Цель изобретения—
Q
С
Я
Н А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4155129/25- 06 (22) 02.12.86 (46) 23.08.88. Бюл. № 31 (71) Киевский политехнический институт им. 50-летия Великой Октябрьско и социалистическойй революции (72) А. А. Захаренко, Ю. А. Мусиенко и В. Н. Павлюк (53) 621.646 (088.8) (56) Башта Т. М. Машиностроительная гидравлика. — М.: Машиностроение, 1971, с 13, рис. 47 а. повышение надежности компенсатора. Г1одпружиненный поршень 4 установлен в корпусе 1 с образованием газовой и жидкостной полостей 5 и 6. В глухой расточке 7 поршня 4 с образованием полости 9 размешен дополнительный поршень 8, жестко связанный с корпусом. Полость 9 через обратный клапан 10, установленный в поршне 4, сообщена с полостью 6 и через дроссель 11 и обратный клапан 2, установленные в поршне 8, — с полостью 5.
В поршне 4 установлен также обратный клапан 13 для сообщения полости 5 с полостью 9. В компенсаторе обеспечивается автоматическое удаление жидкости, проникшей в газовую полость 5, что уменьшает опасность заклинивания поршня 4 при гидроударе. 1 ил.
1418539
Формула изобретения (.оставитсли В. Хллепкий
Ре иктор 1:. !1>llll екре.i И. Нсрсс Корректор Г. Регветник
Закал 4142, 37 Тираж 784 I1олиисное
В!1ИИПИ Госхллрствгииого кочитс)л (.(.(.! по аллам и)оорстений и открытий
113035)> Москва, Ж 35, I 1>у>нская IIB(), д 4>5
Г1роилволст»сино-иг>пигр»фичсскoc прслприятис. г. > жг<)р>)д. уп. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроени!к) и может быть использовано в систе!14ах транспортирования нефти, водоснабжении и орошении.
Цель изобретения — повышение наде ности устройства.
На чертеже представлена конструктивная сх ма устройства.
1 Компенсатор гидравлического удара соде )жит корпус 1, установленный на трубопроводе 2, пружину 3 и поршень 4, разме>ц(енный в корпусе 1 с образованием
1 газовой 5 и жидкостной 6 полостей. Порш(!нь 4 выполнен с глухой расточкой 7.
К рпус 1 снабжен жестко связанным с ним, до олнительным поршнем 8, размещенным в асточке 7 с образованием дополнительно 4 полости 9, сообщенной через обратHbIé клапан 10г установленный в поршне 4, с жидкостной полостью 6 и через дроссе!1ь 11 и обратный клапан 12, установле ные в дополнительном поршне 8, с r азо ой полостью 5.
1В поршне 4 установлен дополнительный обратный клапан 13, вход которого сооощ н с газовой полостью 5, а выход с дополнительной полостью 9. Корпус 1 выполнен с выступом 14 для ограничения хода поршня 4 и снабжен крышкой
15, облегчак)щей обслуживание устройства.
В крышке 15 выполнено отверстие 16 для сообщения газовой полости 5 с атмосферой или IlocTopoIII- источником давления (не показан).. Компенсатор функционирует следующим
> образом. )Кидкость, протекая по трубопроводу 2 под давлением, постепенно накапливается в газовой полости 5 из-за наличия зазора между корпусом 1 и поршнем 4. При возникновении гидравлического удара в трубопроводе 2 пор!пень 4 перемещается внутрь корпуса 1, сжимая пружину 3, что обеспечивает гашение пика давления и предохраняет трубопровод 2 от разрушения.
В этот момент происходит повышение давления в дополнительной полости 9, закрывается обратный клапан 13 и открываются обратные клапаны 10 и 12. При дальнейшем движении поршня 4 в сторону газовой полости 5 сжатый газ, находящийся в до полн ител ьной полости 9, истекает через дроссель 11 и обратный клапан 12 в газовую полость 5, а жидкость — в жидкостную полость 6. Дроссель 11 ограничивает истечение жидкости из дополнительной полости 9 в газовую полость 5.
После снижения ударного давления в трубопроводе 2 поршень 4 под действием пружины 3 перемещается в направлении жидкостной полости 6. При этом в дополнительной полости 9 возникает разре>кение давления, что ведет к открытию обратного клапана 13, закрыгию обратных клапанов 10 и 12 и перетеканию жидкости из газовой полости 5 в дополнительную полость 9. При дальнейших колебаниях поршня 4 происходит повторение
20 процесса. Лвтоматическое удаление жидкости, проникшей в газовую полость, обеспечивает более надежное функционирование устройства, поскольку уменьшает опасность заклинивания поршня 4 при гидроударе.
Компенсатор гидравлического удара, содержащий корпус, установленный на трубопроводе, подпружиненный поршень, размеЗ0 щенный в корпусе с образованием газовой и жидкостной полостей, отличаюи!ийся тем, что, с целью повышения надежности, поршень выполнен с глухой расточкой, корпус снабжен жестко связанным с ним дополнительным поршнем, размещенным в
З5 расточке с образованием дополнительной полости, сообщенной через обратный клапан, установленный в подпружиненном поршне, с жидкостной полостью и через дроссель и обратный клапан, установленные в дополнительном поршне — с газовой полостью, 4О при этом в подпружиненном поршне установлен дополнительный обратный клапан, вход которого сообщен с газовой полостью; а выход — с дополнительной полостью.

