Способ определения положения плавучего средства относительно реперной точки на дне моря
. Изобретение относится к технике морского бурения и позволяет повысить точность определения положения плавучего средства путем исключения влияния морского течения и веса линя. Гибкие лини 1 и 2 с одинаковым поперечным сечением, но разным погонным весом, натягивают между судном 3 и устьем 4 скважины. Смещение судна 3 определяют из соотношения , содержащего измеренные величины глубины моря, усилий натяжения линей 1 и 2 и углов их наклона. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ БЛИН (51)4 E 21 В 15 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4155866/27-11 (22) 15.10.86 (46) 23.08.88. Бюл. У 31 (71) Государственный научно-исследовательский и проектный институт по освоению месторождений нефти и газа (72) А.Г.Тагиев (53) 629.12.014 (088.8) (56) Harris L.M. An Introduction to
Deepwater Р1оаting Drilling Opera"
tions — Tulsa, Ресго1 Publ. Со., 1972, р.151-152.
SU 418464 А1 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
ПЛАВУЧЕГО СРЕДСТВА ОТНОСИТЕЛЬНО
РЕПЕРНОИ ТОЧКИ НА ДНЕ МОРЯ (57) Изобретение относится к технике морского бурения и позволяет повысить точность определения положения плавучего средства путем исключения влияния морского течения и веса линя. Гибкие лини 1 и 2 с одинаковым поперечным сечением, но разным погонным весом, натягивают между судном 3 и устьем 4 скважины. Смешение судна 3 определяют из соотношения, содержащего измеренные величины глубины моря, усилий натяжения линей 1 и 2 и углов их наклона. 1 ил. Я
1418464
Величину смещения b определяют из соотношений (g h) 25
М- CVa 1n P P д
1 1 л
1-С Р
Ря
Р1
30 углы наклона линей 1 и 2 к вертикали; погонные веса линей 1 и 2; усилия натяжения ли-. 35 ней 1 и 2; глубина моря.
Р
С = — -—
q „P1. где Д вЂ” величина смещения; и ц — углы наклона линей к вертикали;
Ч„и ч - погонные веса диней;
Р;„и P — усилия натяжения линей;
h — глубина моря. где ц>, и
q 1 и q<Р H Pg
Составитель В. Васильев
Редактор А.Козориз Техред И.Верес Корректор Н.Король
Заказ 4138/34 Тираж 531 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к технике морского бурения, Цель изобретения — повышение точности определения положения плавучего 5 средства путем исключения влияния . морского течения и веса линя.
На чертеже представлено буровое судно в процессе определения его поло жения. I0
Гибкие лини 1 и 2 с одинаковым поперечным сечением, но разным погонным весом, например, выполненные из разного материала, натянуты между бу- ровым судном 3 и устьем 4 скважины, !5 являющимся реперной точкой. Усилие натяжения каждого линя пропорционально его погонному весу. Измеряют глубину моря и углы наклона линей 1 и 2 к вертикали в верхних точках. 20
Формула изобретения
Способ определения положения плавучего средства относительно реперной точки на дне моря, включающий соединение плавучего средства с реперной точкой посредством линя с известным сечением и погонным весом и измерение глубины моря, усилия натяжения линя и угла его наклона к вертикали в точке соединения с плавучим средством, о т л и ч а ю щ и й— с я тем, что, с целью повышения точности путем исключения влияния морского течения и веса линя, плавучее средство соединяют с реперной точкой дополнительным линем с тем же сечением, что и у основного линя, но с другим погонным весом, натягивают дополнительный линь и измеряют угол его наклона к вертикали в точке соединения с плавучим средством, причем величину смещения плавучего средства определяют из соотношений

