Погружная морская буровая установка

 

Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить безопасность работ в экстремальных условиях за счет обеспечения полного погружения установки (у)о Для этого она снабжена системой принудительного погружения, выполненной в виде закрепленнБос на обладающем положительной

СОЮЗ СОВЕТа ИХ

РЕаЪ БЛИН 5п 4 Е 21 В 7/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (21) 3974944/22»03 (22) 11 10.85 (46) 15.08.88. Бюл. Ф 30 (75) Н.А.. Сапетный (53) 622. 24 (088,8),(56) Патент США В 2503516

an. 175-(, 1946.

Патент США У .4502551, нл, 175-6, 1985.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA

„„SU„, 1416652 А1 (54) ПОГРУЖНАЯ МОРСКАЯ БУРОВАЯ УСТА»

НОВКА (57) Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить безопасность работ в экстремальных условиях за счет обеспечения полного погружения установки (У). Для этого она снабжена системой принудительного погружения, выполненной в виде закрепленных на обладающем полозятельной

141 плавучестью герметичном корпусе (К) трубчатых подкосов 36. В них размещены полиспасты, связанные посредством гибких тросов 32 с якорями 42. Выполнен К разъемным из двух частей 1 и 2.

Верхняя часть 1 посредством полиспастной системы может вертикально перемещаться относительно нижней части 2, связанной с тросами 32. В нижней части 2 смонтирована дополнительная линия манифольда /М) Расстояние между линиями основного и дополнительного

М равно глубине погружения У. После

6652 достижения У расчетной положительной плавучести производится окончательное натягивание тросов 32 лебедками.

Подвижные блоки полиспастов находятся в крайнем нижнем положении в торообразном блоке 23. Затем производится погружение У до оголовка. После проверки герметичности судно удаляется. При неблагоприятных условиях при бурении производится погружение У еще на 10-11 м (расстояние между линиями

М в части 1 К и линией М в оставля, емой части 2 К). 1 3,II.ô-лы, 7 ил, Изобретение относится к горной промышленности, в частности к погружным буровым установкам.

Цель изобретения — повышение безо5 пасности работ в экстремальных условиях

j за счет обеспечения полного погружения установки, На фиг. 1 показана установка, в подводном положении, на фиг. 2— шахта, вмонтированная в корпус, продольный разрез; на фиг. 3 — нижняя часть корпуса, продольный разрез; на фиг. 4 - сечение A-А на фиг, 3; на фиг, 5 — установка перед спуском на воду, общий вид, на фиг, 6 — монтаж эксплуатационного блока; на фиг. 7 - запасовка канатов погружения в момент опускания и подъем якорей. 20

Погружная морская буровая установка включает герметизированный корпус, состоящий из двух полых цилиндричес» ких частей 1 и 2, которые выполнены с возможностью вмонтирования верхней

25 части 1 в нижнюю 2, причем оси корпуса совпадают осно вмонтированной в верхнюю часть 1, герметизированной шахты 3 со смонтированными в ней двумя синхронизированными гидроподъемни- 30 ками 4, объединенными поверху траверсой 5, оборудованной подвижной кареткой 6, на которой крепится вертлюг 7, связанный с ведущей бурильной трубой 8, соединенной посредством переводника 9 с бурильной колонной 10, которая размещена в направляющей водоотделительной трубе 11, на которой крепится забурный башмак 12, а другой конец крепится к головке колонны 13, связанной с противовыбрасовым оборудованием, включающим крестовину 14, плашечные превенторы 15,, тройник 16 с гибким напорным растворопроводом 17 и универсальный превентор 18, часть 1 корпуса состоит из трех этажей, в верхнем этаже размещен пульт управления, аварийно-спасательный шлюз, декомпрессионная камера, регенерационная установка, хранилище бурового, вспомогательного и испытательного оборудования и бытовые помещения, в среднем этаже расположен резервуар 19 бурового раствора, в нижнем этаже размещаются буровые насосы 20, рессиверы сжатого воздуха 21 и линии манифольдов 22. На уровне нижнего этажа части 1 к корпусу примыкает торообразный блок 23, в котором размещаются энергетическая установка 24, раствороприготовительная установка 25, вибросита 26, дегазационная камера

27, цементировочный агрегат 28, хранилище компонентов раствора 29, продуваемые цистерны 30, служащие для целей регулирования величины плавучести и как хранилище пресной воды, лебедки погружения 31 с канатами погружения 32 и направляющими блоками 33 и сальники 34 для герметизации канатов. Перегородки 35 делят тарообразный блок 23 на секторы. Трубчатые подкосы 36 связываит торообразный блок

14166 с оголовками 37 шахты 3, и проходные каналы 38 диафрагмами связывают блок с цилиндром 1 корпуса, образуя жесткую конструкцию. В. трубчатых подкосах .36 размещены подвижные блоки 39 и ка5. наты 40 полиспастов погружения, с подвижными блоками 39 соединены уравнительные блоки 41, на которых крепятся ветви канатов погружения 32, 10 связывающих корпус с якорями 42, неподвижные блоки 43 полиспастов погружения крепятся в оголовке 37.

Все проходные каналы 38 и перего- 15 родки 35 оборудуются герметичными дверьми. В цилиндрической части 2 корпуса монтируется пульт-дублер 44 управления превенторами и задвижками линии манифольдов 45, обеспечиваюшими 20 бурение в полупогружном состоянии, перекачивающие насосы 46 бурового раствора, Для бурения куста скважин днище нижней части 2 корпуса оборудуется несколькими люками-сальниками 47. Ре- 25 зервуар 48 бурового раствора цилиндрической части 1 корпуса является хранилищем аварийного запаса бурового раствора ° а в процессе эксплуатации скважины приемным резервуаром. 30

По окончанию бурения верхняя часть

1 корпуса поднимается на поверхность, а в полости оставляемой части корпуса монтируется эксплуатационный блок

49 в котором размещается оборудоваУ

35 ние добычи, контроля и выдачи нефти.

Крепление канатов погружения 32 на оставляемой цилиндрической части 2 осуществляется посредством блок-зажимов 50. Доставка буровой установ- 40 ки к месту работ осуществляется на судне 51, оборудованном траверсами 52, подъемниками 53, крановой установкой 54, лебедками 55. Для обеспечения регулирования величины отрицатель-4 ной плавучести, с целью облегчения опускания на дно, и при необходимости поднятия со дна якоря 42 оборудуются продуваемыми камерами 56, Подача воздуха в полость корпуса производится с бул-поплавка 57 по гибкому шлангу 58. Оголовок 37 шах-. ты 3 оборудуется деком прессионной камерой 59 и гермолюками, через которые производится экипировка буро55 вой, установка направляющей и смена бригад. Для компенсации роста плавучести при расходовании бурового раствора и предупреждения скапливания

52

4 взрывоопасных газов в отсеке-резервуаре монтируется гибкая емкость 60, заполняемая по мере расходования бурового раствора забортной водой. Такая же емкость монтируется в резервуаре 48.

Обеспечение установки сжатым воздухом осуществляется от компрессора низкого давления (до 7 атм) и от компрессора высокого давления (150 атм) .

Буровая установка на судне доставляется в район работ, где оборудуется оставляемой частью 2 коргуса якорями 42, забурным башмаком 12 и опускается на воду. После определения положения скважины и промера глубины определяется положение якорей 42 и производится их поочередное опускание на дно на канатах 32 лебедками 55 °

Запасовка канатов производится из ба» рабанов через барабаны лебедок 55 (три витка), а с них через уравнительные блоки 41 одна ветвь идет непосредственно к якорю 42, а другая предварительно заводится в блок-зажимы 50 оставляемой части корпуса 2, при "-т-ом на уравнительном блоке, состоящем из двух колес, канаты. движутся в противоположных направлениях. После опускания последнего якоря 42 буровая установка выводится на центр скважины, производится выравнивание натяжения канатов 32 с помощью лебедок 55 и экипировка установки, затем на направлении 11 опускается забучный башмак 12 и на бурильной колонне 10 опускается бурильный инструмент. Проверяется остающаяся плавучесть и приводится к расчетной путем заполнены или продувки цистерн 30, после достижения установкой расчетной положительной плавучести производится окончательное натяжение канатов погружения

32 лебедками 55 и крепление их специальными сжимами на уравнительных блоках 41. Концы канатов сматываются с барабанов и опускаются в воду или обрубаются. При этой операции подвижные блоки 39 полиспастов погружения должны находиться в крайнем никнем положении в торообразном блоке 23. Производится герметизация всех люков и проверяется установка на герметичность путем наддува, а затем производится предварительное погружение до оголовка 37, для чего включаются лебедки погружения 31. После повторной проверки герметичности судно удаля52 6

2 корпуса достаточного-зазора в оставляемую часть 2 корпуса вводится эксплуатационный блок, зазор между ними герметизируется, производится откачка воды из полостей и проверяется герметичность соединения оставляемой части 2 корпуоа и эксплуатационного блока, к скважине подключается эксплуатационная аппаратура и производятся необходимые работы по освоению скважины, Затем система переводится на автономный режим эксплуатации и монтажники покидают оставляемую часть корпуса. Затем производится дальнейшее всплытие установки . Когда подвижные блоки 39 полиспастов погружения придут в крайнее нижнее положение и при этом канаты 32 не ослабнут, производится дозаполнение продуваемых емкостей 30 до тех пор, пока не ослабнут канаты погружения 32, после чего они снимаются с уравнительных блоков 41 и закрепляется вторая ветвь на оставляемой части 2 корпуса. После этого цистерны 32 продуваются, установка всплывает и закрепляется на судне. Повторное использование уста-, новки начинается с подведения под нее новой оставляемой части 2 корпуса, нового забурного башмака и новых якорей. При бурении куста скважин забурный башмак 12 выполняется сразу ,под несколько направляющих 11 и опускание ведется одновременно всех на» правляющих 14 через люки-сальники 47 °

Если пробуренная скважина не будет эксплуатироваться, она глушится, а оставляемая часть 2 корпуса всплывает вместе. с установкой.

Формула изобретения

1. Погружная морская буровая установка, включающая обладающий положительной плавучестью герметичный корпус, смонтированную в шахте корпуса буровую установку, поэтажно размещенные в полости корпуса буровое оборудование, инструмент и материалы, насосы и резервуары хранения жидких продуктов, направляющую водоотделительную колонну с линией манифольда, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности работ в экстремальных условиях путем обеспечения полного погружения установки, она снабжена системой принудительного погружения, выполненной в виде закреп5 14166 ется. Когда над водой остается 3,54 м, обеспечивается необходимая устойчивость установки, производится бурение. При неблагоприятных условиях, когда установке угрожает авария, производится погружение еще на 10-11 м (расстояние между линиями манифольдов 22 в части 1 корпуса и линией манифольдов 45 в оставляемой части 2 корпуса), при этом верх оголовка 37 шахты 3 уходит под воду на глубину

6,5-7 м. Если полное погружение производится при установленном противо выбросовом оборудовании, то ему пред- 15 шествуют следующие операции. от крестовины 14 отсоединяются линии манифольдов 45 к тройнику 16 подключается гибкий напорный растворопровод 17, перекрывается универсальный превен- 2р тор 18, открывается задвижка тройника 16 и буровой раствор при работе буровых насосов по гибкому растворопроводу 17 поступает на вибросито, а затем, пройдя дегазационную камеру, 26 поступает в резервуар 19 бурового раствора. Таким образом обеспечивается при необходимости непрерывная промывка скважины в процессе погружения или всплытия . Погружение идет до тех 30 пор, пока фланцы задвижек крестовины

14 не совпадут с фланцами манифольдов 22. По окончании работ по бурению, испытанию и освоению скважины выполняется цикл работ по окончанию скважины, включающей в себя отсоединение фланцев линий манифольдов 22 от фланцев задвижек крестовины 14, присоединение к фланцам крестовины 14 манифольдов 45 оставляемой части 2 40 корпуса (если установка перед этим работала в полупогруженном положении то эти операции не выполняются). Про.изводится герметизация днища шахты 3 гермолюком, производится жесткое за- 4r крепление канатов погружения 32 на блок-зажимах 50 оставляемой части 2 корпуса, после чего при дальнейшем всплытии установки оставляемая часть

2 корпуса остается на месте. Подхо- щ0 дит судно, из резервуара 38 откачивается на судно оставшийся буровой раствор и начинается всплытие установки, при этом оставляемая часть 2 корпуса сходит с части 1 корпуса, а образовавшаяся в нем полость заполняется водой. Производится дальнейшее всплытие и при образовании между частью 1 корпуса и оставляемой частью

7 1416652 8 ленных на корпусе трубчатых подкосов . погружения и имеет смонтированную в с размещенными в них полиспастами, ней дополнительную линию манифольда, связанными посредством гибких тросов причем расстояние между линиями основс якорями, а корпус выполнен разъем- 5 ного и дополнительного манифольдов ным и состоит из двух частей, верх- равно глубине погружения установки. няя из которых посредством полиспаст- 2. Установка по п. 1, о т л и ч аной системы установлена с возможностью ю щ а я с я тем что она снабжена

Ф

Э вертикального перемещения относитель- гибкими резервуарами, установленными но нижней, при зтом нижняя часть кор-1g в резервуарах хранения жидких продукпуса связна с гибкими тросами системы тов.

1416652

1416652

A- A

Фис. S

1416652

Составитель М. Неснова

Техред Л.0лийнык

Редактор Н, Горват

Корректор М. Про

Заказ 4042/30

Тираж 531

ВНИКНИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка Погружная морская буровая установка 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к горной пром-ти и позволяет упростить конструкцию и повысить надежность фиксации корпуса (К) бурового механизма (БМ) за счет снижения воздействия на штоке гидроцилйндров (ГЦ) изгибающего момента

Изобретение относится к бурению морских нефтяных и газовых скважин с буровых судов и плавучих буровых ус-

Изобретение относится к горной промьшленности

Изобретение относится к области горной промышленности и служит для бурения неглубоких скважин в мелководных зонах шельфа

Изобретение относится к горной промышленности и позволяет повысить эффективность ударного бурения и качество пробоотбора за

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано при бурении и освоении скважин с использованием аэрированных промывочных жидкостей

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых в арктических условиях, преимущественно жидких и газообразных, а именно к сооружению подводных технологических комплексов, которые обеспечивают проведение работ по методу кустового бурения независимо от погодных условий и наличия ледового покрова

Изобретение относится к горной промышленности и предназначено для проходки скважин и выработок под водой за счет разрушения пород энергией струй сжатого рабочего агента

Изобретение относится к области геологоразведки и добычи полезных ископаемых на дне моря, а именно к подводному бурению скважин

Изобретение относится к технологии добычи углеводородного сырья из геологических структур, залегающих под слоями морской воды, освоение которых ведется подводными методами

Изобретение относится к горному делу и геологии и может быть эффективно использовано для проходки скважин многоцелевого назначения под акваториями водоемов и Мирового океана

Изобретение относится к системе для морской добычи нефти или газа, содержащей судно со средством для поддержания нужного положения и ориентации, придонную установку на морском дне для, по меньшей мере, двух добывающих скважин и продуктовые трубопроводы для соединения придонной установки с судном

Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых в арктических условиях, преимущественно жидких и газообразных, к монтажу подводных технологических комплексов, которые обеспечивают проведение работ по методу кустового бурения независимо от погодных условий и наличия ледового покрова

Изобретение относится к области геологоразведки, осуществляемой на дне акваторий
Наверх