Охлаждаемое торцовое уплотнение
) Изобретение относится к насосостроению, а именно к уплотнениям ва/;-/ лов турбонасосных агрегатов. Цель изобретения - повышение надежности работы и уплотняющих свойств. Между торцом подпружиненной втулки 4 и торцом корпуса 7, концентричного фильтрующему сильфонному элементу, установлена цилшздрическая втулка 17. На торцах втулки 17 выполнены спиральные прорези 18, разрезающие их наряд лепестков 19. При вращении лепестки увеличивают щирину втулки 17 и поджимают пару трения. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН ьц 4 F 16 J 15/34
5С1=С.ЗБЗИИ ц(ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
17
25. фь
1У
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
Г10 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н A ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1. 1 35946 (2!) 4180934/25-08 (22) 12.01,87 (46) 30.07.88. Вюл. 11 28 (75) М.В.Коротов (53) 62-762(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 1135946, кл. F 16 J 15/34, 1984 . (54) ОХЛАЖДАЕМОЕ ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ (57) Изобретение относится к насосостроенко, а именно к уплотнениям ва". лов турбонасосных агрегатов. Цель изобретения — повышение надежности работы и уплотняющих свойств. Между торцом подпружиненной втулки 4 и торцом корпуса 7, концентричного фильтрующему сильфонному элементу, установлена цилиндрическая втулка 17. На торцах втулки 17 выполнены спиральные прорези 18, разрезающие их на ряд лепестков 19. При вращении лепестки увеличивают ширину втулки 17 и поджимают пару трения. 2 ил, 1413343
Изобретение относится к насосостроению, а именно к уплотнениям валов турбонасосных агрегатов.
Цель изобретения — повышение на5 дежностн работы и уплотняюших свойств за счет предотвращения раскрытия пары трения, На фиг. 1 показано уплотнение, общий вид; на фиг. 2 — разрез A-А на фиг. 1.
Между опорой 1 и диском 2 турбины . размещено уплотнение, состоящее из опорной втулки 3, подпружиненной втулки 4 с уплотнительным кольцом 5, 15 поджатой упругим элементом в виде сильфона 6, перфорированного фильтрующнми отверстиями. Втулка 4 центрируется в корпусе 7 уплотнительными кольцами 8. На концевой части втулки 2р
4 на наружной и внутренней поверхностях выполнены многоэаходные винтовые нарезки 9 и 10. Канал для прохода охлаждающего компонента 11 проложен в корпусе 7 в виде отверстия 12, да- 25 лее по нарезке 9, между торцом втулки 4 и корпусом 7, через отверстия в сильфоне 6, по нарезке 10, в коль цевой расточке 13, по отверстиям 14 и далее по отверстиям в кольце 5, в .30 кольцевую расточку 15 и радиальные пазы 16, Между торцом втулки 4 и торцом .корпуса 7 концентрично упругому элементу 6 установлена цилиндрическая втулка 17, на торцах которой выполнены спиральные прорези 18 разреэающие торцы на ряд лепестков
19, концы 20 которых скруглены и размещены с одной стороны в торцовых скругленных пазах 21 корпуса 7, а 40 с другой — в торцовых скругленных пазах 22 втулки 4. Прорези 18 служат также каналами для прохода компонента ll. Втулка 17 может быть размещена концентрично сильфону 6 не внутри не- 5 го (ближе к оси), а вокруг сильфона
6 (снаружи, далее от оси) °
Во время работы уплотнения в составе, например,турбонасосного агрегата втулка 3 вращается вместе с ротором, а на нее опирается уплотнительное кольцо 5, поджатое сильфоном 6 через втулку 4, и обеспечивает герметичность. Охлаждение узла осущест-вляется эа счет прокачки через него
55 холодного компонента 11, который подается в отверстие 12 и поступает в винтовую нарезку 9, которая имеет увеличенную поверхность теплоотдачи. Далее компонент проходит в полость между торцом втулки 4 и торцом корпуса 7 и проходит через фильтру1 ющие отверстия в сильфоне 6 и прорези 18 втулки 17. Затем отфильтрованный компонент 11 поступает на нарезку 10, подается в кольцевую расточку 13, из которой по отверстиям
14 поступает в кольцевую расточку
15, а иэ нее по радиальным паэам 16 выбрасывается в полость уплотняемого компонента. В это же время вращающаяся втулка 3 увлекает за собой кольцо 5 и втулку 4 по направлению вращения, например по направлению
23 ° Втулка.4, перемешаясь по направлению 23, увлекает стенками пазов
22 лепестки 19 по тому же направлению 23, заставляя лепестки деформи" роваться и отгибаться в сторону выпрямления, что приводит к увеличению размеров их вдоль оси. Ширина втулки 17 (вдоль оси) увеличивается, и она концами нажимает на торец втулки
4 и прижимает ее кольцом 5 к втулке
3. В это же время втулка 17 лепест.ками !9 перемешается в том же направлении 23 и изгибает с противоположного торца лепестки 19, упирающиеся концами в пазы 21 на торце корпуса 7 и удерживаемые силой реакции 24. С этого конца лепестки 19 также стремятся к спрямлению и увеличивают осевые размеры втулки 17, отодвигая ее от корпуса 7 и прижимая к втулке 3 ° При этом чем выше обороты вращения ротора и втулки 3, тем больI ше усилие, увлекающее втулку 4 в направлении вращения, тем больше усилие, действующее по направлению
23 со стороны втулки 4 на лепестки
19 втулки 17 и далее до корпуса 7, тем больше увеличение ширины (вдоль оси) втулки 17, тем больше усилие прижатия кольца 5 (с втулкой 4) к втулке 3, тем выше уплотняющие свойства, Следовательно, уплотняющие свойства узла находятся в полном соответствии с режимом работы агрегата ростом оборотов и ростом уплотняемого давления в рабочей полости.
Формула изобретения
Охлаждаемое торцовое уплотнение по авт. св. У 1135946, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы и уплотняюших свойств, между торцами подпружинен1413343
Составитель И. Пащенко
Техред Л. Олийнык Корректор В. Гирняк
Редактор А. Лежнина
Заказ 3759/37
Тираж 784
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ной втулки и корпуса уплотнений, в которых выполнены скругленные пазы конпентично фильтрующему сильфонному элементу, установлена цилиндрическая втулка, на торцах которой выполнены спиральные прорези, разрезающие торцы втулки на ряд лепестков со скруг-. ленными концами, размещенными в па5 зах корпуса уплотнений и подпружиненной втулки.