Фазочастотная следящая система
Изобретение относится к автоматике . Цель изобретения - расширение скоростного диапазона следящей системы . Возможность регулирования скорости на более низких скоростях обеспечивается за счет использования-дополнительной функции импульсно-фазового детектора. Точность стабилизации и КПД системы повышены за счет применения в системе импульсно-фазового детектора с линейным законом регулирования в зоне захвата, т.е. исключения режима прерьюистых токов. 1 ил. ,
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (5ц4 G 05 В 11/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ с
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA (21) 4137 230/24-24 (22) 21.10.86 .(46) 15,07.88. Бюл. Ф 26 (7 2) А.К. Тьппенк о (53) 62-50 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 446023, кл. G 05 В 11/00, 1975.
Башарин А.В. и др. Управление злектроприводами. Л.: Энергоиздат, 1982, с. 156-168. (54) ФАЗОЧАСТОТНАЯ СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА (57) Изобретение относится к автомаI
„.„SU„„1409969 А 1 тике. Цель изобретения — расширение скоростного диапазона следяшей системы. Возможность регулирования скорости на более низких скоростях обес" печивается за счет использования. дополнительной функции импульсно-фазового детектора. Точность стабилизации и КПД системы повышены за счет применения в системе импульсно-фазового детектора с линейным законом ре" гулирования в зоне захвата, т.е. исключения режима прерывистых токов.
1 ил.
1 409969
Изобретение относится к автоматике и может быть использовано в фа зовых системах автоматического управ- ления и регулирования в которых треФ
5 буется стабилизация скорости на ин-! франизких скоростях при равномерном вращении.
Цель изобретения — расширение ско-. ростного диапазона фазочастотной сле-10 дяшей системы.
Расширение скоростного диапазона следящей системы в области низких скоростей обеспечивается за счет использования дополнительной функции импульсно-фазового детектора как датчика раэностной частоты задающего генератора (опорной частоты Рр ) и частоты вращения двигателя Р
На чертеже приведена блок-схема предлагаемой фазочастотной следящей системы.
Система содержит задающий гене ратор 1, импульсно-фазовый детектор 2, импульсный частотно-фазовый диск- 25 риминатор 3, блок 4 сравнения.частоты сигнала с пороговым значением, логический коммутатор 5, коммутатор 6 двигателя, датчик 8 скорости вращения вала двигателя и квадратурный источник 9 питания.
Предлагаемая фазочастотная следя щая система является двухконтурной, Она состоит из фазового контура и .контура автоматической синхронизаВННа
Система работает следующим обраэоме
В переходных режимах, т.е. в Мо- 4 мент запуска двигателя или при изменении частоты задающего генератора Ро, а также при воздействии возмущающих факторов, когда F — частота задающего генератора 1 — отличается от частоты Р <, поступающей с датчика 8 скорости вращения, на величину большую, чем полоса захвата, включен контур автоматической синхронизации.
Двигатель находится в режиме разгона или торможения, Когда разница час50 тот Ро и Р с становится меньше полосы захвата, включен фазовый контур.
Система в этом случае работает в режиме фазовой автоподстройки.
Переключение с одного контура на другой осуществляется за счет использования дополнительной функции импульсно-фазового детектора — функции переменного сигнала Р = 1 Р— Р при выходе иэ полосы захвата.
Рассмотрим работу системы более подробно.
Когда разница частот F и Foc больше полосы захвата, с выхода импульсно-фазового детектора 2 на входы блока 4 и логического коммутатора 5 поступает переменное ступенчатое напряжение с частотой Р, Fo Foc1 °
С выхода импульсного частотнофазового дискриминатора 3 в этом случае на вход логического коммутатора 5 поступает логическая и1и или
И II
0 в зависимости от знака разности частот Ро и Р с.
При поступлении переменного напряжения на блок 4 на его выходе формируется ир", который поступает на коммутатор 5, запрещая прохождение сигнала с импульсно-фазового детектора 2 и разрешая прохождение сигнала с импульсного частотно-фазового дискриминатора 3. В логическом импульсе 5 управляющий сигнал, поступающий с импульсного частотно-фазового дискриминатора 3 в виде ири или
It И
1, преобразуется в аналоговое напряжение +Uy. Знак этого напряжения зависит от знака разности частот (Fo- Р с! т.е. от того,„какой сигнал присутствует на выходе импульсного частотно-фазового дискриминатора 3— ири или и1".
Постоянное напряжение iU посту- . пает на коммутатор б, который управ" ляет двигателем 7. Происходит разгон или торможение двигателя, а следовательно, увеличение или уменьшение частоты Ро, поступающей с датчика 8 на импульсно-фазовый детектор и им" пульсный частотно-фазовый дискриминатор. В результате приближения частоты обратной связи Ро к опорной частоте Р разность этих частот уменьшается, В какой-то момент разница частот )Р -Fо { становится меньшей полосы захвата < F 1, т. е, происходит захват частоты, и на выходе фазового дискриминатора 2 появляется постоянное напряжение определенной полярности, На выходе блока 4 появляется и и
1, которая поступает на управляющий вход логического коммутатора 5, запрещает прохождение сигнала с импульсного частотно-фазового дискрими1409969
В режиме фазового сравнения на выходе дискриминатора сигнал представляет собой последовательность импульсов "1" с частотой F и относительной длительностью К, npot порциональной разности фаз сравнивамых cHrzanos Fp H F pq
5 (qо ос где К вЂ” относительная длительность (коэффициент заполнения) импульсов на выходе дискриминатора;
45 натора 3 и разрешает прохождение управляющего напряжения с фазового детектора 2, Происходит переключение управления с контура автоматической синхронизации на фазовый контур. Система находится в режиме фаэовой автоподстройки.
Это состояние сохраняется до тех пор, пока разность частот Р 1 Fp—
Р с1 не станет больше полосы захвата
1+ Р
Как только разность частот F
1 Р - Р 1 станет больше полосы зах- 1В вата, весь процесс повторяется.
Возможны два состояния детектора. В случае, когда частоты, поступающие на входы детектора, отличаются друг от друга, выходным сигналом импульсно-фазового детектора является сигнал ступенчатой формы и переменной полярности. При равенстве частот F u F на выходе детектора присутствует постоянное напряжение, 25 величина которого зависит от величины разности фаэ входных сигналов, а знак зависит от знака разности фаз:
11uy4 > К фд
Дискриминатор 3 имеет логический выход. В режиме частотного сравнения сигналов характеристика дискриминатора релейна: при Рц (Р „, на выходе "1 при Р î > Рою на выходе "0".
35 (, — фаза сигнала Fp ос- фаза сигнала Рос .
Блок 4 имеет также логический выход, Если на вход анализатора захвата с импульсно-фазового детектора поступает ступенчатая кривая с частотой, большей полосы захвата t + F> 1, на выходе анализатора 4 формируется
"0". В случае, когда на вход анализатора 4 поступает постоянное напряжение или частота, меньшая, чем полоса захвата l+FyI, на выходе анализатора формируется "1".
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
Фазочастотная следящая система, содержащая задающий генератор, импульсно-фазовый детектор, импульсный частотно-фазовый дискриминатор, коммутатор, подключенный выходом к входу двигателя, и датчик скорости вращения вала двигателя, входы питания которого подключены к выходам квадратурного источника питания, о т— л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью расширения скоростного диапазона следящей системы, в нее введены блок сравнения частоты сигнала с пороговым значением и логический коммутатор, причем выходы задающего генератора и датчика скорости вращения вала двигателя соединены соответственно с первым и вторым входами импульсно-фазового детектора и соответственно с первым и вторым входами импульсного фазочастотного дискриминатора, выход. импульснофазового детектора соединен с входом блока сравнения частоты сигнала с пороговым значением, выход которого соединен с управляющим входом логического коммутатора, первый и второй входы которого соединены соответственно с выходами импульсно-фазового детектора и импульсного фаэочастотного дискриминатора, выход которого подключен к входу коммутатора.
1409969
Составитель А. Кудрявцев
Техред Л.Сердюкова Корректор М. Шароши
Редактор А. Огар
Тираж 866 Подпис но е
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 3477/42
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4



