Зонд для электрического каротажа
Изобретение относится к технике промыслово-геофизических исследований скважин и может быть использовано для определения удельного электрического сопротивления окружакицих пород. Цель изобретения - повьшение точности измерений за счет уменьшения утечки и надежности работы зонда электрического каротажа за счет повышения жесткости. Поставленная цель достигается тем, что в зо1ще электрического каротажа, содержащем металлическую трубу с изоляционным покрытием, установленные на металлической трубе диэлектрические втулки, систему электродов, пробку и переходник , наружный профиль поперечного сечения металлической трубы имеет форму многогранника, часть граней которого сопрягается с аналогичными гранями, выполненньми на внутренних поверхностях диэлектрических втулок, установг. ленных на всей длине зонда, другая часть граней металлической трубы образует с внутренними поверхностями диэлектрических втулок протяженные вдоль оси зонда каналы, в которых расположены соединительные провода от электродов, а нерабочие поверхности s пробки и переходника, контактирующие с промывочной жидкостью, имеют изоляционное покрытие. 2 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК сю4 С 01 Ч 3/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2 1) 4186330/24-25 (22) 01. 12,86 (46) 15,07.88. Бюл. У 26 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт геофизических методов исследований, испытания и контроля нефтегазоразведочных скважин (72) Е.И. Богданов, Е.Л. Датпов и В.И. Подъячев (53) 550.83 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 306437, кл. С 01 V 3/20, 1971.
Авторское свидетельство СССР
Ф 616606, кл. 6 01 V 3/20, 1978. (54) ЗОНД ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО КАРОТАЖА (57) Изобретение относится к технике промыслово-геофизических исследований скважин и может быть использовано для определения удельного электрического сопротивления окружаюших пород. Цель изобретения — повышение точности измерений за счет уменьшения утечки и надежности работы зон„SU„„) 409960 А 1 да электрического каротажа за счет повышения жесткости. Поставленная цель достигается тем, что в зонде электрического каротажа, содержашем металлическую трубу с изоляционным покрытием, установленные на металлической трубе диэлектрические втулки, систему электродов, пробку и переходник, наружный профиль поперечного сечения металлической трубы имеет форму многогранника, часть граней которого сопрягается с аналогичными гранями, выполненными на внутренних поверхностях диэлектрических втулок, установ.-. ленных на всей длине зонда, другая часть граней металлической трубы образует с внутренними поверхностями диэлектрических втулок протяженные вдоль оси зонда каналы, в которых расположены соединительные провода от электродов, а нерабочие поверхности пробки и переходника, контактируюшие с промывочной жидкостью, имеют изоляционное покрытие. 2 ил.
1409960
Изобретени» относится к технике промыслово-геофизических исследований скважин и может быть использова-!
* но для определения удельного электри5 ,ческого сопротивления окружающих пород.
Цель изобретения — повышение точности измерений за счет уменьшения токов утечки и надежности работы зон- 10 да электрического каротажа за счет овышения жесткости.
На фиг. 1 изображен предлагаемый онд электрического каротажа, общий ид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг.1 15
Зонд электрического каротажа соержит металлическую трубу 1, выполяющую функцию герметичного охранноо кожуха, внутри которой размещены лементы электронной схемы. 20
Наружная поверхность металлической рубы 1 выполнена в виде протяженноо вдоль оси многогранника, Наружная оверхность металлической трубы по сей длине отделена от промывочной 25 идкости слоем изоляционного материаа 2, в качестве которого используютя токонепроводящие лаки и эмали. К
1 дному из торцов металлической трубы прикреплен переходник 3, снабженый резьбовым участком 4 и штепсельым разъемом 5 и обеспечивающий элекрическое и механическое соединение онда с зондовым наконечником.
На всей длине металлической трубы
35 установлены диэлектрические втулки выполненные из конструкционного атериала, обладающего хорошей изноостойкостью, например стеклотекстоита, керамики, фторопласта, стекло1 аполненных полиамидов. Внутренние поверхности диэлектрических втулок 6
) меют грани, сопрягаемые с аналогич)ными гранями на металлической трубе и цилиндрические участки, образую- 45
Щие с гранями на металлической трубе продольные каналы, в которых размефены раздельные группы проводников оконесущих и измерительных линий
Связи.
На наружных ° поверхностях диэлект1 ических втулок 6 выполнены проточ)ки, в которых размещены электроды 7, немеющие форму цилиндрических втулок.
Для устранения электрических уте чек на нерабочие поверхности электро-55 дов 7 нанесено изоляционное покрытие, ф электроды зафиксированы на диэлектрических втулках 6 от проворота при помощи выступов (не показаны). Диэлектрические втулки 6 поджимаются при помощи буртов, выполненных на переходнике 3 и пробке 8, закрепленной на противоположном от переходника торце металлической трубы 1. В доньппке пробки 8 установлены герметичные электровводы 9, обеспечивающие электрическую связь между электродами и электронной схемой. Место присоединения проводников к электровводам 9 защищено от воздействия промывочной жидкости компенсатором 10 давления, заполненным электроизоляционной жидкостью. Для предохранения компенсатора 10 от повреждения при движении зонда по стенке скважины или от удара о забой служит защитный колпак 11, соединенный с крайней втулкой 6 при помощи резьбы. Защитный колпак 11 выполнeí из того же материала, что и диэлектрические втулки 6, и армирован для повышения прочности металлическим каркасом. На поверхности переходника 3 и пробки 8, контактирующие с промывочной жидкостью, нанесено изоляционное покрытие. На фиг. 2 показаны токонесущие 12 и измерительные 13 проводники.
Использование предлагаемого зонда позволяет реализовать как симметричную, так и несимметричную систему электродов, расположенных на жестком конструктивном основании, что дает возможность расширить методические возможности аппаратуры электрического каротажа. Отсутствие в конструкции зонда открытых металлических час тей, влияющих на создаваемое в скважине электрическое поле, и устранение электрических утечек между токовыми и измерительными электродами позволяют получать в процессе каротажа более качественную и достоверную информацию и эффективнее применять электрический метод в общем комплексе геофизических исследований скважин. формула и з о б р е т е н и я
Зонд для электрического каротажа, содержащий металлическую трубу, покрытую слоем изоляционного материала, установленные на трубе диэлектрические втулки, систему электроцов, пробку и переходник, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точзонда, другая часть граней образует с внутренними поверхностями втулок протяженные вдоль оси зонда каналы, 5 в которых расположены соединительные провода от электродов, а нерабочие поверхности электродов и поверхности пробки и переходника, контактирующие с промывочной жидкостью, имеют изоляционное покрытие. з 1409960 ности измерений за счет уменьшения токов утечки и надежности работы зонда за счет повышения жесткости, наружный профиль трубы выполнен в виде многогранника, по крайней мере две грани которого сопрягаются с аналогичными гранями, выполненными на внутренних поверхностях диэлектрических втулок, установленных на всей длине
1409960
Ф У
Составитель M. Качалов
Техред Л.Олийнык
Корректор М. Демчик, Редактор А, Orap
Заказ 3476/41
Тираж 522 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



