Способ контроля прогрева ротора
Изобретение м.б. использовано для контроля термонапряженного состояния паровых турбин, контроля качества ведения переходных режимов энергоблоков и автоматизации управления ими. Цель изобретения - повьш ение точности контроля путем учета влияния потоков тепла по телу ротора в осевом направлении в зоне дополнительного се- . чения. В процессе изменения режима работы турбины определяют датчиками 1 и 2 т-ру греющей среды в зонах характёрного и дополнительного сечений ротора. Датчиком 14 определяют изменение коэффициента теплопередачи от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения. По датчику 10 судят о т-ре металла ротора в зоне подшипника и при определении среднеинтегральной т-рЫ (сит) металла в дополнительном сечении вводят поправки пропорциональные перепаду СИТ в характерном и дополнительном сечениях и разности СИТ в дополнительном сечегши и т-ры металла ротора в зоне подшипника. 1 ил. с о с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИ1(РЕСПУБЛИК
I (19) (11) А2 (Я1) 4 1 01 Э 19/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 859659 (21) 4167579/24-06 (22) 25.12.86 (46) 15.07 ° 88. Бюл. У 26 (71) Всесоюзный теплотехнический научно-исследовательский институт им. Ф.Э.Дзержинского (72) А.Ш.Лейзерович (53) 621 ° 165-57(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1(859659, кл. F 01 D 19/02, 1979. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПРОГРЕВА РОТОРА (57) Изобретение м,б. использовано для контроля термонапряженного состояния паровых турбин, контроля качества ведения переходных режимов энергоблоков и автоматизации управления ими. Цель изобретения — повьш ение точности контроля путем учета влияния потоков тепла по телу ротора в осевом направлении в зоне дополнительного сечения. В процессе изменения режима работы турбины определяют датчиками
1 и 2 т-ру греющей среды в зонах характерного и дополнительного сечений ротора. Датчиком 14 определяют изменение коэффициента теплопередачи от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения. По датчику 10 судят о т-ре металла ротора в зоне подшипника и при определении среднеинтегральной т-ры (СИТ) металла в дополнительном сечении вводят поправ« ки, пропорциональные перепаду СИТ в а
Я характерном и дополнительном сечениях и разности СИТ в дополнительном сечении и т-ры металла ротора в зоне подшипника, 1 ил. С:
1409762 (:
Изобретение относится к теплоэнергетике, может быть использовано для контроля термонапряженного состояния ( паровых турбин, контроля качества ве- > ( дения переходных режимов энергоблоков и автоматизации управления ими и, является усовершенствованием способа
: по авт.св..Р 859659.
Цель изобретения — повышение точ- 10 ности контроля путем учета влияния потоков тепла по телу ротора в осевом направлении в зоне дополнительного сечения.
Иа чертеже приведена функциональ- 15 ная схема реализации способа.
На функциональной схеме показаны датчики 1 и 2 температуры греющей среды (пара) в зонах соответственно характерного и дополнительного с- е- 20 ний, блок 3 определения потока тепла, передаваемого от греющей среды в на-! правлении оси ротора в зоне характерного сечения, блоки 4 и 5 определения среднеинтегральных температур 25 металла соответственно в характер: ном (температура 1) и дополнительном сечениях и блок 6 определения разнос ти )Д температур по радиусу ротора в характерном сечении. Кроме того, в 3Q схему входят сумматор 7 определения суммы потоков тепла s зоне характерного сечения (от пара к металлу в, радиальном и по телу металла в осевом направлениях), сумматоры 8 и 9, определения тепла теплопроводиостью от характерного к дополнительному сечению и от дополнительного сечения к зоне подшипника, Эти перетоки пропорциональны разностям температур метал- 1О ла в соответствующих сечениях. Температура металла ротора в зоне подшипника принимается равной температуре масла в подшипнике, измеряемой датчиком 10. Блок 3 определения потока тепла, передаваемого от греющей среды в направлении оси ротора в зоне характерного.сечения, выполнен в виде сумматора 11, к входам которого подключены датчик 1 и выходы блоков
4 и 6, а к выходу - блок 12 умножения, на второй вход которого подключен через блок 13 функционального преобразования сигнал от датчика ример датчика gaszerm греюще 55 го пара; блок 4 представляет собои интегратор, а блок 6 - инерционное звено. Блок 5 выполнен в ниде сумма-. тора 15, подключенного к датчику 2 и
Ф охваченного отрицательными обратными связями с выходов интегратора 16 и инерционного звена 17, и сумматора
18, к входам которого подключены выходы сумматора 15, сумматора 8 и ин-. версный выход сумматора 9. Интегратор 16 подключен к выходу сумматора
18, а инерционное звено 17 — к выходу сумматора 15. Результаты контроля с выходов блоков 4 и 6 выводятся на показывающие или регистрирующие приборы, вводятся в блоки автоматического управления (ие показаны).
Приведенная функциональная схема может рассматриваться как блок-схема алгоритма контроля прогрева с использованиек цифровой вычислительной техники. В частности, при использова»: нии специализированных микропроцессорных контроллеров каждый элемент схемы реализуется в виде отдельного алгоритмического блока.
Параметры настройки элементов схемы определяются размерами ротора, теплофизическими свойствами роторной стали, условиями теплоотдачи от пара к поверхности ротора.
Контроль прогрева ротора по предлагаемому способу осуществляется следукпиНм образом, В процессе изменения режима рабо ты турбины определяют посредством датчиков 1 и 2 температуру греющей средй в зоиах характерного и дополнительиого сечений ротора. Датчиком
14 с помощью функционального преобразователя 13 определяют изменение коэффициента теплоотдачи от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения, По датчику 10 можно судить о теьи ературе металла ротора в зоне подиипиика, Эти измерения поз воляют определить потоки тепла от пара к поверхности ротора в зоне характерного сечения (на выходе блока
3) и теплоцроводностью с осевом на правлении - от характерного к допол нительному сечению (на выходе сумматора 8 пропорционально разности сред неинтегральных температур на выходах блоков 4 и 5) и от дополнительного сечения к зоне подшипника (на выходе сумматора 9 — пропорционально разности температуры на выходе блока 5 и температуры измеряемой М датчиком 10).
Учет в сумматоре 18 поправок на потоки тепла теппопроводностью в осевом направлении позволяет более точно определить
Составитель A.Êàëàøíèêîâ
Техред .Л.Олийнык .Корректор ЙэВнлипенко
Редактор И,Рыбченко
Подписное
Заказ 3462/32 Тираж 492.
ВНИИПИ Государственного комитета СССР . по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з
1409762
4 температуру металла ротора в допол- в осевом направлении в зоне дополни» ,нительном сечении на выходе ннтегра- тельного сечения, дополнительно опре-. тора 16 и тем самым более точно опре; . деляют температуру металла ротора в делить контролируемые показатели сос- зоне подшипника и при определении .5 тояния на выходах блоков 4 и 6 ° среднеинтегральной температуры металла в дополнительно сечении вводят
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я поправки, пропорциональные перепаду среднеинтегральных температур в хаСпособ контроля прогрева ротора 10 рактерном и дополнительном сечении и по авт.св. У 859659, о т л и ч а ю - разности среднеинтегральной темпера-, шийся тем, что, с целью повыше- туры в дополнительном сечении и темпения точности контроля путем учета ратуры металла ротора в зоне подшипвлияния потоков тепла по телу ротора ника.


