Способ управления основным и дополнительным приводами конвейера для хлыстов
Изобретение относится к промышленному транспорту. Цель изобре тения - увеличение долговечности приводов и конвейера и расширение эксплуатационных возможностей. При разгоне конвейера гидроцилиндр (ГП) 30 дополнительного привода работает на опускание роликов 21 и 22. Ролик 22 опускает нижнюю ведущую ветвь (В) НидА 11 16 и поднимает верхнюю ведомую В 15, при этом В 15, 16 перемещаются в поперечном тяговому органу направлении, Это приводит к одновременному удлинению В 16 и укорачиванию В 15. Затем включают двигатель основного привода (ДОП) на режим с уменьшенным крутящимся моментом. При этом ДОП в процессе выбора слабины В 16 разгоняется . При подходе на большой скорости к заданной позиции останова производят торможение конвейера. При этом включение ДОП в режим торможения и последующее его отключение производят после поворота колеса 13 в обратном прямому его вращению направлении путем одновременного удпинения В 15 и укорачивания В 16 посредством включения ГЦ 30 на подъем. После-отключения ДОП к нему прикладывают тормозной момент и на пониженной скорости с максимальным усилием ГЦ 30 работает на опускание, при этом ролик 22 укорачиъает В 15 и удлиняет В 16. 7 ил. (Л НидА ,П ч 00 Од 00
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (g)) < В 65 С 23/00
mtef35<
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4121601/27 — 03 (22) 23.09.86. (46) 07.07.88. Бюл. Ф 25 (71) Свердловское научно †произво ственное лесозаготовительное объединение (72) О. С. Матвеев (53) 621.867 (088.81 (56) Воевода Д.К. Пособие для оператора полуавтоматических линий.
М., 1979, с. 161 †1, рис. 63, 64.
Авторское свидетельство СССР
Ф 1289760, кл. В 65 G 23/00, 20.03.86. (54) СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫМ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ПРИВОДАМИ КОНВЕЙЕРА
ДЛЯ ХЛЫС ТО В (57) Изобретение относится к про— мьппленному транспорту. Цель изобретения — увеличение долговечности приводов и конвейера и расширение эксплуа— тационных воэможностей. При разгоне конвейера гидроцилиндр (ГЦ) 30 допол— нительного привода работает на опус— кание роликов 21 и 22. Ролик 22 опускает нижнюю ведущую ветвь (В)
ЮФ
„„Я0„„1407868 А 1
16 и поднимает верхнюю ведомую В 15 при этом В 15, 16 перемещаются в поперечном тяговому органу направлении.
Это приводит к одновременному удлинению В 16 и укорачиванию В 15. 3a— тем включают двигатель основного привода (ДОП) на режим с уменьшенным крутящимся моментом. При этом ДОП в процессе выбора слабины В 16 разгоняется. При подходе на большой скорости к заданной позиции останова производят торможение конвейера. При этом включение ДОП в режим торможения и последующее его отключение производят после поворота колеса 13 в обратном прямому его вращению на— правлении путем одновременного удли-. нения В 15 и укорачивания В 16 посредством включения ГЦ 30 на подъем.
После. отключения ДОП к нему при— кладывают тормозной момент и на пониженной скорости с максимальным усилием ГЦ 30 работает на опускание, при этом ролик 22 укорачивает В 15 и удлиняет В 16. 7 ил.
1407868
Изобретение огносится к прамыш. ленному транспорту, а именно к спосо-бу упранл ния ocrrorrrrrrrr и дополнительным приводами конвейера для хлыстов.
Печь изобретения — увеличение дол-говечности приводов и конвейера и расширение эксплуатационных нозможнос-тей.
На фиг. 1 изображен конвейер для подачи хлыстов на заданные длины сор-тиментов раскряженочной установки, вид сверху, »а фиг. 2 — вид А на на фиг. 1, кинематическая схема переда ш основного привода с гибкой связью и дополнительным приводом при нижнем положении подвижных роликов; на фиг. 3 — то же, при верхнем положении подвижных роликов;
l5 на фиг. 4 — гидросхема устройстна; 20 на фиг. 5 — силовая схема подключения двигателя основного привода к сети; на фиг . 6 — схема управления устройством в целом; на фиг. 7 - схе— ма реализации способа для ленточного и роликового конвейеров.
Устройство дпя реализации способа содержит цепной конвейер 1 с приводным колесом 2, центрирующим роликом 30
3 и основным приводом, который содер-жит электродвигатель 4 с механическим тормозом 5 с приводом от гидроцилиндра 6 и передачу 7 основного привода .
Передача основного привода от дви— гателя 4 до приводного колеса 2 содержит редуктор 8 и передачу 9 с гибкой связью. В свою очередь, пере— дача 9 с гибкой связью содержит тяго в 40 вый орган 10, огибающий ведущее калев со 11 вала 12 редуктора и ведомое колесо 13 выходного вала 14 основ— ного привода в целом, посредством котоРого этот привод соединен непа в 45 средственно с приводным колесом 2 конвейера 1.
Тяговый орган 10 передачи 9 с гибкой связью имеет верхнюю ведомую
15 и нижнюю ведущую 16 ветви, которые работают н существенно различных условиях н зависимости от режимов работы двигателя, а в целом тя— говый орган 10 передачи 9 с гибкой связью имеет предварительную слабину.
С верхней неламой 15 и нижней ведущей )6 ветвями тягового органа
)О взаимод йгтнуют стационарные ролики )7 0 и и >лнижные ролики 2! и
22, кагорые установлены «а механизмс их иадъ ма и опускания с рычага— ми 23 — 25, соелг иными один с другим шарнирами 6 и 2, а шарнирами 28 и 29 закрепленными на основании с нозможнос r ью подъема и опускания иод дейстнием гидроцилиндра 30 дополнительного привода. При этом механиэм подъема и опускания роликов снабж н вклю1ающим элементом 31 и датчиками 32 и 33 нерхнего и нижнего положений роликов.
Дополнительный привод с гидро— цилиндрам 30, взаимодействующий через ролики 21 и 22 с тяговым оргаrrnra )О, снабжен также гидросистемой управления (фиг. 4) подъемом и опусканием верхней ведомой 15 и нижней ведущей 16 ветвей с изменением величин сил воздействия на них со стороны гидроцилиндра 30.
I èäðoñèñòåìà содержит напорную
34 и сливную магистрали. При этом напорная магистраль 34 соединена с гидросистемой через редукционный кла— пан 35 и обратный клапан 36. Редукционный клапан 35 используется для того, чтобы гидросистема дополнительного привода не влияла на работу гидроцилиндра 6 и другой гидрааппаратуры, например раскряжевочной уста— вовки в целом, с гидросистемой которой он может соединяться напорной ма— гистралью 34.
Кроме того, гидросистема гидроцилиндра 30 содержит реверсивный распределитель 37 с магнитом 38, предо— хранительные клапаны 39 и 40 большого давления с дросселями 41 и 42 для аморIHçàørè и демпфирования штоковой и поршневой полостей гидроцилиндра
30 при рывках тягового органа 10.
С помощью распределителя 43 с маг— нитом 44 напорная магистраль 34 через предохранительный клапан 45 мало— го давления соединена со сливной ма— гистральк>. Поэтому клапаны 39 и 40 большого давления, клапан 45 малого давления и реверсивный распределитель
37 совместно с гидроцилиндром 30 осу— ществляют изменения величин сил и направлений их действий на ветвях
15 и )6 с целью их принудительного подъема и опускания дополнительным гидропринодом с помощью подвижных роликов 21 и 22, которые осуществ— ляются на всех этапах работы основного привода.
1407868
Способ осуществляют следующим образом.
Перед началом работы оператор кратковременно нажимает кнопку 64
"Начало работы" и включает реле 65, которое включает магниты 38 и 44.
Поэтому гидроцилиндр 30 работает на опускание роликов 21 и 22 и развивает при этом максимальное усилие, например 20000 — 25000 Н. При этом ролик 22 принудительно опускает нижнюю ветвь 16, например, из положения I в положение ТЕ, а верхняя ветвь 15 при этом переходит из положения III в положение IV т.е. обе ветви 15 и 16 перемещаются в попереч45
Кроме того, гидросистема- снабжена регулятором 46 потока, с помощью которого, наряду с указанным выше, осуществляется регулирование скорос5 ти воздействия подвижных роликов 21 и 22 на тяговый орган 10 со стороны гидроцилиндра ЗО.В гидросистеме мо— жет использоваться не один, а несколько регуляторон потока. Регулятор 46 включается н работу распределителем 47 с магнитом 48.
Для управления гидроцилиндром 6 механического тормоза используется распределитель 49 с магнитом 50. 15
Двигатель 4 (фиг. 5) основного привода подсоединен к трехфаэной сети пустателями 51 "Вперед" и 52 "Назад", а также по параллельным трехфазным цепям через ограничитель 53 его двига-20 тельного момента, например, содержащий ограничительные сопротивления, нентили и т.д., и через шунтирующий их пускатель 54. Двигатель 4 также подсоединен к цепи 55 постоянного 25 тока пускателем 56 динамического торможения.
Схема управления устройством (фиг.б) содержит переключатель 57 режимов работы двигателя с контактами
58 — 60 и выходными реле 61 — 63 переключателя, соответствующими работе ос— ионного и дополнительного приводов
Вперед", нНаэад, н орможение и малая скорость", кнопку 64 "Начало 35 работы", промежуточные реле 65-68, реле 69 времени, промежуточные реле
70 и 71 контакт 72 крайнего положения пильного диска и контакт 73 реле контроля скорости, которое 40 установлено на выходном валу 14 привода. ном тяговому органу 10 направлении. .Это приводит к одновременному удлинению (ослаблению) недущей ветви 16 и укорачиванию ведомой ветви 15 тяго— ного органа 10.
При опускании роликов 21 и 22 включается датчик 33 заданного их нижнего положения. Это положение в гидроцилиндре 30 характеризуется тем, что остается еще некоторый ход
его поршня вниз. Датчик 33 отключает реле 65, а последнее — магниты 38 и 44.
Гидроцилиндр 30 включается на подъем роликов 21 и 22 с малой силой. При этом ролик 21 упирается в верхнюю недомую ветвь 15, находящуюся в положении IV, и с малым усилием не может поднять ее ныше этого положения. Поэтому, несмотря на включение гидроцилиндра 30 на подъем с малой силой, ветви 15 и
16 остаются в тех же положениях
II u IV.
При работе раскряжевочной установки оператор оценивает лесоматериал для подачи на заданную длину сортимента и включает контактом 58 реле 61. Последнее при условии включения датчика 33 включает пускатель
51 и реле 69 времени. При этом двигатель 4 включается в направлении
Ч при отключенном пускателе 54, т.е. он работает на искусственной характеристике с уменьшенным в 2-3 или более раза крутящим моментом.
После включения двигатель 4 выби— рает слабину нижней ведущей ветви
l6, находящейся в положении II. При выборе слабины ведущая ветвь 16 под действием двигателя 4 поднимает ролик 22 и весь механизм их подъема с рычагами 23 — 25 совместно с гидроцилиндром 30 включенным также на подъем с малой силой. С выдержкой времени включается реле 69 времени, которое включает пускатель 54, поэтому двигатель 4 переходит на естественную характеристику.
Работая уже на естественной характеристике, двигатель 4 при неподвижном конвейере l с хлыстом продолжает выбирать слабину, т.е. укорачивать нижнюю ведущую ветвь 16, поднимая ее до положения I ° На э ом этапе, когда двигатель 4 работает в режиме, близком к режиму холостого хода, оч разгоняется при неподвижном конвейере
1407868
15
5 ! и хлыст до сверхноминальной часто ты «ращения и продолжает выбирать слабину до положения I нижлей ведущей ветви 16.
В эт ом положении включает ся дат— чик 32, который включает реле 66.
Последнее вновь включает магнит 38, и гидроцилиндр 30 включается на опускание роликов 21 и 22 с малой силой, но, так как при этом ролик 22, упираясь в натянутую нижнюю ведущую ветвь 16, не может фактически опуститься, ветви 15 и 16 остаются в прежних положениях III u I. От подьема ролики защищает обратный клапан.
Процесс выбора слабины в ведущей ветви 16 заканчивается, и начинается этан выравнивания угловых частот вращения ведущего колеса 11 вала 12 ре— дуктора и ведомого колеса 1 3 выходно— го вала 14 основного привода в целом, которые соотве яств«»»но кинематически через редуктор 8 соединены с двигате— лем 4 и приводным колесом 2 цепного конвейера l.
На этапе выравнивания двигатель 4 уменьшает свою частоту вращения, а приводное колеса 2 увеличивает. При этом в процессе уменьшения частоты вращения осуществляется приращение двигательной мощности в зависимости от величин статического момента и мо— мента инерции разгоняемой системы конвейера и хлыста. То есть в случае, когда осуществляется, например, разгон хлыста с меньшими массами в ус— ловиях по»п»женного коэффициента тре— ния конвейера, приращение двигатель— ной мощности уменьшается, а при увеличении этих параметров — увели— чивается. Поэтому на наиболее важном при разгоне этапе выравнивания, .»родо.»жительность которого в наи— большей степе»п» влияет на величину средней скорости разгона, осуществ»»ет ся антомати че с кое саморе гулир ова»е приращения двигательной мощнос—
> и на эт апе вь>р а внивания .
Наряду с y:»ó÷»»»«íèåì режима рабо— ты двигателя, это приводит к умень— шению динамических нагрузок и т.д.
Однако при разгоне системы с параметрами, близкими к максимальным, при— ращение двигательной мощности может иметь повьш»е»»»»у»о величину, что может привести в ко»»це этапа выравнивания к рывку тя»ового органа 10 повышенной величи»п» .. L>»»» того, чтобы это
50 исклк»ит»., препусмотрено верхнее
»»o„ »oi».«ни« ролика 22 при разгоне двига тел»» > не выше задаваемо гn положе— ни«» датчика 32, т. е. с»»е»<оторь»м запасом хода поршня вверх. Поэтому при рывке нижней ведущей ветви 16 вверх вытесняемая из штйковой полости гидроцилиндра 30 жидкость при вк>»юче»»»»ном магните 38 закрывает обратный клапан 36 и вытесняется да— лее вначале через дроссель 38 с плавным нарастанием давления, а затем при «го значительном возрастании через предохранительный клапан 40.
При этом осуществляется интенсивная амортизация и демпфирование.
После выравнивания частот вращения осущест вляет ся эт ап окончат ел ь— ного разгона, на котором двигатель
4 и приводное колесо 2 увеличивают свон>»астоту вра»»»е»»ия до установившейся скорости, »»апример 2,0 м/ с.
На этой скорости через взаимодейст— вие нижней ведущей ветви 16 и ролика
22 также осуществляется интенсивная амортизация и демпфирование колеба— ний в пр»!воде .
Нри подходе на большой скорости к заданной позиции останова оператор откчю>»ает контакт 58 "Вперед" и реле 61 и включает контакт 60 "Торможение и малая скорость" и реле 63.
При этом отключается пускатель 5! и включается пускатель 56 динамического торможения. Кроме того, реле 63 включает магнит 50 гидроцилиндра 6 тор— моза э на его замыка»»ие, подготавли— в»»» т цепи реле 67 и 68 и отключает реле 66.
На этапе торможения наиболее быст— ро начинает действовать режим динамического торможения. Поэтому ведущее колесо 1! интенсивно уменьшает свою частоту вращения, а ведомое ко— лесо 13 за счет большой запасенной кинетической энергии поступательно движущихся масс хлыста и конвейера продолжает вращаться с практически прежней частотой вращения. Поэтому при торможении ведущей становится кратковременно верхняя ведомая ветвь
l 5, которая под действием ведомого колеса 13 интенсивно натягивается и перебрасывается из положения III в положение IV совместно с роликами
21 и 22, где вновь включается датчик 33. Последний отключает реле 66 и включает реле 67, которое включает
1407868 магнит 44. Поэтому к моменту замыкания механического тормоза 5 и при действии режима динамического тормо— жения гидроцилиндр 30 с максималь5 ным усилием включается на подъем и ролик 21 интенсивно перемещает (уд— линяет) верхнюю ведомую ветвь 15 иэ положения IV в направлении к положе— нию III на большой скорости, напри- 10 мер 1,0 м/с.
При этом на ведомом колесе 13 прикладываются через ведомую ветвь 15 тягового органа 10 тормозные моменты от режима динамического торможения уже 15 замкнутого механического тормоза 5 и дополнительный тормозной момент от гидроцилиндра 30, который при подъеме ролика 21 вверх принудитель— но вращает ведомое колесо 13 в направ-20 ленни VI, т.е. в противоположном направлению его вращения под действием запасенной кинетической энергии движущихся масс конвейера и хлыста.
При этом создается как бы интенсив- 25 ное дополнительное торможение проти— вовключением со стороны гидроцилиндра 30. Поэтому основным и дополнительным приводами осуществляется интенсивный останов конвейера и хлыста. 30
Одновременно происходит также интенсивное гапение всех возникающих ко— лебаний при торможении.
Когда частота вращения ведомого колеса 13 становится близкой к нулевой, что сигнализирует об окончании процесса торможения, закрытый кон— такт 73 реле контроля скорости эамьгкается и включает реле 68. Последнее нключает магниты 38, 44,48 и отклю- 4р чает пускатель 56 динамического торможения.
Гидроцилиндр 30 начинает работать на ойускание с Максимальной силой воздействия ролика 22 на нижнюю веду- 45 щую ветвь 16, но с пониженной скоростью, например 0,2 — 0,3 м/с, так как гидроцилиндр 30 подсоединяется к сливной магистрали через регулятор 46 потока. Таким образом, заканчивается этап интенсивного торможения движущихся масс двумя приводами и начинается этап движения конвейера с хлыстом на пониженной скорости одним дополнительным приводом, так как на этом этапе при перемещении (удлинении) нижней ведущей ветви 16 вниз роликом 22 при заторможенном ведущем колесе 11 ведомое колесо 13 тяговым органом 10 поворачивается в прямом .направлении VII на малой скорости.
После кратковременного перемешения конвейера на малой скорости
0,2 — 0,3 м/с на расстояние 0,1 — 0,15 м до заданной позиции оператор отключает контакт 60 и реле 63, и дополнительный привод останавливает хлыст в заданной позиции.
Далее, применительно к раскряжевочным установкам, оператор дает команду на надвигание вращающегося пильного диска на хлыст для отпилива— ния от него отрезка заданной длины (эта часть схемы и пильный станок не показаны).
После прогила пильный станок воздействует на контакт 72 крайнего положения пильного диска, который включает реле 71. Последнее включается лишь при условии включения реле 70, которое, в свою очередь, включается при условии выполнения перед этим поочередного включения реле 67 и отключения реле 68.
Реле 71 дает команду на возврат пильного диска в исходное положение (эта часть схемы не показана), а также на включение магнитов 38 и
44 с помощью реле 68. Поэтому гидроцилиндр 30 с максимальной силой вновь начинает воздействовать через ролик 22 на нижнюю ведущую ветвь 16, но уже при разомкнутом тормозе 5, неподвижных двигателе 4 и конвейере
1, перед последующей подачей хлыста на заданную длину сортимента и при этом переводит ведущую ветвь 16 в нижнее положение до включения датчика 33.
Последний отключает реле 66, 68 и 71, и магниты 38, 44 и 48 отключаются. Поэтому гидроцилиндр 30 включается на подъем с малой силой, а следовательно, ролик 21 упирается в верхнюю ведомую ветвь 15 и остается в этом положении до включения двигателя 4.
При подаче хлыста на последующую длину оператор включает контакт 58, реле 61 и пускатель 51 включения двигателя Вперед . При этом в системе управления снимаются в е блокировки и автоматически, т,е. без использования кнопки 64 и реле 65, повторяется новый цикл работы приво. да, аналогичный приведенному выше, начиная с предварительного разгона
1407868 привода в режиме, близком к режиму холостого хода, при неподвижном конвейере 1 и хлысте и т.д.
Способ может быть также реализован (фиг. 7) на другом цикловом оборудовании, а именно ленточном и роликовом конвейерах.
Формула изобретения
Способ управления основным и дополнительным приводами конвейера для хлыстов, заключающийся в ослаб в 15 ленни натяжения ведущей ветви оги— бающего ведущие и ведомые колеса тягового органа пр i разгоне конвейера дополнительным приводом, включении основного приплода на режим с уменьшен-20 ным крутящим моментом и разгоне его в процессе выбора им слабины ведущей ветви тягового органа, во включении основного привода в режиме торможе— ния и натяжен.г. дополнительным при- 25 нодом ведомой ветви тягового орга— на при торможении конвейера, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью увеличения долговечности при— водов и конвейера, ослабление и натя— жение ведущей и ведомой ветвей тяго— вого органа осуществляют путем одно— временного их удлинения и укорачи— вания за счет их перемещения B попе— речном тяговрму органу направлении, причем при торможении конвейера вклю— чение основного привода в режим тор— можения и последующее его отключение производят после поворота ведомого колеса в обратном прямому его вращению направлении путем одновременного удлинения ведомой и укорачи— вания ведущей ветвей тягового орга— на, при этом после отключения основ— ного привода к нему прикладывают тормозной момент и на пониженной скорости и с максимальным усилием укорачивают ведомую ветвь и удлиняют ведущую ветвь тягового органа.
1407868
1407868
1407868
Составитель Б. Толчанов
Техред А. Кравчук Корректор Г. Решетник
Редактор В. Петраш
Заказ 3266/23
Тираж 787 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, оектная 4








