Объемный насос
Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет повысить экономичность и надежность работы насоса. Уплотнительный элемент (УЭ) 4, расположенный в кольцевой канавке 3, сообщенной с всасывающим трактом 13, снабжен жестким каркасом 7, сопряженным с натягом по внутреннему диаметру УЭ 4. УЭ 6, расположенный в кольцевой проточке 5, сообщенной с напорным трактом 10, снабжен жестким каркасом 8, охватываемым УЭ 6 с натягом по наружному диаметру. Наличие жестких каркасов обеспечивает создание требуемых натягов функциональных сопряжений УЖ при маломассивном их выполнении, что позволяет снизить потери хода поршня на начальных участках перемещений его из крайних положений. Кроме того, в назначенных натягах учтены временные и т-рные факторы воздействия на УЭ при хранении насоса. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 Г 04 В 13/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ll
У !
1б
7 ф !
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 868114 (21) 4105012/25-06 (22) 16.05.86 (46) 15.06.88. Бюл. № 22 (72) А.И. Костенко и И.Д. Ошмарин (53) 621.651(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 868114, кл. F 04 В 13/00, 1980. (54) ОБЪЕМНЫЙ НАСОС (57) Изобретение относится к гидромашиностроению и позволяет повысить экономичность и надежность работы насоса. Уплотнительный элемент (УЭ)
4, расположенный в кольцевой канавке 3, сообщенной с всасывающим трактом 13 ° снабжен жестким каркасом 7, „„80„„ 1402711 А2 сопряженным с натягом по внутреннему диаметру УЭ 4. УЭ 6, расположенный в кольцевой проточке 5, сообщенной с напорным трактом 10, снабжен жестким каркасом 8, охватываемым УЭ 6 с натягом по наружному диаметру. Наличие жестких каркасов обеспечивает создание требуемых натягов функциональных сопряжений УЖ при маломассивном их выполнении, что позволяет снизить потери хода поршня на начальных участках перемещений его из крайних положений. Кроме того, в назначенных натягах учтены временные и т-рные факторы воздействия на УЭ при хранении насоса. 1 ил.
1402711
Изобретение относится к гидромашиностроению, в частности к устройству объемных насосов и является усовершенствованием объемного насоса по авт. св. У 868114..
Цель изобретения — повышение экономичности и надежности работы.
На чертеже представлена конструктивная схема предлагаемого объемного насоса.
Объемный насос содержит расположенный в корпусе 1 с возможностью возвратно-поступательных перемещений поршень 2, снабженный кольцевой канавкой15
3 со свободно расположенным в ней с натягом по расточке корпуса 1 уплотнительным элементом 4, и расположенный в кольцевой проточке 5 корпуса 1 с натягом в сопряжении по внутреннему диаметру уплотнительный элемент 6.
Уплотнительный элемент 4 снабжен жестким каркасом 7, сопряженным с натягом по внутреннему диаметру этого уплотнительного элемента, а уплотнитель25 ный элемент 6 снабжен жестким каркасом 8, охватывающим его с натягом по наружному диаметру. Своим внутренним диаметром уплотнительный элемент 6 сопряжен с натягом со штоком 9,связанным с пбршнем 2. Кольцевая проточка 5 корпуса I сообщена с напорным трактом 10 насоса. Поверхности корпуса 1, поршня 2 и штока 9 образуют рабочий цилиндр 11, подпоршневая полость 12 сообщена со всасывающим трак-35 том 13. Уплотнение внутренних полостей насоса от внешней среды осуществлено уплотнительным элементом. 14 и
15. Кольцевая канавка 3 поршня 2 сна- снабжена выпускными каналами 16.
Насос работает следующим образом, На чертеже насос показан в положении, соответствующем концу входа вса- 45 сывания . При ходе всасывания уплотнительный элемент 6 совместно с каркасом 8 поджат силой трения его в сопряжении со штоком 9 и перепадом давления на нем к расположенной со стороны рабочего цилиндра 11 боковой стенке кольцевой проточки 5, разобщая тем самым напорный тракт 10 от рабочего цилиндра 11, а уплотнительный элемент 4 совместно с каркасом 7 под55 жат усилием трения о поверхность расточки корпуса 1 к оснащенной выпускными каналами 16 боковой стенке кольцевой канавки 3.
При этом рабочая жидкость через выпускные каналы 16, радиальные и осевой зазоры между поверхностями уплотнительного элемента 4, каркаса
7 и кольцевой канавки 3 поступает из подпоршневой полости 12 частично в рабочий цилиндр 11 и частично вытесняется во всасывающий тракт 13 насоса для промывки входного фильтра (на чертеже не показан).
При последующем обработном ходе поршня 2 сначала происходит выборка осевого зазора между расположенным в кольцевой канавке 3 уплотнительным элементом 4 и боковой стенкой кольцевой канавки 3, с момента соприкосновения его с расположенной со стороны подпоршневой полости 12 боковой стенкой кольцевой канавки 3 в рабочем цилиндре 11 создается избыточное давление, под воздействием которого рабочая жидкость вытесняется в напорный тракт 10 насоса через радиальный зазор между поверхностями уплотнительного элемента 6 и кольцевой проточки
5, радиальный зазор между поверхностями каркаса 8 и кольцевой проточки 5.
В дальнейшем циклы повторяются.
Наличие жестких каркасов обеспечивает создание требуемых натягов функциональных сопряжений уплотнительных элементов при маломассивном их выполнении, что позволяет снизить потери хода поршня на начальных участках перемещений его из крайних положений, повышая тем самым экономичность ра" боты насоса. Кроме того, в натягах учтены временные и температурные факторы воздействия на уплотнительные элементы при хранении насоса,,что повышает надежность насоса. формула изобретения
Объемный насос. по авт. св.
М- 868114, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности и надежности работы, уплотнительный элемент, расположенный в кольцевой проточке, сообщенной с всасывающим трактом, снабжен жестким каркасом, сопряженным с натягом по внутреннему диаметру этого уплотнительного элемента, а уплотнительный элемент, расположенный в кольцевой канавке, сообщенной с напорным трактом, снабжен жестким каркасом, охватывающим этот уплотнительный элемент с натягом по наружному диаметру.