Патент ссср 144615
Кв 144615
Класс 42с, 44
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Подписная группа Л 165
Е. И. Попов и Ю. Д. Буланже
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ СИЛЫ ТЯ)КЕСТИ
С САМОЛ ЕТА
Заявлено 2 августа 1960 г. за № 675472 26-10 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений» ¹ 3 за 1962 г.
Предложенное устройство для измерения ускорения силы тяжести с самолета с сильно запущенной кварцевой чувствительной системой позволяет, в отличие от известных устройств, осуществлять непрерывное наблюдение и автоматическую регистрацию осредненных значений ускорения илы тяжести во время полета самолета.
Достигается это путем применения датчика ускорения силы тяхкести в виде кварцевой упругой системы с удлиненным маятником, несущим свинцовую насадку, помещенной в вязкое селиконовое масло, датчика периодических возмущающих ускорений и наклонов, размещенных на соответствующем гиростабилизированном основании, датчика характеристик движения самолета относительно поверхности земли, жестко скрепленного с корпусом самолета, и блока синхронизации работы автоматических регистрирующих устройств.
Описываемое устройство имеет большое значение для геодезии и весьма важно для решения ряда задач геофизики, так как во многих районах земного шара, особенно высокогорных, аэрогравиметрическая съемка является единственным средством изучения соответствующего регионального поля. В других районах, где не требуется детальной и точной съемки, предложенное устройство позволяет во много раз ускорить и удешевить создание обобщенной карты, используемой в геодезии для учета влияния дальних зон.
На чертеже изображена блок-схема устройства.
Устройство представляет собой сильно затушенную упругую кварцевую чувствительную систему, основанную на использовании упругих свойств закрученных нитей из кварцевого стекла.
Устройство содержит датчик ускорения силы тяжести., выполненный в виде упругой кварцевой системы 1 с удлиненным маятныком, несущим свинцовую насадку. № 144615
Сильное затухание обеспечивается путем погружения системы в вязкое селиконовое масло, что также дает возможность осуществить хорошую температурную компенсацию упругой системы и ослабить влияние барометрических помех.
В целях полного исключения влияния температуры, упругая система помещена в двойной электрический термостат 2 с релейным регулированием температуры.
Для регистрации периодических возмущающих ускорений и наклонов в устройстве применен датчик 3.
Датчик ускорения силы тяжести и датчик периодических возмущающих ускорений и наклонов размещены на соответствующем гиростабилизированном основании 4.
Регистрация характеристик движения самолета относительно поверхности земли (скорости, высоты, курса), используемых для вычисле ия вводимых в измерения ускорения силы тяжести поправок, производится датчиком 5, жестко скрепленным с корпусом самолета.
В устройстве также предусмотрен блок синхронизации работы автоматических регистрирующих устройств.
Опытный экземпляр описанного устройства испытан на самолете, где измерения производились на высоте 3000 и 3800 м в условиях полетов для аэросъемочных работ. Коэффициент демпфирования упругой системы был близок к 3000 1/сек. Продолжительность наблюдений, на основании которых определялось значение ускорения силы тяжести, равнялась 8 — 10 вин, что соответствовало отрезку маршрута полета в
40 — 50 кл .
Случайная ошибка единичного измерения, полученная по сопоставлению результатов нескольких замеров наводним и тем же участком полета, составляла в среднем 10 миллигал.
Предмет изобретения
Устройство для измерения ускорения силы тяжести с самолета с сильно затушенной кварцевой чувствительной системой, отличающее с с я тем, что, с целью автоматической регистрации ускорения силы тяжести, в устройстве применены: датчик ускорения силы тяжести в виде кварцевой упругой системы с удлиненным маятником, несущим свинцовую насадку, помещенной в вязкое селиконовое масло, датчик периодических возмущающих ускорений и наклонов, размещенные на соответствующем гиростабилизированном основании, датчик характеристик движения самолета относительно поверхности земли, жестко скрепленный с корпусом самолета, и блок синхронизации работы автоматических регистрирующих устройств.
Составитель В E. Соколовский
Объем 0,18 изд. л
Цена 1 коп.
Поди, к печ 23.II-62 г
Заь 1498
Формат бум. 70 108 /16
Тираж 500
ЦБТИ при Комитете по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, М. Черкасский пер., д. 2/6.
Типография ЦБТИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР, Москва, Петровка, !4.
Редактор А. К. Лейкина Техред А. А. Камышникова Корректор П. А. Евдокимов


