Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для электроприводов, не имеюярпс датчиков , обратной связи по скорости. Цель1Ь изобретения является повьдпенне точности регулирования. Согласно данному. способу измеряют блоком 23 и запо-д минают в блоке 24 мгновенные в«плитудные значения напряжения сети переменного тока. Измеряют реальный угол управления тиристорного преобрвзователя 4 и вычисляют мгновенные значения электродвижуией силы преобразователя . Вычитая из последних падения напряжения в активном сопротивлении якорной цепи, определяют ЭДС двигателя. 2 ил. 9 $ (Л с 9 ;о х х ч :п CPue.l

СОЮЗ СОНЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 4 Н 02 P 5 06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕ).(ИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИ4ЕТЕЛЬСТВУ (21) 4143982/24-07 (22) 26,08,86 (46) 30.05.88. Бюл. Ф 20 (71) Одесский политехнический институт (72) С.Н.Радимов, А.С.Процеров и В.И.Вдовиченко (53) 621.316.718.5(088.8) (56) Шипилло В.П. Автоматизированный вентильный электропривод.И.: Энергия, 1969, с. 400.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1020949, кл. Н 02 P 5/16, 1983. .(54) СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и монет быть использовано для электроприводов, не имеют(их датчиков, обратной связи по скорости. Целыб изобретения является повьавение точности регулирования. Согласно данному, способу измеряют блоком 23 и зало-1 минают в блоке 24 мгновенные амплитудные значения напряжения сети переменного тока. Измеряют реальный угол управления тиристорного преобразователя 4 и вычисляют мгновенные значения электродвизгуз(ей силы преобразователя. Вычитая из последних падения напряжения в активном сопротивлении якорной цепи, определяют ЭДС двигателя. 2 ил.

1399875

Пзо6ретение относится к электротехник, в частности к автоматизированным тектроприводам, и может быть испол»зовано в системах автоматического регулирования быстродействующих тиристорных электроприводов с малыми ошибками регулирования, не имеющих датчиков обратной связи по скорости. 10

Целью изобретения является повышение точности регулирования.

Па фиг. 1 изображена схема электропривода, реализующего предлагаемый способ; на фиг. 2 — диаграммы, пояс- 15 няющие работу электропривода.

Электропривод содержит последовательно соединенные регуляторы 1 и 2

ЭДС и тока соответственно, включенные на входе системы 3 управления 20 тиристорного преобразователя 4. К выходу тиристорного преобразователя

4 подключены последовательно соединенные якорь двигателя 5 и токоный шунт 6. Параллельно токовому шунту

6 подключен датчик 7 максимального тока на интервале проводимости преобразователя, вьгход которого соединен с первым входом первого блока 8 умножения, первым входом блока 9 30 управления и входом обратной связи регулятора 2 тока. Первый выход системы 3 управления соединен с входом первого блока 10 памяти, первым входом первого блока 11 вычитания, входом функционального преобразователя 12 и с первым входом второго блока 13 вычитания. Выход функционального преобразователя 12 через второй блок 14 памяти соединен с 40 вторым входом второго блока 13 вычитания, а выход первого блока 10 памяти соединен с вторым входом первого блока 11 Вычитания. Выход блока

11 вычитания подключен к первому вхо- 45 ду блока 15 сложения, выход которого через второй блок 16 умножения соединен с третьим входом второго блока 13 вычитания, Выход блока 16 умножения соединен также через третий блок 17 памяти с вторым входом второго блока 16 умножения. Выход второго 6лока 13 вычитания через блок 18 вычисления функции синуса и третий блок 19 умножения подключен

55 к первому входу третьего блока 20 вычитания, гс второму входу которого подключен выход первого блока 8 умножения. Выход грет»его блока 20 вычитання соединен с входом обратной связи регулятора 1 ЭДГ двигателя 5, вход задания которого через четвертый блок 21 умножения подключен к блоку 22 задания скорости. Блок 23 измерения максимального значения напряжения своими входами подключен к сети, питающей тиристорный преобразователь, а выходом — к четвертому блоку 24 памяти. Выход последнего соединен с вторым входом третьего блока

19 умножения. Блок 25 памяти постоянных величин первым, вторым и третьим выходами соединен с вторыми входами соответственно первого 8, второго

16 и четвертого 21 блоков умножения, а четвертый вьпсод блока 25 соединен с четвертым входом второго блока 13 вычитания, Второй выход системы 3 управления тиристорного преобразователя 4 подключен к второму входу блока 9 управления, Вьпсоды блока 9 управления соединены с входами управления регуляторов 1 и 2, блока 15 сложения, блоков

11, 13 и 20 вычитания, блоков 10

14, 17, 24 и 25 памяти, блоков 8, 16, 19 и 21 умножения, датчика 7, блока

23 измерения максимального значения напряжения, функционального преобраэователя 12, блока 18 вычисления функции синуса, блока 22 задания.

Электропривод работает следующим образом.

В исходном положении на выходе регулятора 2 тока установлен код угла ос,(п) управления тиристорами, который поступает на вход блока 3 импульсно-фазового управления, где происходит отсчет временных интервалов, начинающихся с моментов естественной коммутации соответствующих тиристоров и оканчивающихся моментами подачи импульсов управления на эти тиристоры. Величина этих временных интервалов, соответствующая реальным углам управления, измеряется в системе 3 управления. Открывание очередного тиристора происхо ит сразу же по окончании вычислений регулятором 2 тока угла управления, если последний больше текущего реального угла, и в момент равенства измеренного и заданного углов управления, если текущий угол в момент окончания вычислений в регуляторе 2 тока меньше вычисленногп, 1399875

Код измеренного реального угла управления, с которым произошло открывание в рассматриваемом периоде очередного тиристора, поступает на входы блока 11 вычитания и функционального преобразователя 12, а также запоминается на один период работы преобразователя 4 в блоке 10 памяти, На фиг. 2 представлены зависимости 10 установившейся составляющей фазового сдвига Vy = f(eL ) при изменении угла о управления в диапазоне от 20 до 160

Зависимость А определяет установившуюся составляющую фазового сдвига 15

tp„ в функции угла управления Ы для величины постоянной времен якорной цепи Т = 0,1 с, а зависимость Б соответствует величине постоянной времени Tð „ = 0,002 с. Функциональ- 20 ный преобразователь 12 преобраэует величину кода угла управления Ы в

1 величину установившейся составляющей фазового сдвига в соответствии с занесенной в преобразователь зави- 25 симостью ((ц-1) = f5 (n-1)) .

В блоке 11 иэ кода угла управления eL(n) очередного тиристора вычитается код, поступающий иэ блока 10 памяти, соответствующий углу управле- Зщ ния oL(n-1) предыдущего интервала проводимости. Сложением в блоке 15 вычисленной разности с кодом, поступающим из блока 17 памяти, и последующим умножением в блоке 16 полученной суммы на постоянный множитель, определяемый динамическими параметрами электропривода и поступающий иэ блока 25 памяти постоянных величин, вычисляется переходная составляющая 4П фазового сдвига („ (и) на текущем такте работы устройства. Код переходной составляющей фазового сдвига

P„(n) запоминается в блоке 17 памяти для вычислений следующего такта и 45 поступает в блок 13 вычитания. В посо леднем из угла 6, равного 180 для однофазных схем, 150 — для трехфаэной нулевой схемы и 120 — для трехфаэной мостовой схемы преобразователя, вычитаются угол управления oC (n) и переходная составляющая фазового сдвига „(п) для текущего интервала проводимости тиристоров и установившаяся составляющая фазового сдвига

cp (n-1) для предыдущего интервала

3 проводимости, В блоке 18 вычисления функции синуса по величине угля, полученного в результате операции вычитания в блоке 13, находится код, пропорциональный ЭДС тиристорного преобразователя, в случае питания последнего от сети с неизменным напряжением, для момента времени, при котором ток достигает максимального на текущем интервале проводимости значения. В блоке 19 умножения происходит коррекция полученной на выходе блока 18 величины в соответствии с измеренным в блоке 23 и запомненным в блоке 24 максимальным значением напряжения питающей сети, определяющим ток на текущем интервале проводимости преобразователя. Выходной код с выхода блока

19, соответствующий реальной величине ЭДС тиристорного преобразователя в момент максимума тока на текущем интервале проводимости, поступает на вход блока 20, где иэ него вычитается код, пропорциональный падению напряжения в якорной цепи, полученный в блоке 8 путем перемножения величин сопротивления якорной цепи и максимального на текущем интервале тока.

На выходе блока 20 устанавливается код еигнала обратной связи, пропорциональный ЭДС двигателя, поступающий на инверсный вход (вход обратной связи) регулятора 1 ЭДС двигателя 5. Задание иэ блока 22 на скорость двигателя 5, умноженное в блоке 21 на постоянный коэффициент пропорциональности между скоростью и ЭДС двигателя, характеризующий конструктивные параметры двигателя, поступает на прямой вход (вход saga ния) регулятора ЭДС двигателя. Последний рассчитывает величину задания на ток. Регулятор 2 тока вычисляет угол управления еС,(n+1) тиристорами для очередного такта работы преобразователя исходя из рассогласования сигналов задания на ток, который поступает с выхода регулятора 1 ЭДС двигателя, и сигнала обратной связи с выхода датчика 7 максимального на интервале проводимости значения тока для текущего такта работы устройства.

Управление работой устройства осуществляется сигналами, поступающими иэ блока 9 управления. В свою очередь> синхронизация работы блока 9 происхо дит управляющими импульсами, приходяшими иэ блока 3 импульсно-фазового управления и датчика 7 максимального тока.

1399875 используя запомненную величину амплитудного значения напряжения сети, соответствующего протеканию тока на текущем интервале проводимости, вычисляют мгновенное значение ЭДС преобразователя по выражению е>(п) U „â(п(е-(вв(п)е4 в(п-1)+V„(n)g, 10 где е (n)

Ь

Формул аиэ обре тения

М(.е 1(С

eC (n) 11> (и)

= 1v„(n-17+

+(sL (П-1) 1

Т„

1 т„, -el (пД) e — переходная составляющая фазового сдвига на и-м интервале, Использование предлагаемого способа позволяет эа счет увеличения диапаэона регулирования расширить использование электроприводов с обратной связью по ЭДС двигателя вместо обратной свяэи по скорости, для реализации которой необходимо устанавливать тахогенератор на валу двигателя.

Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, подключенного к тиристорному преобра- 15 зователю в режиме непрерывных токов, при котором определяют моменты времени достижения током максимального значения на интервале проводимости тиристорного преобразователя, измеря- 20 ют максимальное значение тока, по нему определяют величину падения напряжения на активном сопротивлении якорной цепи, алгебраически суммируют полученный результат с величиной мгновенного значения ЭДС тиристорного преобразователя, определяя величину ЭДС двигателя, и изменяют ток якорной цепи в соответствии с величиной и знаком раСсогласования действитель- 30 ного и заданного значений скорости двигателя, воздействуя на величину угла управления тиристорами преобразователя, отличающийся тем, что, с целью повышения точности регулирования для каждого интервала проводимости, последовательно измеряют и запоминают мгновенные амплитудные значения напряжения сети переменного тока, к которой подключен 40 тиристорный преобразователь, измеряют и запоминают величину реального угла управления очередного тиристора преобразователя, по величине реального угла управления на преды- 45 дущем интервале проводимости находят установившуются составляющую фазового сдвига между началом интервала проводимости и моментом достижения током якорной цепи максимального значения 50 на интервале, определяют разность реальных углов управления тиристора" ми на предыдущем и текущем интервалах, складывают ее с переходной составляющей фазового сдвига, полученно- 55 го на предыдущем интервале, умно)кают сумму на коэффициент затухания, определяя переходную составляющую,фазового сдвига на текущем интервале, и, мгновенное значение ЭДС преобразователя на текущем и-м интервале, вычисленное для момента времени, при котором ток якорной цепи достигает максимального значения; измеренное амплитудное значение напряжения источника переменного тока, к которому подключен тиристорный преобразователь (фазное — для нулевых схем, линейное - для мостовых схем преобразователя), соответствующее и-му интервалу проводимости; о угол, равный 180 для однофазных схем, 150 для трехфазной нулевой

О схемы и 120 — для трехфазной мостовой схемы преобразователя; реальный угол управления тиристорами преобразова" теля на текущем и-м инI тервале; установившаяся составляющая фазового сдвига между началом интервала проводимости и моментом времени, при котором ток якорной цепи достигает максимального значения на предыдущем интервале проводимости — функция реального угла управления () на предыдущем (n1)-м интервале

g„(n-1) Т, Тя.ц "у, zpnl

УФ

26

20 фив. Z

Составитель М. Кряхтуйова

Редактор Е. Копча Техред М. Ходаннч Корректор H. Король

Заказ 2676/55 Тираж 583 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 1399875 переходная составляющая фазового сдвига íà (n1)-м интервале, I интервал проводимости;

5 постоянная времени якорной цепи: т. т„ е "ц — коэффициент затухания переходной составляющей фазового сдвига.

Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока Способ регулирования скорости электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в электрических установках с полупроводниковыми преобразователями ледо- i колов и судов левого плавания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может бьп-ь использовано в электроприводах насосов, вентиляторов , компрессоров

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано в системах управления микромашинами постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам автоматического управления электродвигателями постоянного тока независимого возбуждения, обеспечивающим оптимальное по быстродействию управ ление скоростью вращения путем изменения потока возбуждения,и.м.б

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах с двухзонным регули/рованием

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах буровых лебедок

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в позиционных электроприводах постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано дли различных механизмов машиностроительного комплекса

Изобретение относится к электротехнике, в частности к системам управления реверсивными вентильными электроприводами постоянного тока с раздельным управлением групп вентилей преобразователя, и может быть использовано в металлургической, бумагоделательной и других отраслях промышленности

Изобретение относится к электротехнике, в частности к позиционным электроприводам постоянного тока, и может быть использовано для автоматизации металлорежущих станков, электромеханических роботов и других механизмов

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к электротехнике, а именно к системам стабилизации угловой скорости, построенным на принципе контура фазовой синхронизации, в которых в качестве датчика обратной связи используется сельсин или многополюсный синусно-косинусный вращающийся трансформатор

Изобретение относится к системам стабилизации скорости вращения двигателей постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах автоматического управления для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока
Наверх