Храповая муфта двойного действия
Изобретение относится к мапшностроению и может быть использовано в транслортных машинах. Цель - повьшение надежности и расширение функциональных возможностей при использовании муфты в соединении ведущего моста с валом отбора мощности. Ведущая шестерня 1, связанная с ва- . лом отбора мощности, соединяется с ведомой обоймой 3 посредством собачки 5, смонтированной на оси 7. При буксовании ведущих мостов менее 4% обойма 3 обгоняет щестерню 1. Собачка 5 не может войти в зацепление с зубьями 19. При буксовании ведущих мостов более 4% угловые скорости обоймы 3 и шестерни 1 выравниваются. Собачка 5 входит в зацепление с зубьями 19. При заторможенной шестерне 1 кольцо 9 поворачивает собачку 5 в сторону вращения обоймы 3 и вводит ее в зацепление с зубьями 19. 5 ило (О С/)
ф
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (ski 4 Е 16 Р 41/12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В le
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 41 >5890/31-27 (22) 09.06.86 (46) 23.05.88. Бюп. 11 19 (71) Белорусский политехнический институт (72) И.В.Дербенев, Н.В.Богдан, Л.М.Лукерчик и Е.А.Романчик (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
 1054119, кл. В 60 К 17/34, 1982.
Деминцев С.И. Тракторы Т-40М и
Т-40АИ. — И. Высшая школа, 1976, с. 159, рис. 81. (54) ХРАПОВАЯ МУФТА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано
B транслортных машинах. Цель — повышение надежности и расширение
„„SU 1397632 А 1 функциональных возможностей при использовании муфты в соединении ведущего моста с валом отбора мощности.
Ведущая шестерня 1, связанная с валом отбора мощности, соединяется с ведомой обоймой 3 посредством собачки 5, смонтированной на оси 7.
Прн буксовании ведущих мостов менее
4Х обойма 3 обгоняет шестерню 1.
Собачка 5 не может войти в зацепление с зубьями 19. При буксовании ведущих мостов более 4Ж угловые скорости обоймы 3 и шестерни 1 выравниваются.
Собачка 5 входит в зацепление с зубьями 19. При заторможенной шестерне 1 кольцо 9 поворачивает собачку а
Ю
5 в сторону вращения обойм 3 и вводит ее в зацепление с зубьями 19.
5 HJIo
С:
1397632
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных машинах, Целью изобретения является повы5 шение надежности при использовании муфты в соединении ведущих мостов с валом отбора мощности.
На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг.2 — поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — положение собачки, когда угловая скорость шестерни меньше скорости обоймы; на фиг.4 — то же, когда угловая скорость шестерни равна скорости 15 обоймы; на фиг.5 — то же когда угловая скорость шестерни равна нулю, а скорость обоймы не равна нулю.
Обгонная муфта двойного действия храпового типа состоит из ведущей 20 шестерни 1 (фиг. 1), соединенной болтами с крышкой ?, ведомой обоймы 3, установленной на валу 4, собачки 5, закрепленной шпонкой 6 на оси 7, снабженной упором 8, контактирующим с неподвижным тормозным кольцом 9, На другом конце оси 7 установлены дополнительный подвижный упор 10 со штифтом 11, позволяющим перемещаться упору 10 в осевом направлении в 30 пазу оси 7. В оси 7 установлена пружина 12, прижимающая ось 7 с упором
8 к тормозному кольцу 9 и подвижный упор 10 к диску 13, установленному на ведомой обойме 3. На крышке 2 з акреплен центробежный груз 14, под-1 пружиненный пружинами 15 и контактирующий своим рычажком 16 с подвижным упором 8. Собачка 5 имеет два выступа 17 и 40
18 (фиг.2), ведомая обойма 3 — зубцы
19 для взаимодействия с выступами 17 и 18 собачки.
При установке обгонной муфты в привод дополнительного ведущего моста ведущая шестерня 1 связана с шестерней 20, передающей крутящий момент от вала отбора мощности. Вал 4 связан с колесами дополнительного ведущего моста, Причем передаточные числа подобраны таким образом, что при цвижежти ведущих мостов без буксоваНН< или основного ведущего моста с буксованием (например до 4%) ведомая обойма 3 вращается быстрее, чем веду- 5 щая ше ст ер ня 1, Муфта в приводе дополнительного ведущего моста транспортной машины работает следующим образом.
Если ведущие колеса основного транспортного средства вращаются с буксованием менее 47., ведомая обойма 3 обгоняет ведущую шестерню 1 и собачка 5 не может войти в зацепление и вынуждена прощелкивать по зубцам ведомой обоймы 3 (фиг,3).
Дополнительный ведущий мост в этом случае выключен. Это оказывается возможным, потому что собачка 5 наклонена в сторону вращения. При этом под действием центробежной силы груз 14, преодолевая усилие пружины 15, перестает дополнительно прижимать подвижный упор 10 к диску 13.
Моменты сил трения упора 8 оси 7 о тормозное кольцо 9 и подвижного упора 10 о диск 13 поворачивают собачку в сторону вращения шестерни 1 и обоймы 3. Момент подвижного упора 10 дополнительно поворачивает собачку,.потому что скорость вращения ведомой обоймы 3 и диска 13 больше скорости вращения ведущей шестерни
1 и соответственно собачки 5 с подвижным упором 10.
Как только буксование ведущих колес основного транспортного средства достигает 47., движение агрегата замедляется настолько, что угловые ско" рости ведомой обоймы 3 и ведущей шестерни 1 выравниваются (фиг,4).
Собачка 5 упирается своим выступом в зубец 19 ведомой обоймы 3 и начинает передавать крутящий момент от ведущей шестерни 1 через собачку 5 на ведомую обойму 3 и вап 4, связанный с колесами дополнительного ведущего моста. Собачка 5 в этом случае наклоняется в сторону вращения под действием момента силы трения упора
8 оси 7 о тормозное кольцо 9, так как этот момент больше момента от силы трения подвижного упора 10 о диск 13 потому что плечо (площадь поверхности трения)упора 8 оси 7 больше плеча площади поверхности трения подвижного упора 10, который в данный момент разгружен центробежной силой от действия пружин 15 груза 14.
При з аторможенной ведущей шестерне 1 вращается только ведомая обойма
3 (фиг.5). Расположенный на шлицах ведомой обоймы 3 диск 13 моментом силы трения, возникающей между ним и подвижным упором 10, преодолевая момент трения упора 8 оси 7 о тормозXpïïîâàÿ муфта двойного действия, содержяшая ведущую полумуфту с уста.7 новленной в ней осью, упор, смонтиро— ванный ня одном конце оси и контактирующий с тормозным элементом, ведомую полумуфту с храповыми зубьями на ня1п ружной поверхности и смонтированную няоси собачку, о тли ч ающая с я тем, что, с целью повышения надежности при использовании муфты в приводе ведущего моста от валя отбо15 ра мощности, она снабжена закрепленным ня ведомой полумуфте диском, дополнительным упором, установленным: на свободном конце оси и подпружиненным к диску, и центробежным грузом, 2р шарнирно связанным с ведущей полумуфтой, подпружиненным в радиапьном напрянлении и контактирующим с дополнительным упором.
:3
13 ное колесо 9 поворачивает собачку 5 в сторону вр ящения обоймы 3. Это оказывается возможным благодаря тому, что сила прижатия подвижного упора
10 к диску 13 больше силы прижатия упора 8 оси 7 к тормозному кольцу
9, так как подвижный упор 10 дополнител ьно прижимает ся пружинами 15 через рычажок 13 центробежного груза ч, который не вращается, а следовательно центробежная сила не отжимает пружины 15.
При реверсивном движении работа обгонной муфты аналогична.
Устройство позволяет использовать обгонную муфту храпового типа в приводах дополнительных ведущих мостов от вала отбора мощности, что расширяет ее функциональные воэможности и повышает надежность вследствие исключения поломки собачки или зубьев храпового колеса.,4- А
632 о р м у л я и з о б р е т е н и я
13976 3? иг.Ф
1397632
Составитель И.Яцунов
Техред М.Дндык
Корректор С.Черни
Редактор Г.Гербер
Заказ 2578/33 Тираж 784 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4




