Устройство останова
Изобретение относится к устройствам , обеспечивающим фиксацию заданного положения деталей механизмов после остановки. Цель изобретения - снижение динамических нагрузок при сохранении точности. Устройство останова имеет два взаимоподвижных звена , на одном из которых установлены направляющие 1, ползун (п) 2, предварительно напряженные упругие элементы (УЭ) 3, расположенные с обеих сторон П 2, упоры 4. На П 2 расположен фиксатор 5, на другом звене вьшолнено углубление. После остановки деформируемый УЭ 3 сообщает движение подвижному звену в противоположном направлении . При достижении УЭ 3 упора 4 его действие на П 2 прекращается и начинается торможение УЭ 3, расположенным с другой стороны П 2. Возникшие в процессе остановки колебания гасятся силами внутреннего и внешнего трения мелду соответствующими злементами. з.п. ф-лы, 2 ил. i (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (504 F 16 В 1.02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ !3
Н А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ Ь,-,- . „ (21) 4040258/31-27 (22) 20.03.86 (46) 07.05.88. Бюл. 9 17 (71) Черновицкий государственный университет (72) А.Г.Сальников (53) 621.881(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 771364, кл. У 16 В 1/02, 1980.
Рихтер О. и др. Детали точных приборов. Иашгиз, 1963, с. 313,.фиг. 44-20. (54) УСТРОЙСТВО ОСТАНОВА (57) Изобретение относится к устройствам, обеспечивающим фиксацию заданного положения деталей механизмов после остановки. Цель изобретения снижение динамических нагрузок при сохранении точности. Устройство оста„„SU„„1393944 А1 нова имеет два взаимоподвижных звена, на одном из которых установлены направлякнцие 1, ползун (П) 2 предварительно напряженные упругие элементы (УЭ) 3, расположенные с обеих сторон П 2, упоры 4. На П 2 расположен фиксатор 5, на другом звене выполнено углубление. После остановки деформируемый УЭ 3 сообщает движение подвижному звену в противоположном направлении. При достижении УЭ 3 упора
4 его действие на П 2 прекращается и начинается торможение УЭ 3, располо» женным с другой стороны П 2, Возникшие в процессе остановки колебания гасятся силами внутреннего и внешнего трения между соответствующими элементами. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1393944 жение упругим элементом 3, расположенным с другой стороны ползуна. Возникшие колебания гасятся силами трения.
Обеспечение точности останова до5 стигается предварительным напряжением упругих элементов. 3 силой, большей суммы сил трения и внешних сил, действующих на подвижное звено, ВНИИПИ Заказ 1949/32 Тираж 757 Подписное
Произв.-полигр. пр-тие, r Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к устройст.вам, обеспечивающим нормальную экст плуатацию машин и установок, а именно к стопорным элементам для запирания деталей механизмов после остановки.
Цель изобретения -- снижение динамических нагрузок при сохранении точности останова.
На фиг. 1 показано устройство, о6- 1О щий вид; иа фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Устройство имеет два звена, на одном из которых содержатся направляю щие 1, параллельные направлению пере- 5 мещения, ползун 2 на направляющих, предварительно напряженные упругие элементы 3 с обеих сторон ползуна 2, упоры 4. На ползуне 2 расположен фиксатор 5 и механизм 6 перемещения. На втором звене расположено углубление 7. (Перечисленные элементы смогут содержаться в обоих звеньях одновремен1 но, при этом фиксатор 5 расположен на ползуне одного звена, а углубление 25
7 — в ползуне другого.
Устройство работает следующим образом.
После западания йиксатора 5 первого звена в углубление 7 второго, звена продолжается движение по инерции, при этом один из упругих элементов 3, деформируя, тормозит движение.
После остановки деформированный упру, гий элемент 3 сообщает движение под, вижному звену в противоположном на35 правлении. При достижении упругим эле1 ментом 3 упора 4 его действие на ползун 2 прекращается и начинается тормоА
Формула изобретения
1. Устройство останова, содержащее взаимоподвижные звенья, на одном из которых выполнено углубление под рабочую часть фиксатора, закрепленного в гнезде второго звена посредством упругих средств, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью снижения динамических нагрузок при сохранении точности останова, гнездо второго звена снабжено расположенными в центральной части направляющими и двумя упорами, упругие средства выполнены в виде установленного в направляющих между упорами ползуна и двух предварительно напряженных упругих элементов, фиксатор расположен на ползуне, а упругие элементы размещены в гнезде по обе стороны фиксатора между соответствующими стенками гнезда и упорами.
2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что первое звено снабжено упругими элементами, конструктивно и функционально идентичными указанным средствам второго звена, а гнездо под рабочую часть фиксатора выполнено на ползуне первого звена.

