Учебный прибор по механике "кинемафор гецко
Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике и механике и позволяет повысить наглядность и расширить диапазон решаемых задач при изучении различных движений объектов . Прибор позволяет осуществлять демонстрацию равномерного движения объектов, движущихся в одном или противоположном (навстречу друг другу ) направлении как с одинаковой, так и с разной скоростями, и объектов , движущихся в перпендикулярных направлениях. Для демонстрации движения объектов в одном или противоположном направлениях исследуемые тела 6, расположенные в направляющих 3, 4 посредством гибких сцепок 10 соединяют с соответствующей многоступенчатой ременной передачей 5 привода и включают последншЧ. Для демонстрации движения объектов в перпендикулярных направлениях угольник 7 посредством гибкой сцепки 10 соединяют с соответствующей многоступенчатой ременной передачей 5 привода и включают последний. В результате этого угольник движется вдоль основания 1 в направляющих 2, 3, а по его сторонам , сходясь или расходясь, в перпендикулярных направлениях движутся элементы 8 за счет соединения их гибкими нитями 9 с зажимами 13. Время движения элементов фиксируется, например , секундомером, а пройденное расстояние определяют по координатной сетке 12. Зная эти параметры определяют скорость движения каждого из элементов и, используя правила векторного сложения скоростей И перемещений , строят графические зависимости суммарных векторов скорости и перемещения, чем моделируют сложное движение объекта. 1 ил. i СЛ х о 35 ZfS
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (su 4 С 09 В 23/08
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3990249/29-12 (22) 17.12.85 (46) 23. 04. 88, Бюл. ¹ 15 (75) Н.И.Гецко (53) 371 ° 66/67 (088.8) (56) Турышев И.К., Лукьянов Ю.И.
Преподавание физики в 8 классе. M., 1977, с. 24-29. (54) УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО МЕХАНИКЕ "КИНЕМАФОР ГЕЦКО" (57) Изобретение относится к демонстрационным приборам по физике и механике и позволяет повысить наглядность и расширить диапазон решаемых задач при изучении различных движений объектов. Прибор позволяет осуществлять демонстрацию равномерного движения объектов, движущихся в одном или противоположном (навстречу друг другу) направлении как с одинаковой, так и с разной скоростями, и объектов, движущихся н перпендикулярных направлениях. Для демонстрации движения объектов в одном или противоположном направлениях исследуемые тела
6, расположенные в направляющих 3, 4 посредством гибких сцепок 10 соединяют с соответствующей многоступенчатой ременной передачей 5 привода и включают последний. Для демонстрации движения объектов в перпендикулярных направлениях угольник 7 посредством гибкой сцепки 10 соединяют с соответствующей многоступенчатой ременной передачей 5 привода и включают последний. В результате этого угольник движется вдоль основания
1 в направляющих 2, 3, а по его сторонам, сходясь или расходясь, в перпендикулярных направлениях движутся элементы 8 за счет соединения их гибкими нитями 9 с зажимами 13. Время движения элементов фиксируется, например, секундомером, а пройденное расстояние определяют по координатной сетке 12. Зная эти параметры определяют скорость движения каждого из элементов и, используя правила векторного сложения скоростей и перемещений, строят графические зависимости суммарных векторов скорости и перемещения, чем моделируют сложное движение объекта. 1 ил.
1390630.Изобретение относится к области демонстрационных приборов и может быть использовано, например, в учебном процессе при изучении законов физики и механики. ! елью изобретения является повышение наглядности и расширение диапазона решаемых задач. с !
На чертеже представлена схема прибора.
Прибор содержит вертикально расположеяяое основание 1, смонтированные на основании три горизонтальные
;направляющие е2-4, привод, выполнен15 яый в виде горизонтально расположенной многоступенчатой ременной передачи 5 с различным передаточным отно..пением ступеней, в направляющих установлены с возможностью неремещения исследуемые тела 6 и угольник 7 с перемещаемыми вдоль его сторон элементами 8, связанными посредством гибких нитей 9 и .основанием 1, закрепленные на исследуемых телах 6 и угопьнике 7, гибкие сцепки 10 для соединения тел и угольника с приво,цом, при этом исследуемые тела 6 и элементы 8 выполнены в виде полэунов, имепшних фиксирующее средство 11 для их установки Hà направляющих и сторонах угольника, а на основании выполнена градуировочная шкала в виде координатной сетки I? и установлены зажимы t3 для концов гибких нитей 9. 35
Для большей наглядности демонстрации исследуемые тела б и элементы 8 могут быть выполнены в виде макетов транспортных средств (например, тракторов, самолета, автомобиля и т.п., Прибор позволяет осуществлять демонстрацию равномерного движения . объектов, .движущихся в одном или противоположном (навстречу друг другу) направлении как с одинаковой, так и 45 с разной скоростями, объектов, движущихся в перпендикулярных направлениях., и работает следующим образом.
Для демонстрации движения объектов в оцном или противоположном (на.—
:встречу друг другу) направлении исследуемые тела 6, расположенные на яаправляющих 3 и 4, посредством гибких сценок 10 соединяют с соответствующей многоступенчатой релейной передачей 5 привода и включают последний„ Время движения: тел фиксируется, например, секундомером, а пройденное расстояние определяют по грацуированной шкале.
Для демонстрации объектов, движущихся в перпендикупярных направлениях, угольник 7 посредством гибкой сушки 10 соединяют с соответствующей ременной передачей 5 привода и включают последний. В результате этого угольник движется вдоль основания 1 в направляющих 2 и 3, а по его сторонам, сходясь или расходясь„ в перпендикулярных направлениях движутся элементы 8 за счет их соединения гибкими нитями 9 с зажимами 13.
Время движения элементов фиксиру-. ется секундомером, а пройденное расстояние определяют по градуировочной шкале. Зная эти параметры, определяют скорость движения каждого из элементов и, используя правила векторного сложения скоростей и перемещений, строят графические зависимости суммарных векторов скорости и перемещения, чем моделируют сложное движение объектов (например, движение катера поперек реки).
Применение предлагаемого прибора позволит повысить наглядность демонстрации и расширить диапазон решаемых задач при изучении в курсах физики и механики различных движений объектов.
Формула и з о б р е т е н и я
Учебный прибор по механике, содержащий привод, перемещаемые относительно основания с градуированной шкалой исследуемое тело и угольник с перемещаемым вдоль его вертикальной или горизонтальной стороны элементом, связанным посредством гибкой нити с основанием, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повьппения наглядности и расширения диапазона решаемых задач, он имеет три горизонтальные направляющие,, дополнительные тела и гибкие сцепки для соединения тел и угольника с приводом, основание выполнено в виде вертикально расположенного шита с зажимами,цля концов гибкой нити, привод выполнен в виде горизонтально расположенной многоступенчатой ременнои передачи с различным передаточным отношением, ступеней, а исследуемые тела и элемент, перемещаемый вдоль вертикаль t390630
Составитель П.Сердечнов
Техред М.Ходанич Корректор А.Бутяга
Редактор Л.Гратилло
Заказ 1769/47 Тираж 459 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 ной или горизонтальной стороны угольника, выполнены в виде ползунов, .имеющих средство фиксации для установки на направляющих и сторонах уголь5 ника, при этом две направляющие расположены симметрично относительно верхней и нижней ветвей ременной передачи, а третья — на уровне верхнего конца вертикальной стороны угольника.


