Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора
Изобретение относится к литейному производству, в частности к литью в металлические формы. Цель изобретения - повышение долговечности. Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора состоит из двух частей 1 и 2, в которых расположены вставки 3 с зубьями, вь ступаюш,ими в заполняемую металлом полость 7. Для выталкивания отливки из подвижной полуформы служат толкатели 8, а для подачи к ней жидкого металла - канал 9. Каждый зуб по меньшей мере одной из упомянутых вставок имеет на наружном диаметре выступ, поверхность которого, обращенная в сторону другой вставки, выполнена тороидальной и сопрягается с остальной цилиндрической наружной поверхностью этой вставки по окружности , расположенной между вершинами зубьев вставок. После заливки и затвердевания металла части I и 2 форм.ы разъединяются перемешением по крайней мере одной из ее частей вдоль оси 16. Наличие на зубьях вставок выступов с тороидальной поверхностью позволяет значительно увеличить толш.ину выступов, у.меньшить заостренность их кромок и придать тем самым литейной форме большую жаростойкость . 7 ил. С/ с ОС а 4: ОС ел О5
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТЙЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК 5114 В 22 0 15/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИ Я :—
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4029425/23-02 (22) 26.12.85 (46) 30.03.88. Бюл. № 12 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт и Научно-исследовательский институт технологии автомобильной промышленности (72) Э. П. Выборнов, М. В. Алексеев, С. П. Рожнов и В. Б. Порхачев (53) 621.746.073 (088.8) (56) Баженов П. И. и Трусов С. М. Совершенствование конструкции лопастных колес гидротрансформатора для городских автобусов.— Автомобильная промышленность, 1982, № 5, с. 18.
Авторское свидетельство СССР № 1133026, кл. В 22 D 15/00, 1982. (54) ЛИТЕЙНАЯ ФОРМА ДЛЯ ОТЛИВКИ
ОСЕВОГО ЛОПАСТНОГО КОЛЕСА ГИДРОТРА НСФОРМАТОРА (57) Изобретение относится к литейному производству, в частности к литью в металлические формы. Цель изобретения — повышение долговечности. Литейная форма для
„„SU„„1384356 А1 отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора состоит из двух частей 1 и 2, в которых расположены вставки 3 с зубьями, выступающими в заполняемую металлом полость 7. Для выталкивания отливки из подвижной полуформы служат толкатели 8, а для подачи к ней жидкого металла — канал 9. Каждый зуб по меньшей мере одной из упомянутых вставок имеет на наружном диаметре выступ, поверхность которого, обращенная в сторону другой вставки, выполнена тороидальной и сопрягается с остальной цилиндрической наружной поверхностью этой вставки по окружности, расположенной между вершинами зубьев вставок. После заливки и затвердевания металла части 1 и 2 форм.ы разьединяются перемещением по крайней мере одной из ее частей вдоль оси 16. Наличие на зубьях вставок выступов с тороидальной поверхностью позволяет значительно увеличить толщину выступов, уменьшить заостренность их кромок и придать тем самым литейной форме большую жаростойкость. 7 ил.
1384356
Изобретение относится к литейному производству, в частности к литью в металлические формы.
Цель изобретения — повышение долговечности.
На фиг. 1 изображена литейная форма, разрез; на фиг. 2 — одна из вставок литейной формы, разрез; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б на фиг. 2 (с частью ответной вставки); на фиг. 5 — гидротрансформатор, разрез по оси с осевым ко- 1О лесом реактора; на фиг. 6 — вид В на фиг. 5; на фиг. 7 — разрез à — Г на фиг. 5.
Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора состоит из двух частей 1 и 2, в которых 15 расположены вставки 3 и 4 с зубьями 5 и 6, выступающими в заполняемую металлом полость 7 формы. Для выталкивания отливки из подвижной полуформы служат толкатели 8, а для подачи к ней жидкого ме- 20 талла — канал 9. Каждый зуб по меньшей мере одной из упомянутых вставок, имеет на наружном диаметре выступ 10, поверхность I! которого, обращенная в сторону другой вставки, выполнена тороидальной и сопрягается с остальной цилиндрической на- 25 ружной поверхностью 12 этой вставки по окружности 13, расположенной между вершинами зубьев вставок. Для облегчения извлечения отливки из литейной формы указанной поверхности 12 может придаваться необ ходи мая конусность.
Расстояние а от впадин !4 зубьев одной вставки до вершин 15 другой вставки меньше, чем расстояние б от указанных впадин до окружности 13. При такой конструкции вставок литейная форма сохраняет возможность наиболее простого разъема ее частей 1 и 2 вдоль оси 16. Отлитое колесо реактора 17 гидротрансформатора имеет пространственные лопасти 18, ступицу 19 и обод 20. При этом поверхность обода 21 со стороны межлопастного канала 22 состоит 40 как из цилиндрических 23, так и тороидальных 24 участков, разделенных между собой ступенькой 25. Ступенька 25 исчезает в средней части поверхности обода 21 и увеличивает свою высоту к его краям 26 и 27. Для получения более плавного перехода от цилиндрических участков 23 к тороидальным
24 на зубьях вставок могут быть выполнены фаски 28 и 29.
Литейная форма при отливке осевого лопастного колеса работает следующим образом.
Перед заливкой части I и 2 смыкаются до плотного прижатия одна к другой. При этом между вставками 3 и 4 образуются полости, имеющие формы отливаемого лопастного колеса. Металл заливается в литей-. ную форму через канал 9. После затвердевания металла части 1 и 2 формы разъединяются перемещением по крайней мере одной из ее частей вдоль оси 16. Отливка лопастного колеса выталкивается из линейной формы с помощью толкателей 8, Наличие на зубьях вставок выступов с тороидальной поверхностью позволяет значительно увеличить толщину выступов, уменьшить заостренность их кромок и придать литейной форме большую жаростойкость.
Одновременно достигается улучшение качества отливок за счет придания поверхности стенки межлопастного канала, образованной ободом колеса, благоприятный для сопряжения с соседними лопастными колесами (тороидальной) конфигурации.
Формула изобретения
Литейная форма для отливки осевого лопастного колеса гидротрансформатора, содержащая две полуформы, в которых размещены вставки с зубьями, причем каждый зуб по меньшей мере одной из вставок имеет на наружном диаметре выступ, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, поверхность каждого выступа, обращенная в сторону другой вставки, выполнена тороидальной.
1384356
1384356
2Б
Ф
Составитель Л. Жукова
Редактор М. Товтин Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 1105/7 Тираж 740 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



