Бампер
Изобретение относится к транспортным средствам и, в частности, к их бамперам. Цель - новьииение энергоемкости бампера. Бампер содержит эластомерные центральную 1, две боковые 2 и две промежуточные 6 секции, установленные на металлической опоре 3. Причем на боковых секциях 2 установлены гребенки 8 с зубьями,а центральная секция 1 заключена в кожух 11, снабженный упорами 13. При косом В и боковом Г ударе боковая секция 2 сжимается и одновременно сдвигается к центру бампера, гребенка 8, входя в зацепление с верти кальными гребенками 7, растягивает про межуточную секцию 6. Секции 2 и 6 работают на растяжение и сдвиг, гася энергию удара. При фронтальном ударе А центральная э;1асто.мерная секция 1 вместе с кожухом 11 сжимается, при этом упор 13 действует через пластину 9 на гребенку 8, которая сжимает секцию 6. Перемещение пластины 9 вызывает частичное растяжение боковых секций 2. При фронтальном ударе Б конец боковой секции 2 с пластиной 9 и гребенкой 8 перемещается к металлической опоре 3 и одновременно в сторону секции 1, зубья гребенки 8, сцепленные с вертикальными ребра.ми 7 промежуточной секции 6, сжимают последнюю в поперечно.м направлении и растягивают в продольном, поглощая энергию удара. После снятия воздействия бампер восстанавливает свою первоначальную форму. 1 з.п. ф-лы, 5 ил. I (/ С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5!) 4 В 60 R 19/02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ р
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ / . 1.;
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ 3® /1р„С4
OC
М
Ой
CO
Crl ч
1Р (21) 4116196/27-11 (22) 10.09.86 (46) 23.03.88. Бюл. № 1 1 (71) Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (72) T. Д. Дзоценидзе и С. А. Галкин (53) 629.1! 3.04 (088.8) (56) Патент США № 4320913, кл. 293 120, 1982. (54) БАМ ПЕР (57) Изобретение относится к транспортным средствам и, в частности, к их бамперам.
Цель — повышение энергоемкости бампера.
Бампер содержит эластомерные центральную 1, две боковые 2 и две промежуточные
6 секции, установленные на металлической опоре 3. Причем на боковых секциях 2 установлены гребенки 8 с зубьями, а центральная секция 1 заключена в кожух 11, снабженный упорами 13. При косом В и боконом
Г ударе боковая секция 2 сжимается и одÄÄSUÄÄ 1382693 A1 повременно сдвигается к центру бампера, гребенка 8, входя в зацепление с вертикальными гребенками 7, растягивает промежуточную секцик> 6. Секции 2 и 6 работают на растяжение и сдвиг, гася энергию удара. При фронтальном ударе А центральная эластомерная секция 1 вместе с кожухом 11 сжимается, при этом упор 13 действует через пластину 9 на гребенку 8, которая сжимает секцию 6. Перемещение пластины 9 вызывает частичное растяжение боковых секций 2. При фронтальном ударе Б конец боковой секции 2 с пластиной 9 и гребенкой 8 перемещается к металлической опоре 3 и одновременно в сторону секции 1, зубья гребенки 8, сцепленные с вертикальными ребрами 7 промежуточной секции 6, сжимают последшою в поперечном направлении и растягивают в продольном, поглощая энергию удара. После снятия воздействия бампер восстанавливает свою первоначальнуlo форму. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
1382693
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к их бамперам.
Цель изобретения — повышение энергоемкости бампера.
На фиг. 1 изображен бампер, общий вид; 5 на фиг. 2 бампер, продольный разрез; на фиг. 3 — центральная часть бампера; на фиг. 4 — дополнительная клинообразная секция; на фиг. 5 — боковая секция.
Бампер содержит выполненные из эластомерного материала центральную секцию 1 и две боковые дугообразные секции 2. Секции и 2 собраны на металлической опоре
3, крепящейся к кузову автомобиля посредством лонжеронов 4 и подпорок 5. Между секцией 1 и секциями 2 расположены выполненные из эластомерного материала промежуточные клинообразные секции 6, установленные на мсталлической опоре 5. lа фронтальной стороне каждой секции 6 имеются вертикальные ребра 7, сцепленные с зубьями гребенок 8. Каждая гребенка 8 посредством пластины 9 скреплена с каждой секциями 2. Утончающаяся часть каждой клиноооразной промеж)точной секции 6 обрагцена в сторону секции 2 и расположена между ее пилками 10 напротив выполненной в неи скопи ппой поверхности. Г1ротивоположный конец секции 6 вместе с гребенкой 8 расположены внутри кожуха 11, в котором заключена эластом ерная часть центральной секции 1. С внутренней стороны кожуха 11 прикреплена Г-образная пластина 12, меньшая полка которой контактирует с центральной эласгомерной секцией 1, а большая имеет упор 13. Между торцами секций 1 и 2 расположен упор 14, прикрепл HHhlH к металлической опоре 3. 35
Бампер предлагаемой конструкции при косом В и боковом Г ударах работает следующим образом. !!ри ударе деформирующие усилия начинают сжимать эластомерпук боковую секцию 2 и одновременно сдвигазь ее в сторону центральной секции 1. При этом начинаег перемещаться и I ребенка 8, зубья кот рой сцеплены с вертикальными ребрами 7, и начинает растягиваться промежуточная клинообразная секция 6, которая в данном случае 45 рабогает как пру кина. Причем, чем больше растягивается секция 6, тем жестче она становится, а следовательно, повышается общая жесткость бампера при боковом ударе.
Эластомерный материал расти ивающихся секций 2 и 6 работает не только на растя- 50 жение-сжатие, но и на сдвиг, на что затрачивается энергии больше, чем только на сжатие-растяжение. Таким образом, за счет деформации секций 2 и 6 повышается энергоемкость бампера при косом и боковом ударах.
При фронтальных ударах А и Ъ, которых по статистике дорожно-транспортных происшествий наименьшее количество, деформирующие усилия могут действовать по двум путям.
Удар А пришелся на центральную секцию l. В этом случае центральная эластомерная секция 1 вместе с кожухом 11 начинает сжиматься. При этом упор 13 Г-образной пластины 12 будет действовать на пластину 9, гребенка 8 которой сцеплена с вертикальными ребрами 7 секции 6, и секция 6 начинает сжиматься. Перемещение пластины 9 вызовет частичное растяжение боковых секций 2, т.е. в этом случае боковые элементы будут частично работать на сдвиг, что повысит энергопоглощающую способность разработанного бампера на фронтальный удар, приходящийся на центральную секцию.
Удар Б фронтально пришелся на боковую секцию. В этом случае конец боковой дугообразной секции 2 с пластиной 9 и гребенкой 8 начнет перемещаться к металлической опоре 3 и одновременно в сторону центральной секции l. Зубья гребенки 8, сцепленные с вертикальными ребрами 7 промежуточной секции 6, начнут сжимать в поперечном направлении и растягивать в продольном секцию 6, т.е. в этом случае секция
6 в основном работает на сжатие и частично на сдвиг, при этом затрачивается энергии больше, чем только на работу сжатия.
Формула изобретения
1. Бампер, содержащий металлическую опору, на которой расположены эластомерные центральная и боковые секции, отличающийся тем, что, с целью повышения энергоемкости бампера, центральная его гасть заключена в кожух, внутренние поверхности боковых секций выполнены со скосом к центру и образуют верхние и нижпис полки, причем в основании скоса закреплены гребенки с зубьями, между центральной и боковыми секциями на металлической опорс установлены эластомерные клинообразные промежуточные секции с вертикальными ребрами на фронтальной стороне, взаимодействующими с зубьями гребенки, при этом вершиной клинообразные секции обращены в направлении боковых секций и расположены между их полками напротив скошенных поверхностей.
2. Бампер по и. 1, отличающийся тем, что на концах кожуха с внутренней стороны установлены Г-образные пластины с возможностью контактироваиия меньшими полками с центральной эластомерной секцией, а большие полки снабжены упорами для взаимодействия при фронтальном ударе через гребенки с промежуточными эластомерными секциями бампера.
1382693
1382693 (.оставитель В Ио>н>на
Рс шк г<>р B., 1а нко Тскред И. Верее Корректор В. Гирняк
B i»;>.> 99 5, 4 Гираж 569 Подписное
В1!ПИПИ !»с дарственного к»митета с.> > Р по делая изобретений и открытий! 1;3035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская наб., д. 4!5
ПроизводствеHH(>-полигр»фическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



