Способ чистовой обработки эвольвентных профилей зубьев зубчатых колес
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки звольвентных зубчатых профилей после предварительного формообразования зубьев зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности обработки за счет уменьшения кинематических погрешностей и производительности за счет улучшения условий стружкообраэования. При копировании эволызент зуба колеса в его профильном сечении инструментом , выполненным в виде червячной фрезы со сплошной винтовой режушей кромкой, винтовые параметры фрезы выбирают по определенньсм зависимостям. При этом фрезу устанавливают под углом t 90 -U) так, чтобы винтовой профиль фрезы совпадал с направлением зуба колеса, В ус.повиях согласованньтх перемещений.инструмента и колеса осуществляют обработку всех эвольвеятных поверхностей зубьев с одной стороны., при этом стружкообразовянис осуществляется от головки к ножке каждого обрабатываемого зуба. Для обраС птки второй стороны обрабятываемо зубч атое колесо переустанавлнвают, сохраняя его угловое псложенне, 2. нл. лтемп
СОЮЗ СРЕЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
PF.CÏYÁЛИН
А1 (51)5 В 23 F 19/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ. СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ—
И АВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (-,...: ю (56) Авторское свидетельство СССР .
1l 1098143, кл. В 23 Р 19/00, 1982, {46) 07,03.93. Бюл. М 9 (2 1) 4034071/08 (22) 05.03.86 (71) Всесоюзный заочный машиностроительный институт (72) A,А. Иихайлов, В.А. Комаров и В. И. Винокуров (54) СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ ЭВОЛЬВЕНТНЬ Х ПРОФИЛЕЙ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ
КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для чистовой обработки звольвентных зубчатых профилей после предварительного формообразования зубьев зуб" цатых колес. Цель изобретения — повышение точности обработки за счет уменьшения кинематических погрешностей и производительности эа счет улучшения условий стружкообразования.
При копировании звольвент зуба колеса в его профильном сечении инструментом, выполненным в виде червячной фрезы со сплошной винтовой режушей кромкой, винтовые параметры фрезы выбирают по определенным зависимостям.
При этом фрезу устанавливают под углом = 90 -ы так, чтобы винтовой профиль фреэы совпадал с направлением зуба колеся, В условиях согласованных перемещений, инструмента и колеса осуществляют обработку всех звольвентных поверхностей зубьев с одной стороны „ при этОм стружкообразовяние осуществ ф ляется от головки к ножке каждого обрабатываемого зуба. Для обработки второй стороны обрабатываемое зуб - я- (" тое колесо переустянавливают, сохраняя его угловое положение. 2 пл.
1378 187 .Nç. з. „з arctg(j) ззп ы
Где Н
m шаг винтовой линии; угол подъема винтовой линии; модуль инструмента; угол профиля; число заходов фрезы (1,2... " 1з) соотношение скоростей резания Ч и скольжения V
2 Г R „,зз„ вЂ” скорость резания; радиус основной окружности колеса; число оборотов колеса, об/мин; скорость скольжения или скорость дополнительного движения 50 режущего клинового элемента в зоне резания, обусловленная свойствами винтовой линии, и/мин.
Р ок
k
r.k
55 етр инструмента при этом являH t ь нкцией Н D яма ро КС
Циам ется фу инструмента назначается по величине
И обретение относится к машиностроевик. и может быть использовано для чиг.товой обработки профилей зубьев зубчатых колес после предварительно5 го формообразования зубьев.
Цель изобретения — повышение .точно.:ти обработки за счет уменьшения кинематических погрешностей и производительности за счет улучшения усло- 10 вий стружкообразования.
На фиг. 1 Ноказан инструмент, обусловливающий новый характер формообразования без кинематической погрешности и улучшение условий стружкообразованпя за счет неравенства нулю. скорости Ч,„ в любой точке резания; на фиг. 2 — сечение A-А на фиг, 1.
Данный инструмент характеризуется тем, что его режущий зуб (фиг. 2) 2р
{один или несколько N ) выполнен в виде сплошной винтовои поверхности, в нормальном сечении к которой существует бесчисленное множество режущих клиньев с углами: заострения 25 а, передним углом з и задним углом
Rce передние поверхности режущйх клиньев в этом сечении расположены независимо от числа Кз с шагом, равным шагу зубьев нарезаемого колеса по основной окружности - tpp, что обеспечивается выподнением условия выбора винтовьгх параметров инструмента в соответствии с зависимостями
0„ с учетом высоты зуба обрабатываемого колеся.
Данным инструментом осуществляют чистовую обработку зубьев колеса методом копирования эвольвенты в их профильном сечении вершинной точкой режущих клиньев, принадлежащих сплошной винтовой поверхности. Для этого режущую кромку при настройке доводят до контакта с эвольвентой зуба. Фреэу устанавливают под углом С= 90 - так, Мтобы винтовой зуб совпадал с направлением зуба колеса, и при согласованном вращении колеса и фрезы при наличии продольной подачи осуществляют обработку всех эвольвентных по- верхностей зубьев с одной стороны при стружкообразовании от головки к ножке каждого обрабатываемого зуба. Для обработки второй стороны зубьев колесо следует перебазировать по торцу при сохранении его углового положения.
Таким образом процесс обработки существенно упрощен и может быть реализован на любом зубофрезерном станке, позволяющем обеспечить большие скорости согласованного вращения стола с заготовкой.
Формула изобретения
Способ чистовой обработки эвольвентных профилей зубьев зубчатых колес методом копирования эвольвенты зуба колеса в его профильном сечении, включающий согласованные переме" щения колеса и инструмента, режущий клиновый элемент которого перемещается от головки к ножке со скоростью резания, отличающийся тем, что, с целью повышения точности обработки эа счет уменьшения кинематических погрешностей и производительности за счет улучшения условий стружкообразования, инструмент выполняют в виде червячной фрезы со сплошной винтовой режущей кромкой» винтовые параметры которой определяют по зависимостям
7ш.cas Ы „bl м = arctg(j), шаг винтовой линии; угол подъема винтовой линии; угол профиля; модуль инструмента; число заходов;! 378187 — — соотношение скоростей реэа ск
Ч ния и скольжения;
Чр2 К „и„- скорость реэания, м/мин;
n - число оборотов обрабатываемого колеса, об/мин;
К вЂ” радиус осн< Rlj(й < кpóæíàc ги ьк колеса;
Ч cKopocTb скольжения и 111 оков са
POCTb ДОНОЛ11ИТЕ!1Ь11ОГО Псt)E .Ì »
1цения режущего клинового элемента, обусловленная свойствами винтовой линии, и/мин.
<асср.и.


