Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима

 

Изобретение относится к электротехнике . Целью изобретения является . расширение функциональных возможностей путем обеспечения защиты от обрыва фазы и режима заторможенного ротора . При обрыве фазы, например А, закрывается транзисторный ключ 39 и на его выходе появляется уровень логической единицы. Выходы ключей 37 и 38 обеспечивают по-прежнему логический ноль. В связи с этим на выходах элементов ИЛИ 40 и ЗИ-НЕ 41 присутствуют логические единицы, на вьпсоде элемента 2И-НЕ 42 - логический ноль, а на выходе элемента 43 - логическая

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Н 02 Н 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPCHÎMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фие г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3892259/24-07 (22) 05.05.85 (46) 29.02.88. Бюл. У 8 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (72) В.В. Гурин и А.А. Гелейша (53) 621.316.925 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 543084, кл. Н 02 Н 7/08, 1977.

Авторское свидетельство СССР

У 993378, кл. Н 02 H 7/08, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ,ЗАЩИТЫ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ

АВАРИЙНОГО РЕЖИМА

„„SU„„1377955 А1 (57) Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения защиты от обрыва фазы и режима заторможенного ротора. При обрыве фазы, например А, закрывается транзисторный ключ .39 и на его выходе появляется уровень логической единицы. Выходы ключей 37 и 38 обеспечивают по-прежнему логический ноль. В связи с этим на выходах элементов ИЛИ 40 и ЗИ-НЕ 41 присутствуют логические единицы, на выходе эле-, мента 2И-НЕ 42 — логический ноль, а на выходе элемента 43 — логическая единица. С некоторой выдержкой времени, обусловленной элементом 44, на

S-входе КЯтриггера 45 появляется ло гический ноль. Триггер 45 переключается, индикатор 46 срабатывания све1377955 тится, на элемент HJIH исполнительного органа поступает уровень логической единицы. Выходное реле 23 включается и отключает электродвигатель от сети.

5 з.п. ф-лы, 2 ил.

15 1

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам для защиты электродвигателей от аварийного режима работы.

Цель изобретения — расширение фун- 5 кциональных возможностей пУтем обеспечения защиты от работы на двух фазах и режима заторможенного ротора.

На фиг. 1 приведена .принципиальная схема устройства защиты; на фиг. 2 — схемы отдельных блоков устройства защиты: блока защиты от перегрузки с индикацией и памятью сра6атывания, блока защиты от работы на двух фазах с индикацией и памятью срабатывания, блока защиты от работы в режиме заторможенного ротора с индикацией и памятью срабатывания, блока питания.

Устройство состоит из малогабарит- 20 ного насыщающегося трансформатора тока 1 (фиг. 1), нагруженного на резистор 2, усилителя, переменного тока 3 на базе операционного усилителя, коэффициент усиления которого изменяется резистором 4, выпрямительного блока 5 узла 6 контроля степени нагрузки, включающего в себя компараторы 7-9, усилители 10-12, нагруженные на индикаторы 13-15. Элементы 7, 10 и 13 образуют блок контроля нагрузки, выше номинальной, элементы 8, 11 и

14 блок контроля номинальной нагрузки, элементы 8, 11 и 14 — блок контроля нагрузки ниже номинальной. При- 35 чем, неинвертирующий вход компаратора 9 присоединен к движку потенцио-. метра 16, подключенного между неинвертирующим входом компаратора 8 и общей точкой схемы, а положение движ- 40 ка потенциометра 1 6 градуировано в. процентах от номинального тока. Устройство содержит также оптотиристор

17; блок защиты от перегрузок с индикацией и памятью срабатывания 18, 45

2 блок защиты от работы на двух фазах с индикацией и памятью срабатывания

19, блок защиты от работы в режиме заторможенного ротора с индикацией и памятью срабатывания 20, элемент

ИЛИ 21 исполнительного органа 22 с выходным реле 23.

Блок защиты от перегрузки 18 (фиг. 2) содержит преобразователь напряжение — сопротивление 24, включенный на входе блока. Преобразова- . тель выполнен на базе резнсторной оптопары 25. Блок содержит также элемент интегрирования 26 с интегрирую, щим конденсатором 27 переменными резисторами 28 и 29, пороговый эле-.: мент 30, RS-триггер 31 и элемент индикации срабатывания 32.

Блок защиты от работы электродвигателя на двух фазах 19 (фиг. 2) содержит малогабаритные быстронасыщающиеся трансформаторы тока 33 и 34, ограничители-формирователи постоянного напряжения 35 и 36, транзисторные ключи 37-39, элементы ИЛИ 40, ЗИ-НЕ 41, 2И-НЕ 42, инвертор 43, элемент задержки времени 44, RS-триггер 45, элемент индикации срабатывания 46.

Блок защиты от работы электродвигателя в режиме заторможенного ротора 20 (фиг. 2) содержит пороговый элемент с задержкой на срабатывание

4?, инвертор 48, одновибратор 49, длительность сигнала которого регулируется цепочкой 50, элемент HMIUIHКАТ0Р 51, триггер 52, элемент индикации срабатывания 53.

Блок питания 54 устройства защиты содержит трансформатор 55, промежуточное реле 56 с переключающим контактом 57. Выпрямительные и стабилизирующие цепи питания на чертеже не показаны.

1377955

Устройство защиты содержит также переключатель 58 режима работы (фиг. 1) .

Устройство защиты работает следу" ющим образом.

Перед включением в работу производят настройку устройства на номинальный ток защищаемого электродвигателя.

Для этого переключатель 58 устанавливают в положение Настройка". Наматы-10 вают на сердечник трансформатора тока 1 обмотку (трансформаторы тока 1, 33 и 34 тороидальные и не имеют своей первичной обмотки). Пропускают по ней переменный ток такой величины, чтобы 15

МДС была равна МДС обмотки, которую намотают на сердечник при вводе устройства защиты в эксплуатацию, если „ .по ней будет протекать номинальный ток защищаемого электродвигателя. 2р

Например, при номинальном токе электродвигателя 110 А при вводе в эксплуатацию устройства предполагают иметь

1 виток первичной обмотки. Тогда МДС рабочая номинальная равна 110 Ампер- 25 витков. При настройке устройства защиты наматывают, например 55 витков и пропускают ток 2 А. Тогда МДС настройки будет равна 110 Ампервитков.

При этих условиях изменяют коэффи- 30 циент усиления усилителя 3 и добиваются, чтобы засветился индикатор 14 канала номинальной нагрузки. Если движок потенциометра 16 установлен в верхнем положении (фиг. 1), то одновременно засветится индикатор 15.

На этом настройка устройства закончена. Установка индикатора 13 на срабатыванке и регулировки других блоков производится при изготовлении устройства. Эти регулировки производят относительно номинального тока любого защищаемого электродвигателя, поскольку на выходе выпрямительного блока 5 устанавливают один и тот же 45 уровень напряжения для всех номинальных токов защищаемых электродвигателей. Установка порога срабатывания защиты, производимая при настройке устройства, может быть выполнена в процессе эксплуатации. При этом, с .

50 помощью резистора 4 (фиг. 1) можно установить порог срабатывания устройства относительно любого не номинального тока.

При вводе устройства защиты в эксплуатацию наматывают первичные обмотки трансформаторов тока 1, 33 и 34 проводом питающей электродвигатель сети, причем трансформатора 1 строго по МДС настройки, а трансформаторов 33 и 34 примерно таким же числом витков, поскольку эти трансформаторы быстронасыщающиеся, и для них достаточно обеспечить некоторое минимальное значение MgC, Предположим, устройство подготовлено к защите, т.е. подключен блок питания, намотаны трансформаторы тока, а переключатель 58 установлен в положении Защита включена". Если электродвигатель имеет ток, меньший номинального, то индикаторы

13 — 15 не светятся. Можно установить степень нагрузки электродвигателя, если перемещать ползунок потенциометра 16 ВНИЗ (фиг. 1). Перемещая его добиваются, чтобы индикатор 15 сработал. Это положение по шкале потенциометра 16 отсчитывают процент загрузки электродвигателей по отношению к номинальному току.

Предположим, электродвигатель работает при токе, превьппающем номи-, нальный. В этом случае светятся индикаторы 13-15 срабатывает, с частотой 50 Рц, оптотиристор 17 (фиг. 1).

Одновременно увеличивается ток на входе опторезистора 25 (фиг. 2), отчего его сопротивление уменьшается.

Интегрирующий конденсатор 27 заряжается однополупериодным выпрямленным током. С увеличением тока электродвигателя увеличивается освещенность резистора оптопары 25, его сопротивление уменьшается, а зарядный ток интегрирующего конденсатора 27 увеличивается ° При достижении на конденсаторе 27 напряжения порога срабатывания элемента 30 происходит подача нулевого уровня напряжения на

S-вход триггера 31, отчего на прямом выходе его появляется логическая единица, которая через элементы 21 и 22 (фиг. 1) воздействует на выходное ре- ле 23. Происходит отключение электродвигателя от сети, Одновременно на инверсном выходе триггера 31 появляется логический ноль и элемент индикации 32 светится. Отключение электродвигателя от сети или уменьшение нагрузки до номинальной вызывает закрытие оптотиристора 17 и постепенный разряд интегрирующего конденсатора

27. После срабатывания устройства защиты электродвигатель нельзя вклю чить в сеть до тех пор, пока пере1377955 ключатель 58 не будет установлен в положение "Сброс". При этом на Rвход триггера 31 подан логический ноль и триггер 31 возвращается в исходное положение.

Предположим, произошел обрыв фазы

А питающей электродвигатель сети. В этом случае транзисторный ключ 39 закрыт, на выходе его логическая 10 единица. Выходы ключей 37 и 38 обеспечивают по-прежнему логический ноль . В связи с этим на выходе элементов ИЛИ 40 и ЗИ-НЕ 41 присутствуют логические единицы, на выходе 15 элемента 2И-НЕ 42 — логический ноль, а на выходе элемента 43 — логическая единица. С некоторой задержкой времени, обусловленной элементов 44 на

S-входе RS-триггера 45 появляется ло- 20 гический нуль. Триггер 45 переключается, светится индикатор срабатывания 46, а на элемент 21 (фиг.1) поступает напряжение логической единицы. Реле 23 включается и отключает 25 электродвигатель от сети. Для возвращения в исходное состояние устройства защиты переключатель 58 кратковременно переходят в положение "Сброс".

Если произошел обрыв фазы В, то в этом случае закрывается транзисторный ключ 38, а если произошел обрыв фазы С, то закрывается ключ 37 и блок защиты 19 срабатывает аналогично описанному. Однако, при обрыве фазы С или В теряет питание катушка возбуждения реле 56 блока питания 54 (фиг. 2) отчего первичная обмотка входного трансформатора напряжений 55 подключается к фазе А питающей элект-40 родвигатель сети, тем самым обеспечивая надежное питание схемы защиты с индикацией и памятью срабатывания.

При пуске электродвигателя напряжение на выходе выпрямительного блока 5 возрастает до величины, при котором срабатывает пороговый элемент

47. С некоторой задержкой времени на выходе элемента 47 появляется логический ноль, а на выходе элемента

48 — логическая единица, которая поступает на второй вход логического элемента ИМПЛИКАТОР 51. Одновременно на одновибратор 49 поступает логическая единица от элемента ЗК-НЕ

41 блока 19. Одновибратор включает.ся и вырабатывает сигнал логической единицы некоторой длительности, определяемой параметрами его R-С-цепи 50. Продолжительность этого сигнала выбирается несколько большей, чем время пуска электродвигателя в нормальном режиме. Поэтому, если произошел нормальный пуск электродвигателя за время, меньшее, чем продолжительность сигнала одновибратора, то на выходе элемента ИМПЛИКАТОР 51 будет логическая единица и блок 20 не сработает; Если продолжительность . пуска больше установленной или произошло заклинивание рабочей машины, то на входе Х„ элемента 51 будет логический ноль, а на входе Х элемента 51 — логическая единица, отчего на его выходе появляется логический ноль, сработает RS-триггер 52, индикатор срабатывания 53, а на элемент

21 и 22 (фиг. 1) подается напряжение, вызывающее срабатывание реле 23 и отключение электродвигателя от сети.

Таким образом, снабжение устройства усилителем 3 переменного тока с регулируемым коэффициентом усиления и узлом 6 контроля степени нагрузки электродвигателя позволяет настраивать его на различный (номинальный) ток и использовать устройство для защиты электродвигателей разной мощности. При этом, трансформаторы тока

1, 33, 34, усилитель 4, блок индикации 6, блоки защиты 18-20 и другие элементы устройства остаются одними и теми же для всех защищаемых электродвигателей, независимо от их номинальной мощности.

Включение компаратора 9 через потенциометр 16 позволяет определить степень нагрузки электродвигателей, разных мощностей относительно их номинальных значений в процессе эксплуатации, f

Использование преобразователя напряжение-сопротивление с регулируемым усилителем на базер реэисторной оптопары, резистор которой является основным зарядным резистором интегрирующей цепи R-С и переменных резисторов для цепи заряда — разряда, бесконтактного ключа на базе оптотиристора, функционально связанного с каналом перегрузки блока индикации нагрузки позволяет наиболее близко обеспечить требуемую время-токовую защитную характеристику в широком диапазоне мощностей.

1377955

Использование двух дополнительных быстронасыщающихся трансформаторов тока с двумя транзисторными ключами, а также третьего транзисторного клю5 ча, функционально связанного с выпрямительным блоком через переключатель, а также блока логики позволила осуществить защиту электродвигателя QT работы на двух фазах в широком диапа- 1р зоне мощностей, Использование порогового элемента функционально связанного с выпрямительным блоком, одновибратора, функционально связанного с блоком защиты 15 от работы на двух фазах и логической схемы позволило осуществить защиту от работы в режиме заторможенного ротора в широком диапазоне мощностей.

Использование RS-триггеров и эле- 2р ментов индикации, а также промежуточного реле с переключающим контактом в блоке питания позволило обеспечить надежную память срабатывания при обрыве любой фазы питающей элек-. 25 трьдвигатель сети., Формула изобретения

1. Устройство для защиты трехфаз- 3р ного асинхронного электродвигателя от аварийного режима, содержащее фаэные трансформаторы тока, при этом трансформатор первой фазы, зашунтированный нагрузочным резистором, выпрямительный блок, с которым функционально соединен блок защиты от перегрузки, усилитель мощности с исполнительным реле, источник питания переменного тока, о т л и ч а ю щ е е с я 4О тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей путем обеспечения защиты от обрыва фазы и режима заторможенного ротора, оно дополнительно снабжено усилителем перемен- 45 ного тока с регулируемым коэффициентом усиления узлом контроля степени нагрузки, переключателем с замыкающим и размыкающим контактами, элементом

ИЛИ, оптотиристором, блоком защиты от работы на двух фазах и блоком защиты от режима заторможенного ротора, при этом усилитель переменного тока включен между вторичной обмоткой трансформатора тока первой фазы и выпрямительным блоком, вход узла контроля степени нагрузки соединен с выходом упомянутого выпрямительного блока, а его выход с входом оптотиристора, анод которого соединен с источником питания переменного тока, а катод — с разрешающим входом блока защиты от перегрузки, первые входы блоков защиты от перегрузки, работы на двух фазах и режима заторможенного ротора соединены с выходом выпрямительного блока через замыкающий . контакт переключателя, а вторые входы тех же блоков защиты соединены с общей точкой схемы через размыкающий контакт того же переключателя, при этом выход упомянутых блоков защиты через элемент ИЛИ подключены к входу исполнительного органа.

2. Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что узел контроля степени нагрузки выполнен в виде трех блоков: блока контроля нагрузки выше номинальной, выход которого является выходом узла контроля блока контроля номинальной нагрузки, и блока контроля нагрузки ниже номинальной, при этом каждый из блоков состоит из последовательно включенных компаратора, усилителя мощности и индикатора, инвертирующие входы компараторов объединены и являются входом узла контроля степени нагрузки, при этом неинвертирующий вход компаратора блока контроля нагрузки ниже номинальной присоединен к подвижному контакту потенциометра, проградуированного в процентах от номинального ,тока, а вход потенциометра подключен между неинвертирующим входом компаратора блока контроля номинальной нагрузки и общей точкой схемы. ,!

3. Устройство по и. 1, о т л и— .ч а ю щ е е с я тем, что блок.защи ты от перегрузок снабжен RS-триггером, элементом индикации, при этом

t преобразователь напряжение — сопротивление с регулируемым коэффициентом усиления на базе резисторной оптопары включен на входе первого блока,фотореэистор. оптопары = последовательно с интегрирующим конденсатором, выход порогового элемента соединен с S-входом RS-триггера инверсный выход которого соединен с элементом индикации, прямой выход соединен с выходом блока, а R-вход RS-триггера соединен с вторым входом блока, вход порогового элемента подключен к выходу делителя резисторной оптопары.

1377955

4. Устройство по и. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что блок защиты. от работы на двух фазах снабжен

RS-триггером и элементом индикации причем выход усилителя блока защиты от работы на двух фазах соединен

S-входом триггера, R-вход которого является вторым входом блока защиты, инверсный выход RS-триггера соединен с элементом индикации, а прямой выход является выходом блока защиты.

5 . Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем,. что блок защиты от работы в режиме заторможенного ротора снабжен пороговым элементом с задержкой времени, инвертором, одновибратором и элементом ИМПЛИКАТОР, RS-триггером и элементом индикации, причем пороговый элемент установлен на входе блока, выход его через инвертор соединен с вторым входом элемента HMIIJIHKATOP, прямой вход одновибратора соединен с выходом элемента ЗИ-НЕ блока защиты от работы на двух фазах, а выход — с первым входом элемента ИМПЛИКАТОР, выход ко5 торого соединен с S-входом RS-триггера, R-вход которого соединен с . общей точкой схемы через размыкающий контакт переключателя, инверсный.вы" ход соединен с элементом индикации, 1р прямой выход является выходом блока защиты.

6. Устройство по п. 1, о т л и— чающее с я тем, что блок питания снабжен промежуточным реле с пе реключающим контактом, причем один конец. первичной обмотки трансформатора напряжения блока питания эаземлен, второй присоединен через размыgp кающий контакт реле к первой фазе питающей сети, а через замыкающий контакт — к второй фазе питающей сети, и обмотка реле присоединена к второй и третьей фазе питающей сети.

Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от аварийного режима 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике , в частности к электрической машине с нулевыми выводами обмотки статора, укомплектованной устройством защиты от коротких замыканий

Изобретение относится к электро технике и может быть использовано в схемах защит электродвигателей ft переменного тока, работаюнщх в повторно-кратковременном режиме

Изобретение относится к области защиты электрических машин и может быть использовано для защиты электродвигателей , особенно управляемых с помощью программируемых контроллеров и микропроцессорных средств

Изобретение относится к области защиты электрических машин и может быть использовано для защиты электродвигателей , особенно управляемых с помощью программируемых контроллеров и микропроцессорных средств

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам защиты от перегрузок электроме-

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для защиты электродвигателей от перегрева

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в схемах управления асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в схемах управления асинхронными электродвигателями

Изобретение относится к электротехнике , в частности к релейной защите

Изобретение относится к схемам защиты электрических двигателей,реагирующих на ток перегрузки

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к релейной защите и предназначено для защиты трехфазных электродвигателей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты тяговых электродвигателей (ТЭД) городского электротранспорта от перегрузок, связанных с толчками напряжения, возникающими в момент разрыва питающей электрической цепи, например, при прохождении подвижной единицей пересечек, нарушения контакта токоприемника с контактной сетью и т.п

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах защиты системы генератор-нагрузка, питающейся от трехфазных сетей с изолированной нейтралью, в частности, для путевого электроинструмента

Изобретение относится к защите трехфазного электродвигателя от асимметричного режима работы и работы при пониженном напряжении сети

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в устройствах защиты трехфазных электрических нагрузок, в частности электродвигателей
Наверх