Погружной газонаполненный электродвигатель
Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повьшение надежности и упрощение эксплуатации. В герметизированном корпусе 3 установлены ротор 4 и статор 7. Узел для осушения газа выполнен в виде расположенного вне корпуса герметичного газопровода, состоящего из труб 13 и 14, и камеры сбора конденсата 16о При работе электродвигателя заполняющий его газ циркулирует через полость 11, зазор 12, полость 10, трубы 13 и 1 4. В трубах газ охлаждается , и из него выделяется конден-.г сат, который под действием собственной массы стекает в камеру 16. Тем самым газ осушается от влаги. Это позволяет повысить ресурс двигателя. J .
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (511 4 Н 02 К 5/12 шГГГ/щ «ч > p
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
3
11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4118975/24-07 (22) 16.09.86 (46) 15.02.88. Бюл. У 6 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро герметичных и скважинных насосов Производственного объединения Молдавгидромаш" (72) Д.И.Вербицкий (53) 621.313.04 (088,8) (56) Патент США У 4104551, кл. 31088, 1978. (54) ПОГРУЖНОИ,ГАЗОНАПОЛНЕННЫЙ ЭЗПКТРОДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобрете„„SU„„1374347 А 1 ния — повышение надежности и упрощение эксплуатации. В герметиэированном корпусе 3 установлены ротор 4 и статор 7. Узел для осушения газа выполнен в виде расположенного вне корпуса герметичного газопровода, состоящего из труб 13 и 14, и камеры сбора конденсата 16. При работе электродвигателя заполняющий его газ циркулирует через полость 11, зазор 12, полость 1О,трубы 13 и 14. В трубах газ охлаждается, и из него выделяется конден-, сат, который под действием собственной массы стекает в камеру 16. Тем самым газ осушается от влаги. Это позволяет повысить ресурс двигателя. 1 Мл., 137434
Изобретение относится к погружным электродвигателям и может быть использовано в погружных электронасосах и других электромашинах.
Цель изобретения — повьппение надежности и упрощение эксплуатации электродвигателя.
На чертеже изображен погружной газонаполненный электродвигатель, общий вид.
Электродвигатель содержит уплотнение 1(торцовое уплотнение или манжета) рабочего конца вала 2, герметичный корпус 3, в котором установлены 15 ротор 4 на подшипниках 5 и 6 и статор 7 с лобовыми частями 8 и 9, размещенными.в двух противоположных по-. лостях 10 и 11, образованных корпусом
3 статором 7 и ротором 4. Иеж- 20
1 .ду ротором 4 и статором 7 име-ется радиальный зазор 12. Кроме того, электродвигатель содержит узел для осушения газа, заполняющего электродвигатель, от паров жидкости, выпол- 25 ненный в виде расположенного вне корпуса 3 герметичного газопровода, состоящего из труб 13 и 14, из теплопроводного материала (алюминий, медь, сталь и т.д.)и соединяющего : 30 указанные противоположные полости
l0 и 11 электродвигателя, и соединенной с газопроводом посредством герметичной трубы 15 камеры 16 сброса конденсата, расположенной ниже места 17 ее соединения с газопроводом. Камера 16 отделена от полости 11 электро- двигателя уплотнением 18(манжета или торцовое уплотнение) для уменьшения проникновения паров жидкости из каме- 40 ры 16 в полость 11. Электроэнергия подводится к электродвигателю по кабелю 19. Для слива конденсата из камеры 16 предусмотрена пробка 20.
Электродвигатель работает следую- 45 щим образом.
При пуске электродвигателя начинает вращаться ротор 4. Из ротора 4 и статора 7 выделяется тепло, и газ, заполняющий полость электродвигателя, 50 нагревается. Вследствие проникновения утечек окружающей погружной двигатель жидкости через уплотнение 1, а также ее паров через уплотнение
18 количество влаги в полости элект- 55 родвигателя постепенно увеличивается, причем в нагретом газе может содержаться большее количество паров,чем в холодном газе (при остановке элек7 2 тродвигателя). Более теплый газ перемещается вверх (в полость 10) и заполняет верхнюю часть трубы 13. Там он охлаждается омывающей снаружи газопровод жидкостью и перемещается по трубам 13 и 14 вниз (в полость 11), вытесняя более холодный, чем в полости 10, газ вверх по зазору 12 в полость 10. В результате обеспечивается охлаждение наиболее нагретых частей двигателя (в зазоре 12) протекающим охлажденным газом. Одновременно при охлаждении газа в трубе 13 про- исходит конденсация содержащихся в нем паров жидкости. Конденсат стека-, ет по трубе 15 в камеру 16 сбора конденсата, что обеспечивает осушение газа.
Повышение надежности электродвигателя достигается благодаря тому, что газопровод охлаждается окружающей средой с температурой, равной температуре. газа в полости электродвигателя при его отключенном состоянии, и конденсат в полости электродвигателя не выпадает (в процессе работы он выделяется в газопроводе и стекает в камеру сбора конденсата), при этом исключается авария за счет замыкания на корпус или межвиткового замыкания через конденсат. Кроме того, более интенсивное охлаждение двигателя циркулирующим через газопровод и двигатель охлажденным газом повышает ресурс двигателя.
Отсутствие гигроскопичного ве-щества упрощает эксплуатацию электродвигателя, так как не требуется периодически извлекать вещество из двигателя и следить за тем, чтобы оно не насыщалось.
Ф о р м у л а изобретения
Погружной газонаполненный электродвигатель, содержащий герметичный корпус, обмотку статора с лобовыми частями, ротор, установленный на валу, и узел для осушения газа от паров жидкости, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения эксплуатации, последний содержит камеру и по меньшей мере один расположенный вне корпуса герметичный трубопровод из теплопроводного материала, который соединяет !
1374347
Составитель А.Кузьмин
Техред М.дидык
Редактор А.Огар
Корректор А.Обручар
Тираж 665
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 613/51
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4 камеру с внутренним объемом корпуса электродвигателя в местах расположения лобовых частей, при этом камера размещена ниже мест соединения трубопровода с внутренним объемом корпуса.


