Способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания
Изобретение позволяет повысить экономичность путем термохимической регенерации теплоты отработавших газов. Отработавшие газы из работающей группы цилиндров 3,4 поступают в коллектор 6, затем по трубопроводу 10 попадают в коллектор 7 и из него в цилиндры 1 и 2 на тактах всасывания заряда. На тактах сжатия заряда поступившие в цилиндры отработавшие газы сжимаются и в них подают топливо. При зтом сгорания топлива не происходит из-за крайне незначительного содержания кислорода в отработавших газах. В цилиндрах создают условия для осуществления регенерации тепла отработавших газов путем конверсии тепла. На тактах выпуска продукты конверсии выталкиваются из цилиндров 1 и 2 в коллектор 5 и по трубопроводу 9 подают во впускной коллектор 8 работающих цилиндров 3 и 4, смешивают в коллекторе 8 с поступающим в двигатель воздухом и добавляют в цилиндры 3 и 4, где они сгорают вместе с впрыскиваемым-топливом . 1 ил. с te (Л со to о 00
СОЮЗ СОВЕтСНИХ
СОЦИАЛИСтИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (511 4 F 02 D 17/02 37/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
13, 11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HQMHTET СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTKPblTVM
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4128564/25-06 (22) 11.08.86 (46) 07 ° 02.88. Бюл. N- 5 (75) В.Ф. Передрий и Н.И. Носков (53) 621.436-545(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
F D 37/ОО, 1978. (54) СПОСОБ РАБОТЫ ЧЕТЫРЕХТАКТНОГО
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить экономичность путем термохимической регенерации теплоты отработавших газов. Отработавшие газы из работающей группы цилиндров 3,4 поступают в коллектор 6, затем по трубопроводу
10 попадают в коллектор 7 и из него в цилиндры 1 и 2 на тактах всасывания заряда. На тактах сжатия заряда поступившие в цилиндры отработавшие газы сжимаются и в них подают топливо. При этом сгорания топлива не происходит из-за крайне незначительного содержания кислорода в отработавших газах, В цилиндрах создают условия для осуществления регенерации тепла отработавших газов путем конверсии тепла. На тактах выпуска продукты конверсии выталкиваются из цилиндров 1 и 2 в коллектор 5 и по трубопроводу 9 подают во впускной коллектор 8 работающих цилиндров 3 и 4, смешивают в коллекторе 8 с поступающим в двигатель воздухом и добавляют в цилиндры 3 и 4, где они сгорают вместе с впрыскиваемым- топливом ° 1 ил е
1372081 мичность.
Изобретение относится к автоматическому регулированию двигателей .внутреннего сгорания.
Цель изобретения — повышение топI ливной экономичности путем термохимической регенерации теплоты отработавших газов.
На чертеже представлена схема двигателя внутреннего сгорания для реализации предлагаемого способа, Двигатель содержит отключаемую группу цилиндров 1 и 2, в которых на режимах частичных нагрузок и холостого хода прекращают процесс сгорания топлива, рабочую группу цилиндров
3 и 4, выпускные коллекторы 5 и 6 соответственно цилиндров 1-4, впускные коллекторы 7 и 8 соответственно цилиндров 1-4, трубопровод 9, соединяющий выпускной коллектор 5 и впускной коллектор 8, трубопровод 10, соединяющий выпускной коллектор 6 и впускной коллектор 7, заслонки 11-13.
Способ осуществляют следующим образом.
При переходе двигателя на частичные нагрузки или холостой ход заслонки 11-13 переводят в соответствующее положение (пунктчром обозначено положение заслонок при всех работающих цилиндрах), Отработавшие газы из работающей группы цилиндров 3 ч 4 поступают в коллектор 6, затем по трубопроводу
10 попадают в коллектор 7 и из него в цилиндры 1 и 2 на тактах всасывания заряда. На тактах сжатия заряда поступившие в цилиндры 1 и 2 отработавшие газы сжимают и в них подают топливо, при этом сгорания топлива не происходит из-за крайне незначительного содержания кислорода в отработавших газах.
Таким образом, в цилиндрах 1 и 2 создают условия для осуществления регенерации тепла отработавших газов путем конверсии топлива °
В цилиндрах 1 и 2 проходят эндотермические реакции конверсии углеводородного топлива с двуокисью углерода и водой, содержащимися в отработавших газах по следующим уравнениям: ш
С Н +nCO 2nCO+ — Н вЂ” q
tn 2 2 и+ш
С„Н +пНО nCO+ Н с(5 (О
35 где q u q — тепловой эффект эндо1 Р термической реакции конверсии углеводородного топлива, т.е. то количество теплоты, которое отработавшие газы, поступившие из работающих цилиндров 3 и 4, отдают топливу, подвергающемуся реакциям конверсии в цилиндрах 1 и 2. Теплотворная способность конвертированного топлива больше теплотворной способности исходного топлива на величину теплового эффекта реакции конверсии.
Степень конверсии топлива и регенерации теплоты пропорциональна температуре, давлению и концентрации реагентов, вступающих в реакцию. При сжатии отработавших газов в цилиндрах
1 и 2 все эти параметры возрастают, что способствует протеканию реакции конверсии топлива.
На тактах выпуска продукты конверсии выталкивают из цилиндров 1 и 2 в коллектор 5 и по трубопроводу 9 подают во впускной коллектор 8 работающих цилиндров 3 и 4, смешивают в коллекторе 8 с поступающим в двигатель воздухом и добавляют в цилиндры 3 и
4, где они сгорают вместе с впрыскиваемым топливом.
Использование способа работы дви- гателя внутреннего сгорания на частичных нагрузках и холостом ходу позволяет возвратить (за счет термохимической регенерации) для участия в рабочем процессе часть теплоты, теря- емой, с отработавшими газами, что существенно повышает топливную эконоформула изобретения
Способ работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания путем сжатия заряда, подачи топлива в сжатый заряд, отключения подачи топлива в группу цилиндров с перепуском отработавших газов из работающей группы цилиндров в отключаемую на режимах частичных нагрузок и холостого хода, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичности путем термохимической регенерации теплоты отработавших газов, во время сжатия заряда в каждом цилиндре отключаемой группы к отработавшим газам добавляют топливо, а полученные в нем продукты конверсии направляют в работа-, ющую группу цилиндров в качестве добавки к топливу.

